МАРКСИЗМ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Марксизм
комплексная теория, разработанная Карлом Марксом и имеющая своим основанием исторический материализм, идею диалектического развития и анализ классовой системы общества.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

МАРКСИЗМ
широкий конгломерат различных теорий, учений, направлений, так или иначе связывающих себя с учением К. Маркса и Ф. Энгельса (советский марксизм, фрейдомарксизм,) "критическая теория общества" и др.).
В последней трети XIX в. завоевал ведущее место в социалистическом движении (период создания I Интернационала). Впоследствии произошло разделение М. на реформистское крыло европейской социал-демократии и радикальное (большевизм, марксизм и др.).

Источник: Политология: Словарь-справочник

МАРКСИЗМ
нем. Marx — по имени К. Маркса) — философское, социально-экономическое и политическое учение, созданное во второй половине XIX в. немецкими учеными К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895). Основу марксизма составляют диалектический материализм, теория общественно-экономических формаций и теория прибавочной стоимости. Марксизм проповедовал классовый принцип морали, подменяя нормы общечеловеческой морали классовыми интересами пролетариата; демонстрировал враждебое, воинствующее отношение к религии; допускал волюнтаризм, оправдывающий насильственные действия «революционной целесообразностью». Теоретические положения марксизма послужили основой для ленинизма и сталинизма — разновидностей коммунистической идеологии.

Источник: Новейший политологический словарь

Марксизм
Marxismus. Marxism Сводное определение для созданной К. Марксом (и Ф. Энгельсом) экономической и общественной теории, а также для связанных с ней политических и мировоззренческих принципов. Теоретическим ядром М. является «Капитал» (детальная критика капитализма). Политическое кредо М. представлено в «Коммунистическом манифесте». При жизни Маркса (и еще больше потом) М. изменялся, приспосабливаясь к соответственным (различавшимся и географически) политическим и экономическим условиям. Различают: 1) ортодоксальный М. (ориентирующийся на произведения Маркса); 2) революционный М. (сосредоточивающийся на дальнейшем развитии М. и его революционном воплощении); 3) ревизионизм, который в противовес революционному М. отвергает его радикальные и революционные аспекты; 4) неомарксизм (стремящийся приспособить основные постулаты М. к изменившимся социальным и экономическим условиям). См.: Коммунизм – Материализм

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Марксизм
философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, которое с нач. 20 в. разделилось на революционное (В. И. Ленин и др.) и реформистское (Э. Бернштейн и др.) течения. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма. После Октябрьской революции в России марксизм трансформировался в марксизм-ленинизм и подвергся догматизации, вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму. Крушение тоталитарных режимов с конца 80-х гг. во многих странах, где марксизм был государственной идеологией, открыло новый этап его изучения и оценки.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

МАРКСИЗМ
идейное течение второй половины XIX — XX столетия, связываемое с философией диалектического и исторического материализма, политической экономией и теорией прибавочной стоимости, положениями о классах, классовых отношениях и классовой борьбе, об общественно-экономических формациях, революции и коммунизме, разработанных К. Марксом, Ф. Энгельсом. Впоследствии марксизм был развит В.И. Лениным, Г.В. Плехановым, Л.Д. Троцким, И. В. Сталиным и другими исследователями и политиками. Центральной для самого Маркса выступала идея коммунизма — нового типа неполитической общественной организации, основанной на уничтожении частной собственности, наемного труда и окончательного освобождения человечества. Сегодня, по прошествии времени, в течение которого предпринимались революционные и иные попытки реализовать идеи марксизма, видны утопические элементы, недостатки и ошибки Маркса и, прежде всего, — игнорирование индивидуальности человеческой сути, абсолютизация материальных условий существования, разрушение естественных перегородок и форм неравенства. Однако следует признать, что марксизм по праву является одним из самых выдающихся философских, социальных и политических учений. Его положения восприняты как левыми и экстремистскими политическими силами, так и демократическими и правыми силами политического процесса.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

