Маршалл, Джордж Кэтлетт

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Маршалл, Джордж Кэтлетт

(1880-1959)

американский генерал армии (1944). В 1939-45 начальник штаба армии США, в 1947-49 государственный секретарь США, в 1950-51 министр обороны. Инициатор плана Маршалла. Нобелевская премия мира (1953). Маршалла план - т. н. программа восстановления и развития Европы после 2-й мировой войны путем предоставления ей американской экономической помощи; выдвинут в 1947 Дж. К. Маршаллом (вступил в действие в апреле 1948). В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Зап. Германию). План Маршалла содействовал укреплению положения США в Зап. Европе. В 1951 заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшим одновременное предоставление экономической и военной помощи.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

МАРШАЛЛ, Джордж Кэтлетт
р. 1880), генерал - государственный секретарь США с января 1947 по январь 1949.

М. родился в семье торговца. Получил военное образование, после чего служил в качестве офицера американской армии на Филиппинах. Во время первой мировой войны М. был адъютантом ген. Першинга, главнокомандующего американскими экспедиционными силами в Европе. В 1924-27 он служил в американской армии в Китае, затем в США. В 1938 М. был назначен начальником оперативного отдела генерального штаба, а в 1939- начальником генерального штаба американской армии. Этот пост он занимал в течение всей второй мировой войны.

М. участвовал во всех важнейших международных конференциях военного времени - в Касабланке, Тегеране, Квебеке, Ялте и Потсдаме.

В ноябре 1945 М. был назначен личным представителем президента Трумэна в Китае в ранге посла. Здесь он посредничал при заключении перемирия между гоминданом и компартией, с помощью которого гоминдановцы рассчитывали выиграть время для подготовки генерального наступления против Народно-освободительной армии. Деятельность М. в Китае была целиком направлена на обеспечение военного превосходства гоминдана над коммунистами.

Еще до начала второй мировой войны М. открыто сблизился с реакционными политическими кругами США, добивавшимися установления мирового господства Соединенных Штатов и максимального увеличения их вооруженных сил. Это сближение проявилось особенно ярко после назначения М. в январе 1947 государственным секретарем вместо ушедшего в отставку Бирнса.

В качестве государственного секретаря М. поддерживал и осуществлял т. н. "доктрину Трумэна", целью которой является безудержная империалистическая экспансия США, поддержка реакционных сил и режимов во всем мире и организация блока, направленного против СССР и стран новой демократии.

М. является автором т. н. "плана Маршалла" (см.), представляющего собой продолжение и развитие "доктрины Трумэна" и рассчитанного на раскол Европы на два лагеря, закабаление Западной Европы Соединенными Штатами и сколачивание военно-политического "западного блока" с участием Западной Германии. Для латиноамериканской политики М. характерно стремление к созданию в Западном полушарии военно-политического блока под эгидой США. Это стремление нашло свое отражение в выступлениях М. на межамериканской конференции в Рио-де-Жанейро в 1947 и на панамериканской конференции в Боготе в 1948 (см. Панамериканские конференции).

С момента назначения на пост государственного секретаря М. являлся активным проводником т. н. "двухпартийной" агрессивной внешней политики Соединенных Штатов. Систематические нарушения западными державами решений Ялтинской и Потсдамской конференций по вопросу о Германии происходили по указке и под руководством возглавлявшейся М. американской дипломатии. При активном участии М. проводилась политика раскола Германии и создания марионеточного "правительства" Западной Германии (см. Лондонское совещание 1948). При его же ближайшем участии летом 1948 была проведена сепаратная денежная реформа в Западной Германии, которая привела к дезорганизации германской экономики и к обострению отношений между Советским Союзом, настаивавшим на выполнении принятых союзниками в Ялте и Потсдаме решений, и возглавляемым Соединенными Штатами блоком западных держав, добивавшимся завершения раскола Германии. В этот период М. занял провокационную позицию, настаивая на передаче берлинского вопроса на рассмотрение Совета безопасности, несмотря на то, что такой акт находился в вопиющем противоречии с уставом организации Объединенных наций.

М. способствовал срыву решения Московского совещания 1945 (см.) по вопросу о Корее, сопротивляясь созданию единого корейского демократического правительства. При его поддержке было создано реакционное марионеточное "правительство" в Южной Корее под руководством предателя корейского народа Син Ман Ри (Ли Сын Ман).

Проводя открыто империалистическую внешнюю политику, М. не раз пользовался жупелом "коммунистической опасности" и "угрозы" со стороны Советского Союза для оправдания интервенционистских мероприятий США (интервенция США в Греции, вмешательство США во внутренние дела Китая, помощь реакционной турецкой военщине, давление на итальянских избирателей во время выборов 1948, вмешательство во внутренние дела латиноамериканских стран и т. д.).

Под руководством М. агрессивный характер внешней политики Соединенных Штатов резко усилился, причем М. в сущности не считал нужным скрывать враждебное Советскому Союзу направление этой политики.

Одним из наиболее ярких проявлений антисоветской политики М. явилось его поведение во время обмена заявлениями о советско-американских отношениях в мае 1948, когда, несмотря на выраженную Советским правительством готовность урегулировать советско-американские отношения, М. выступил с заявлением, что США "не имеют ни малейшего желания проводить двусторонние переговоры с

Источник: Дипломатический словарь