МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ
система экономических, социально-политических и философских взглядов. Стержневая идея - утверждение исторической миссии пролетариата. На базе созданного в XIX в. учения К. Маркса развита В. И. Лениным и его последователями применительно к новым историческим условиям.

Источник: Политология: Словарь-справочник

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ
т.е. учение К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. В данном контексте речь идет о трактовке этого учения официальной советской партийной и государственной идеологией, партийным аппаратом, толковавшим это учение как непосредственное орудие власти, направленное на ее обслуживание и прославление. Марксизм-ленинизм объявлялся «единственно верным, всесильным учением». Высказывание В.И. Ленина «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» применялось как лозунг и высечено на памятнике К. Марксу в Москве. Правомерно говорить о форме государственной религии, которой требовалось верить, поклоняться и которая не признавала никаких расхождений со своей официальной версией. Марксистскими признавались лишь те взгляды, которые не отличались от этой официальной, время от времени изменявшейся идеологии. Важнейшим творческим вкладом в развитие марксизма-ленинизма считались все решения и постановления очередных съездов КПСС и пленумов ее ЦК. «Марксизм-ленинизм — вот наша путеводная звезда, вот наш компас, по которому мы всегда проверяли и проверяем правильность нашей политики» (Брежнев Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. М., 1978, т. 1, с. 90). См. Ленинизм.

Источник: Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода 2004 г.

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

В марксизме-ленинизме нашли свое отражение идеи Карла Маркса (1818–1883) и Владимира Ильича Ленина (1870–1924). Маркс полагал, что действия людей и общественные институты экономически детерминированы и что классовая борьба является основным инструментом исторических преобразований. Ленин особое внимание уделял вопросам обустройства посткапиталистического общества.
Маркс утверждал, что индустриальные общества контролируются экономически доминирующим классом буржуазии. Богатства буржуазии лежат в основе ее политической мощи, а государство используется в качестве инструмента доминирования и эксплуатации рабочего класса (или пролетариата). Хотя те, кто владеет капиталом и контролирует его, и те, кто олицетворяет собой политическую власть, не всегда одни и те же люди, действия последних определяются экономическими интересами и культурными ценностями первых.
По убеждению Маркса, социальные классы постоянно друг другу противостоят, а эксплуататорская сущность капитализма делает пролетарскую революцию неизбежной. Эксплуатацией обусловлен рост классового самосознания, вследствие чего обостряется конфликт между классами, который разрешается революцией, в результате которой происходит свержение правящего класса с появлением нового общества, основанного, по терминологии Маркса, на диктатуре пролетариата. Для нового социалистического общества характерен отказ от частной собственности, которая рассматривалась как первопричина всех проявлений неравенства классовой системы.
Маркс мало что сказал об организации социалистического общества. Ленин же уделил этому вопросу самое пристальное внимание. Ленин утверждал, что авангардом (лидером) пролетариата призвана быть коммунистическая партия, которая руководит революцией и направляет общество в процессе построения истинного социализма. Воплощением идей Ленина стала однопартийная система, существовавшая в странах, следовавших по пути марксистско-ленинской идеологии.
См. также статьи «Авторитет», «Власть», «Государство», «Идеология», «Капитализм», «Коммунизм», «Плюрализм», «Социализм», «Тоталитаризм», «Элита».

Источник: 101 ключевая идея политика

Марксизм-ленинизм

- научная материалистическая система философских, экономических и социально-политических взглядов, основанная на выявлении объективных законов развития общества, природы и человеческого мышления, о законах революционной борьбы рабочего класса за свержение власти капитализма.
Марксизм - научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах революционной борьбы эксплуатируемых с эксплуататорами, основанная на материалистическом мировоззрении, на представлении об объективности законов развития человеческого общества. Марксизм - единственная обществоведческая наука, рассматривающая историческое движение общества с позиций эволюции общественно-экономических формаций, их возникновения, развития и загнивания при обострении их основного внутреннего противоречия, а также их замены на более прогрессивные путем социальной революции.
Марксизм дает ключ к общему пониманию происходящих в наши дни событий и позволяет определить их место в общем историческом процессе, понять причины происходящего и дать общий прогноз развития событий и выработать стратегию борьбы трудящихся за утверждение социализма и коммунизма как в нашей стране, так и во всем мире. Его основное экономическое положение - уничтожение частной собственности.
Ленинизм охватывает исторический этап перехода от капитализма к социализму путем социалистической революции. Сегодня он особенно ценен тем, что аккумулировал опыт борьбы с эксплуататорскими классами, их свержения в условиях самодержавия и диктатуры капитализма, а также по становлению социализма после победы социалистической революции. С учетом особенностей текущего периода этот опыт вооружает трудящихся теорией и тактикой борьбы с контрреволюцией и временно победившей буржуазией. Его основное политическое положение - свержение власти буржуазии.
Однако не следует забывать, что ни К.Маркс, ни В.И.Ленин не могли предусмотреть все детали и обстоятельства дальнейшего развития общества. Марксизм не догма, а руководство к действию. Упуская это из вида, "...мы делаем марксизм односторонним, уродливым, мертвым, мы вынимаем их него душу живую, мы подрываем его коренные теоретические основания - диалектику, учение о всестороннем и полном противоречий историческом развитии, мы подрываем его связь с определенными практическими задачами эпохи, которые могут меняться при каждом новом повороте истории" (Л., 20, 84).
Поэтому главной задачей сегодня является творческое осмысление наследия К.Маркса, В.И.Ленина, а также и И.В.Сталина, и применение его в современных условиях с учетом накопленного за последние десятилетия опыта и новых обстоятельств развития общества.