Марксизм
система политических, социальных, экономических, философских воззрений, возникшая в середине ХIХ века - связана с именами Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Формирование взглядов эти великих мыслителей шло в процессе осмысления и переосмысления основных достижений человечества в духовной сфере. По единодушному признанию многих исследователей, в том числе II.А.Бердяева (Н.А.Бердяев (1874-1948): См.: «Истоки и смысл русского коммунизма», К.Маркс был великим гением XIX века. Эту точку зрения разделял не только Ф.Энгельс, но и все видные социал-демократы того времени. Сам Ф.Энгельс по этому поводу писал: «Карл Маркс, безусловно, единственный гений среди нас. Мы, в лучшем случае, таланты». (См.: Ф.Энгельс: «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»). В области философии ими были созданы материалистическая диалектика (или диалектический материализм) и материалистическое понимание истории. Материалистическая диалектика - принципиально новое идейно-политическое направление философской мысли в истории человечества. Оно объясняло эту историю не с идеалистических, а с материалистических позиции, подчеркивая решающую роль народных масс в историческом процессе, работников, производящих материальные и духовные ценности.
При исследовании системы производственных отношений капитализма (в единстве с производительными силами) К.Маркс выявил, что сущность его состоит в получении прибавочной стоимости. Согласно взглядам К.Маркса и Ф.Энгельса, основным противоречием капиталистического производства является противоречие между уровнем и характером производительных сил при капитализме и частным, капиталистическим присвоением средств производства и, на этой основе, результатов труда работников, создающих материальные ценности. В итоге общественный характер производства в крупной промышленности вступает в противоречие с частным присвоением.
Это противоречие тормозит развитие производительных сил, порождает чрезмерное социальное неравенство в обществе. Поэтому радикальное устранение основного противоречия капитализма состоит в ликвидации отчуждения результатов труда работников от созданных ими материальных и духовных ценностей, для чего необходима социальная революция. Важно иметь в виду, что в то время иных способов ликвидации названного отчуждения мировая история не знала. В результате социальной революции, но концепции К.Маркса и Ф.Энгельса, «на место старого общества с его классовыми противоречиями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

МАРКСИЗМ
(коммунизм, марксизм‑ленинизм) это идеология (социальный проект империи англосаксов), провозглашающая построение справедливого общества (коммунизма), в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и не будет отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. М. предлагает построить коммунизм («рай на земле») для всего человечества (интернационализм). М. претендует на научность, хотя многие его аксиомы противоречат науке (например, утверждение «труд создал самого человека» из обезьяны). М. претендовал на статус идеологии пролетариата, появившегося в результате произошедшей промышленной революции, хотя самих пролетариев в среде лидеров коммунистического движения не было. Эта идеология рождена в Великобритании, впервые реализована в России, хотя в аграрной России пролетариат ещё совсем не был развит как класс. Основоположниками М. являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Далее учение развили В. Ленин и И. Сталин. М. провозглашает следующие базовые ценности:
• общественная собственность на орудия и средства производства материальных благ;
• защита интересов неимущих слоёв в ходе классовой борьбы за искоренение частной собственности на средства производства;
• воспитание нового человека, презирающего материальную выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду; идеал равенства и др. Идеологическими критериями истинности признаётся либо мнение основоположников (К. Маркс, Ф. Энгельс), либо политических лидеров (В. Ленин, И. Сталин, Мао Дзэдун, Ким Ир Сен и др.). Чувственной опорой М. являются идея классовой ненависти и идея исключительности роли рабочего класса в беспощадной борьбе с эксплуататорами (буржуазией и аристократией) и строительстве коммунизма как конечной цели. Классовая ненависть в России, выраженная в форме репрессий, помимо капиталистов и дворян распространялась большевиками на интеллигенцию (кстати сказать, в первую очередь!), духовенство, а позднее и на зажиточное крестьянство. Ненависть в период «красного террора» (1917–1924 гг.) коснулась русской культуры и русских духовных традиций. Исключительность рабочего класса проявилась в России формально – в виде диктатуры пролетариата, а фактически – диктатурой нового господствующего сословия – партийной номенклатуры. Следует отметить, что с приходом к власти в России И. Сталина процесс развития общества на основе М. пошёл совсем не по задуманному англосаксами плану «строительства коммунизма» в России. Вместо планового «разрушения до основания» России началось воссоздание мощнейшей державы. А к 70‑м гг. XX в. «классовая ненависть» полностью была нивелирована, уступив место вполне человечной советской нравственности. Коммунисты, в отличие от большевиков троцкистского толка, не только не были агентами империи англосаксов, но, наоборот, убеждёнными противниками всех врагов Отечества. Советские коммунисты с 30‑х гг. XX в. были нацелены на государственное строительство и защиту интересов трудящихся. Коммунисты построили мощнейшую сверхдержаву – СССР, обеспечили её индустриализацию, победу в Великой Отечественной войне, создали качественную систему образования, науки и искусства. Именно коммунисты вписали в историю Отчизны самые её величественные страницы, и нынешнее существование России возможно лишь благодаря мощному промышленному заделу, оставленному СССР. Идеи равенства и справедливости получили в Советском Союзе практическую реализацию, может быть лучшую в истории человечества. Идеологический союз сторонников православной империи с современными коммунистами допустим, поскольку и те и другие руководствуются имперским патриотизмом, интересами державы и народа, а не олигархов, преемственностью культуры и истории, близкими представлениями о нравственности и морали. М. в России, который с 1991 г. утратил былое влияние, можно рассматривать как профсоюзную декларацию социальной защиты трудовых слоёв населения.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

Марксизм
великая революционная теория пролетариата; создана Марксом; и Энгельсом, развита Лениным и Сталиным применительно к условиям эпохи империализма, пролетарской революции и строительства социализма в СССР. Обобщив и критически переработав весь исторический опыт угнетенных классов, все достижения научной мысли, Маркс дал пролетариату непобедимое оружие в борьбе против классовых врагов, за установление пролетарской диктатуры, за победу социализма. Маркс превратил социализм из мечтаний одиночек-утопистов в науку. Он впервые открыл и исследовал закон движения капиталистического общества и доказал, что оно неизбежно идет к пролетарской революции. Маркс научно доказал, что между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этот период «не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата...» (Маркс). Главным в марксизме является учение о диктатуре рабочего класса. Маркс доказал, что существование классов связано с определенными историческими ступенями развития производства; что классовая борьба в капиталистическом обществе необходимо ведет к диктатуре рабочего класса; что эта диктатура составляет переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов. Маркс доказал, что единственный путь к диктатуре рабочего класса лежит через пролетарскую революцию. Марксизм впервые выяснил огромную роль трудящегося крестьянства как важнейшего союзника рабочего класса на всех этапах его революционной борьбы. Марксизм заложил основы политики рабочего класса в национальном вопросе, рассматривая его как часть вопроса о диктатуре рабочего класса. Марксизм дал основные наброски учения о партии как о передовом отряде пролетариата. Впервые в истории марксизм на основе научного исследования наметил основные ступени развития коммунистического общества (см. Социализм и Коммунизм). Марксизм не есть только теория социализма. Марксизм - это цельное мировоззрение, философская система, которая называется диалектическим материализмом (см.). Душой философии Маркса является диалектика (см.), самое всестороннее, самое содержательное, самое глубокое учение о развитии. Величайшая заслуга Маркса состоит в том, что он последовательно распространил материализм на область общественных явлений. Маркс доказал, что действительной основой общества является способ производства материальных благ. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их сознание. Исторический материализм (см.) Маркса показал, что борьба классов является движущей силой всей истории человечества после распада первобытной общины. Наиболее глубоким и всесторонним подтверждением и применением теории Маркса является его экономическое учение. Маркс открыл основной закон товарно-капиталистического общества-закон стоимости. Краеугольным камнем экономической теории Маркса является учение о прибавочной стоимости (см.). Оно вскрыло природу капиталистической эксплуатации и показало всю глубину противоречия между рабочим классом и буржуазией. Накопление капитала ведет к тому, что на одном полюсе все больше сосредоточивается богатство, а на другом-нищета. Всякое повышение производительной силы труда при капитализме направляется против рабочего и ведет к образованию резервной армии труда (см. Безработица). Маркс впервые показал, что при капитализме неизбежны периодические кризисы, что кризисы коренятся в самой природе капитализма. В основе кризисов лежит противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. Это противоречие ярко проявляется в анархии производства, которая особенно выступает во время кризиса. Кризисы свидетельствуют о том, что капитализм становится оковами дальнейшего развития производства. Наступает момент, когда революционный пролетариат вооруженной силой свергает буржуазию, устанавливает свою диктатуру и приступает к строительству социализма. «Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют» (Маркс). Каждая новая ступень классовой борьбы приносит марксизму новые победы. Учение Маркса, развитое Лениным и Сталиным (см. Ленинизм), одержало полную победу в СССР и является знаменем борьбы за победу коммунизма во всем мире. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» (Ленин).