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ
революционное учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина; целостная научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса. М.л. наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления.
Марксизм возник в 40-х гг. 19 в., когда на арену истории как самостоятельная политическая сила вышел рабочий класс. Маркс и Энгельс были творцами научного мировоззрения рабочего класса и его авангарда коммунистической партии, программы, стратегии и тактики его революционной борьбы. Они создали подлинную революционную науку, призванную не только правильно объяснить мир, но и изменить его. Марксизм возник на базе всех достижений науки, передовой общественной мысли в середине 19 в., на базе обобщения опыта классовой борьбы пролетариата. Он открыл и научно обосновал объективные закономерности развития общества, неизбежность гибели капитализма, смены его коммунистической формацией и историческую миссию пролетариата как могильщика капитализма и созидателя нового, коммунистического общества. Маркс и Энгельс постоянно развивали свое учение, обогащали его новыми положениями и выводами, проверяя их правильность на революционном опыте масс, на новых достижениях науки.
Это учение получило свое дальнейшее развитие в теоретических трудах и практической деятельности В.И. Ленина. «Гениальный продолжатель дела Маркса и Энгельса Владимир Ильич Ленин, отмечается в Программе КПСС, в новых исторических условиях всесторонне развил их учение, дал ответы на коренные вопросы современности, вооружил рабочее движение теорией социалистической революции и социалистического строительства, научной системой взглядов на проблемы войны и мира». В.И. Ленин дополнил и обогатил три органически взаимосвязанные и взаимообусловленные составные части этого учения: философию — диалектический и исторический материализм; политическую экономию; научный коммунизм. Ленинизм это марксизм эпохи империализма и пролетарских революций. В период Великой Октябрьской социалистической революции с особой силой проявилось политическое искусство Ленина и его соратников, давших поучительный урок живой диалектики революционной мысли и действия. «Можно сказать, указывалось в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, посвященном 70летию Октябрьской революции, — что само течение ленинской мысли, вся деятельность большевиков, которая отличалась быстрой сменой форм и методов работы, гибкостью и неординарностью тактических решений, политической смелостью, ярчайший образец антидогматического, подлинно диалектического, а значит нового мышления». Вклад В.И. Ленина в марксистское учение столь велик, что оно по праву теперь называется М.л.
Дальнейшее творческое развитие М.л. Коммунистической партией Советского Союза и др. братскими партиями (см. Коммунистическая партия Советского Союза) неразрывно связано с опытом социалистического и коммунистического строительства в СССР и др. социалистических странах, с обобщением Новейших открытий и данных науки, с опытом мирового революционного рабочего и освободительного движения. М.л. имеет всеобщий, интернациональный характер. Он получает все большее распространение в мире и играет существенную роль в противоборстве социализма и капитализма, в развитии мирового революционного процесса. «Марксизм-ленинизм как творческое учение, — отмечал М. С. Горбачев, не набор готовых рецептов и доктринерских предписаний. Чуждое узколобому догматизму марксистско-ленинское учение обеспечивает активное взаимодействие новаторской теоретической мысли с практикой, с самим ходом революционной борьбы».