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

МАРКСИЗМ
(Мarxism) Идеи, понятия и теории, ставшие основой учения, известного как марксизм, были сформулированы Карлом Марксом (Marx) и Фридрихом Энгельсом (Engels) (они сами называли это учение "научным социализмом"). Взаимосвязь марксизма и социализма (socialism) достаточно проблематична, однако нет сомнений в том, что Маркс и Энгельс считали многих современных им социалистов "утопистами" (utopians) в том смысле, что те были недостаточно объективны в понимании того, как в действительности развивается капиталистическое общество. Маркс и Энгельс посвятили жизнь анализу исторических сил, которые, с их точки зрения, неумолимо вели к окончательному крушению капиталистической системы и революционному кризису, а он должен привести к переходному социалистическому периоду и (в итоге) к полной победе коммунизма (communism). Особенно пристальное внимание они уделяли экономическим процессам и структурам, считая их решающими "материальными" факторами в формировании социальной структуры и классовых отношений, а также государства и распределения политической власти. И все же различные школы марксизма, появившиеся в прошлом веке, по-разному оценивают значение экономических факторов при объяснении и прогнозировании более широких моделей социально-политических перемен. Ряд последователей марксизма (и, конечно же, некоторые его критики) считали Маркса и Энгельса детерминистами в области экономики; были и другие теоретики, признававшие общее взаимодействие экономических и иных социально-политических факторов. Эта полемика заняла центральное место в марксизме-ленинизме XX в., который неизбежно стремился проанализировать и объяснить революционные процессы, потрясшие весь мир (начиная с русской революции (Russian Revolution, 1917 г.), активное содействие им марксистских движений и политических партий. Марксизм-ленинизм буквально погряз в попытках доказать значение политического руководства и революционной государственной власти для построения социалистического (и коммунистического) общества. Сами Маркс и Энгельс не дали детального анализа этих вопросов, и в этом одна из причин, почему таким марксистам XX в., как Ленин (Lenin), Сталин (Stalin), Мао Цзэдун (Mao Zedong) и Кастро (Castro), удалось привнести свое собственное, отличное от других, видение будущего в рамках марксистской революционной стратегии. То, что многие революции, именовавшие себя марксистскими, на деле вели к укреплению государственной власти и (зачастую) к правлению однопартийных диктаторских режимов, а не к созданию общества, основанного на свободе человека и "отмирании" государства, тоже значительно усилило разногласия в оценках достоинств тех или иных марксистских стратегий. Крайнюю позицию занимают марксисты, отвергающие претензии диктаторских режимов на то, чтобы их считали "подлинно" марксистскими. В западном мире это ведет к настойчивым поискам более демократических и плюралистических стратегий перемен, например в еврокоммунизме (eurocommunism), а также в русле некоторых традиций социал-демократии (social democracy). Марксизм можно рассматривать также как особый подход к анализу общества (особенно в отношении исторических перемен), который оказал существенное воздействие на многие области исследований в общественных и гуманитарных науках. Едва ли найдется такая сфера социально-экономических, политических либо культурологических исследований, которая не подверглась бы критическому изучению при помощи методов марксистского анализа. В особенности это относится к использованию исторического материализма (historical materialism) как скрупулезного методологического подхода, основанного на убеждении в том, что структура разных форм общества и человеческих отношений является продуктами материальных условий и обстоятельств в большей степени, чем идей, мыслей или сознания. Именно под влиянием этого постулата в марксизме возникла проблема "детерминизма": упор на материальные силы экономического производства и общественные производственные отношения (т.е. классовые отношения) неизбежно предполагает, что именно они являются ключевыми факторами, которые определили и продолжают определять процесс исторических перемен. В частности, присутствует позитивная попытка подчеркнуть, что системы идей, в т.ч. системы политических убеждений и "продукты" культуры (такие как искусство и литература) в основе своей являются выражением классовых интересов и социально-экономического мировоззрения отдельных общественных групп. Таким образом, марксизм, анализируя капиталистическое общество, уделяет большое внимание проблемам власти не только с точки зрения явного политического превосходства, но и в плане превосходства за счет господствующего положения в классовой структуре (которое, как полагают, связано с политической позицией) и господства в сфере идей, ценностей и культурных норм. Марксистский анализ капитализма и условий, при которых капитализм вступает в периоды экономического кризиса, что в конечном счете ведет к социальной и политической революции, исключительно сложен и имеет преимущественно экономическую направленность. Поскольку после смерти Маркса и Энгельса капитализм продолжал развиваться и менять свой характер, многие философы-марксисты, начиная с Ленина, добавили важные, относящиеся к марксизму теоретические аспекты таких явлений как, например, новые условия мирового хозяйственного производства, империализм (imperialism) и колониализм (colonialism), меняющееся положение рабочего класса (working class) или пролетариата (proletariat), в котором марксисты всегда видели наиболее жестоко эксплуатируемый класс капиталистического общества и главную силу в окончательном свержении капитализма. Однако за последнее столетие рабочий класс капиталистических стран так сильно изменился, что сейчас едва ли возможно применение "классического марксизма" Маркса и Энгельса без решительного изменения в акцентах. Кроме того, политический успех зачастую сопутствовал марксизму в менее развитых, основанных на крестьянском хозяйствовании обществах, а не в более развитых индустриальных странах Запада. Возможно (так предполагают некоторые марксисты), центр тяжести классовой эксплуатации попросту переместился в третий мир (third world), но если это так, то в конце XX в. необходимо критически переосмыслить некоторые положения марксизма. В третьем мире в центре внимания марксистской мысли находятся империализм, колониализм и постколониализм. Марксистская критика капитализма придает особое значение роли института частной собственности (на капитал и землю) как основы классовой эксплуатации и зависимости наемных рабочих от привилегированной кучки собственников. Следовательно, будущее коммунистическое общество видится как замена – в общих интересах – частной собственности коллективной собственностью, осуществляемой в форме непосредственного рабочего контроля (workers´ control). У Маркса и Энгельса нет разработанной программы устройства будущего послереволюционного общества; более того, они подвергали критике все подобные программы как "утопические". Однако в реальной жизни марксистские государства проводили так много всевозможных практических экспериментов, а марксистские политические партии выдвинули такое множество различных стратегий, что просто невозможно выявить единый, согласованный подход. Под конец Маркс и Энгельс пришли к убеждению, что для реализации задач социалистического и коммунистического строительства необходимо дождаться необходимых для исторических перемен условий; в связи с этим в полном объеме встает вопрос о том, насколько быстро (или медленно) капитализм будет преобразован в социализм и коммунизм, а также о том, можно ли осуществить такое преобразование в отдельных странах или оно должно проводиться в мировом масштабе. "Социализм в одной стране" (socialism in one country) стал реальной стратегией, которой в XX в. следовали многие марксистские режимы (в т. ч. и СССР при Сталине), но если капитализм стал системой глобального экономического государства, то весьма сомнительно, что в отдельно взятой стране можно достичь целей, указанных Марксом, Энгельсом и Лениным. Крушение многих марксистских государств в конце 1980-х – начале 1990-х гг. (в т.ч. и распад СССР) породило новые сомнения в способности таких государств выжить в условиях взаимозависимого мира, где главное место занимают капиталистические страны. "Марксизм мертв" – таковы расхожие политические оценки последних лет. Однако альтернативный диагноз гласит: потерпела крушение лишь одна, частная, политическая форма марксизма, и поскольку в конце XX в. капитализм продолжает переживать серьезные экономические кризисы, а состояние окружающей среды представляет все большую угрозу самому существованию человечества, постольку будет существовать обширное политическое пространство, где по-прежнему будут выражаться, обсуждаться и развиваться идеи марксизма.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.57 мб