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ
Как известно, понятие "марксизм" появилось еще при жизни Маркса, что не раз вынуждало его отчитывать недобросовестных интерпретаторов, заявлять, что, если следовать их пониманию "марксизма", то он, Маркс - не марксист. Понятие "ленинизм" появилось уже после смерти Ленина, а понятие "марксизм-ленинизм" вошло в обиход, когда уже ни Маркса, ни Ленина не было в живых, а потому мы не располагаем сведениями об их согласии или несогласии таким образом использовать их имена. И тем не менее под влиянием многолетней пропаганды и у нас в стране (в России) и за рубежом многие политики, историки и политологи до сих пор отождествляют словосочетание "марксизм-ленинизм, появившееся в 20-е гг. XX в., со взглядами Маркса и Ленина. Это и есть та принципиальная ошибка, которая закрывает путь к верному пониманию происходящего во многих странах "реального социализма", не позволяет уяснить проблемы и судьбы социалистической идеологии в нынешнем мире. Дело в том, что "марксизм-ленинизм" - совсем не то, что говорили о нем многие коммунисты. Это вовсе не совокупность взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина, а особый идеологический продукт, созданный для специфических целей и для особой общественной силы - партийно-государственной бюрократии. Именно в этом качестве "марксизм-ленинизм" утвердился и существовал как важнейший элемент сталинских порядков, как мессианская моноидеология сталинского тоталитаризма.
В качестве самостоятельного учения, выдающего себя за систематизацию взглядов Маркса и Ленина, но на самом деле грубо фальсифицирующего их воззрения, марксизм-ленинизм стал вырабатываться и формироваться И.Сталиным после смерти В. Ленина в 1924 г. Уже в конце 20-х - начале 30-х гг. марксизмленинизм утверждается в качестве официальной идеологии ВКП(б) и советского общества, как взаимосвязанная система "общественных нayк" (марксистсколенинская философия, политическая экономия, научный коммунизм), лежащая в основе всей организации народного образования и воспитания. Вновь родившееся идеологическое создание - марксизм-ленинизм - начало свой непростой, но затем все более облегчаемый власть имущими своеобразный исторический путь. Характеризуя суть марксизма-ленинизма и пути его создания, известный российский экономист Г.Лисичкин писал: "Марксизмленинизм - это самостоятельное учение, систематизированное Сталиным в основном в сборнике "Вопросы ленинизма". Он издавался одиннадцать раз. Последний - в 1952 г., за год до смерти автора. Одиннадцать залпов было выпущено по учению Ленина, причем разрывными пулями. Разрывались его черты на части, склеивались по нужной Сталину логике, с добавкой компонентов особого свойства, и на вновь созданном продукте ставилось не авторское клеймо - сталинизм, а фальшивый ярлык, утверждающий, что он
- продукт этот - создан великими мастерами.
Лицемерие, подлог, демагогия были главными средствами в деятельности Сталина. Все эти качества воплотились и в созданном им учении, получившим название "марксизм-ленинизм"".
Как же относится "марксизм-ленинизм" к действительным взглядам К.Маркса и В.Ленина, чьим именем он спекулирует? Как он относится к рабочему классу, чьей идеологией себя называет?
Клянясь в верности идейному знамени Маркса и Ленина, во многом исходя из их тезисов, официально принятый сталинский марксизм-ленинизм вместе с тем имел сложные отношения со своими идейными источниками - марксизмом и ленинизмом. Что-то в них замалчивалось, что-то искажалось, что-то отвергалось или запрещалось и что-то раздувалось, но всегда это делалось так, как это было необходимо для сталинизма, для упрочения его собственной теории и практики - для обоснования узурпации партийно-государственной бюрократией и политической власти и собственности. Например, таким путем исчезла принципиально важная разница между эксплуатацией и угнетением, между обобществлением и огосударствлением, между собственностью и владением, что было весьма важно для господства бюрократии. Перестал существовать азиатский способ производства, опасный своим сходством со сталинским производством, возникло учение о пяти общественно-экономических формациях, приписанное К.Марксу, который совсем иначе понимал эти проблемы. Но это было важно для "исторического оптимизма" сталинистов.
Рассматривая взгляды Маркса и Энгельса в целом. можно утверждать, что особой фальсификации была подвергнута их трактовка отношения социализма и частной собственности (марксизму было приписано ее "зряшное отрицание"). Во взглядах Ленина фальсифицировались две проблемы: оценка Лениным Октябрьского переворота как несоциалистического, а демократического, и взгляды Ленина на пути и способы утверждения социализма в Советской России.
Если же говорить об идеологии рабочего класса, то официальный сталинский "марксизм-ленинизм" (вопреки сути действительного марксизма) вовсе не являлся руководством к действию ни для рабочего класса, ни для крестьянства и интеллигенции, ни для правящей партийно-государственной бюрократии, номенклатуры.
Это было скорее объяснение мира, чем средство его преобразования, в том смысле, что отобранные для него и заключающиеся в нем тезисы, вся совокупность идей, навязываемых массам, содержала, то, КАК должны эти массы понимать и интерпретировать происходящее, т. е. это была идеология, которая, по меткому выражению Л.Троцкого, укрепляя господство бюрократии, "страховала бы ее от недовольства снизу".