Марксизм - от научной теории к идеологии (к проблеме интерпретаций классического марксизма)

Лукьянов В.Ю.
Читать PDF
373.44 кб

Марксизм в судьбе русской революции

Шалак Александр Васильевич
Анализируются основные положения социальной теории К. Маркса применительно к великой русской революции 1917 г.
Читать PDF
170.69 кб

Марксизм в исламской политической мысли

Пасандиде Сомайе, Асонов Николай Васильевич
В статье раскрывается специфика постепенного осмысления марксизма в исламской политической мысли как отклика на несправедливость и насилие, идущие с Запада и разрушающие нравственные устои мусульман под видом утверждения буржуазно
Читать PDF
187.67 кб

МАРКСИЗМ В ЭПОХУ НОВЫХ МЕДИА (НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

Азарова Юлия Олеговна
Опираясь на исследования современных теоретиков марксизма (Н. Дайер-Уисфорда, Ф. Джеймсона, Дж. Дин, Т. Иглтона, Л. Накамуры, С. Сима, К.
Читать PDF
329.21 кб

Международная конференция «Марксизм и будущее»

Петров Александр Викторович
Читать PDF
402.81 кб

Марксизм между наукой и утопией

Лабика Ж.
Читать PDF
347.58 кб

Сартр и марксизм

Гобозов Иван Аршакович
Читать PDF
368.50 кб

Порвалась связь времен (марксизм и переоценка ценностей)

Дзюра Александр Иванович
Читать PDF
147.06 кб

Марксизм-ленинизм в постсоветской России

Джохадзе Д.В.
Читать PDF
243.06 кб

Марксизм и метанаука

Арон Р.
Читать PDF
296.21 кб

Западный марксизм

Грецкий Милий Николаевич, Лягушев Георгий Евгеньевич
Читать PDF
8.26 мб

А. С. Макаренко: марксизм и советский воспитательный проект 1920-1930-х годов

Новиков Сергей Геннадьевич
В статье рассматривается вопрос об идейных истоках педагогических взглядов А. С. Макаренко.
Читать PDF
684.02 кб

МАРКСИЗМ КАК РЕВОЛЮЦИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Тутов Леонид Арнольдович
Статья посвящена обоснованию статуса марксизма как революции в экономической наука.
Читать PDF
419.81 кб

Марксизм и экономика ХХI века: обзор к 200-летию со дня рождения мыслителя

Семин Александр Николаевич, Кислицкий Михаил Михайлович
Проведение исследования и подготовка статьи осуществлены по случаю празднования 200-летнего юбилея со дня рождения Карла Генриха Маркса.
Читать PDF
233.48 кб

КАРЛ МАРКС, МАРКСИЗМ И «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС»

Есип Игорь Михайлович
Во второй половине XIХ века активизировалась деятельность женщин по борьбе за равные права с мужчинами, приведшее к появлению такого движения как феминизм.

Похожие термины:

  • МАРКСИЗМ - интеллектуально сконструированная

    научная») политическая идеология, основанная на следующем: исторический материализм («материалистическое понимание истории»); диалектический характер развития мира; неприятие капитализма вслед
  • Легальный марксизм

    идейно-политическое течение российской интеллигенции в 1890-х гг. (П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский и др.). Выступали в легальных журналах «Новое слово» (1894-97), «Жизнь» (1897-1901), «Начало»
  • МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

    система экономических, социально-политических и философских взглядов. Стержневая идея - утверждение исторической миссии пролетариата. На базе созданного в XIX в. учения К. Маркса развита В. И. Ленин
  • Марксизм и национальный вопрос

    важнейшая работа товарища Сталина по национальному вопросу. Была впервые опубликована в 1913 г. в большевистском журнале «Просвещение», затем издана отдельной брошюрой в 1914 г.; входит в сборник стат