Особенно важно то, что отобранные идеи были так соединены и интерпретированы в официальном "марксизме-ленинизме", что служа избранным прагматическим целям, создавали видимость внутренне согласованного цельного учения. Ведь в сталинские времена и позже эта сталинская версия взглядов Маркса и Ленина штопалась, подчищалась, подгонялась под тексты и усиленно внедрялась (во многом это продолжалось еще и в годы перестройки) в общественное сознание; написаны горы монографий и учебников, тысячи брошюр и сотни тысяч статей, воспитаны целые поколения обществоведов, исповедывающих эту правдоподобную версию. А давно известно, что не так благотворна истина, как зловредна ее видимость.
Весьма существенно и то, что в этом процессе "отработки", латания и подгонки , осуществленных И.Сталиным и его приближенными, было запрещено любое сомнение в производимой селекции и проделываемых операциях. Фикция шаг за шагом становилась все больше и больше похожей на истину. Как тут не вспомнить афоризм: "для ниспровержения фиктивной власти слов нужна свобода слова". Это-то как раз и исключалось сталинским тоталитаризмом. Люди, все общество годами и десятилетиями приучались верить в догмы, очевидные нелепости и утопии. Именно отсутствие свободы слова, удушение инакомыслия, гнет и подавленность всего мыслящего в обществе привели к тому, что сталинская версия взглядов Маркса и Ленина - официальный марксизм-ленинизм - превратился в господствующую в СССР и других странах "реального социализма" идеологию, в важнейшее духовное освящение тоталитаризма.
Только с началом горбачевской перестройки, со свободой инакомыслия и плюрализма мнений началось развенчание этой сталинской фальсификации и освобождение обществ бывшего "реального социализма" от этой духовной отравы.
Марксизм-ленинизм. В то время как социал-демократия развивалась и становилась на позицию умеренных реформ, более малочисленная ее часть исходных социалистов осталась на позициях учения Маркса. Они стали коммунистами. Ключевой фигурой в этом преобразовании был русский интеллигент Владимир Ильич Ленин. Он внес определенные изменения в марксизм, чтобы сделать его применимым к той ситуации, в которой находилась Россия в начале нашего века. Поэтому другим названием коммунистического учения является "марксизм-ленинизм".
Империализм. Марксизм глубоко проник в умы русской интеллигенции конца прошлого века. Многие из них ненавидели царизм и нашли в марксизме теорию, которая могла им помочь избавиться от царистской системы. Маркс полагал, что его теория применима к наиболее развитым капиталистическим странам, но никак не к России, где капитализм только зарождался. Но, как мы отмечали ранее, идеологии часто искажаются при переносе из страны их происхождения в другую страну. Ленин, находившийся большей частью в ссылке в Цюрихе, Швейцарии, был озадачен проблемой, как приложить марксизм к отсталой России. С этой целью он выступил с теорией экономического империализма, заимствованной им у немецкой коммунистки Розы Люксембург и английского экономиста Дж.Л.Гибсона. Эти два мыслителя задались вопросом, почему пролетарские революции, предсказанные Марксом, не произошли в промышленно развитых странах. И они пришли к выводу, что капитализм успешно преобразовался, распространившись за океан, в колонии, для использовании их сырьевых запасов, дешевой рабочей силы и новых рынков. Таким образом, капитализм получил отсрочку своей гибели, преобразовавшись в империализм. Внутренний рынок не мог поглотить все, что производила капиталистическая система, поэтому она открыла для себя заморские рынки. Получая огромные прибыли с колоний, империалистическая страна могла себе позволить переплачивать рабочему классу, чтобы удержать его на реформистских, а не революционных позициях.
Ленин заметил, что распространение империализма происходит неравномерно. Некоторые страны, например, Великобритания и Германия, были в высшей степени развитыми, но те страны, в которых капитализм только зарождался, например, Япония, Россия, были довольно слабыми. Эти более отсталые страны также эксплуатировались международной капиталистической системой. Именно в таких странах революционные настроения проявляются наиболее ярко, они были "слабейшим звеном" империализма. Таким образом, Ленин полагал, что революция может - вначале - произойти в такой отсталой страна, а затем распространиться на более развитые страны. Империалистические страны находилась в сильной зависимости от своих колоний: если империализм лишить возможности эксплуатировать колонии, он погибнет. Далее Ленин полагал, что он нашел объяснение первой мировой войны: это было столкновение империалистических держав в борьбе за мировое экономическое господство.
В действительности же Ленин сдвинул центр тяжести учения Маркса от положения внутри капиталистических стран к положению между этими странами. Центр тяжести переместился с утверждения Маркса о том, что пролетариат восстанет против буржуазии, к утверждению о том, что эксплуатируемые нации восстанут против империалистических держав. Маркс, возможно, не одобрил бы подобный сдвиг.
Организация. Но реальный вклад Ленина заключается в том, какое значение он придавал организации. Ленин считал, что, находясь под постоянным наблюдением царской тайной полиции партия российских социалистов не может быть похожей на другие партии и быть такой же, как они, открытой, многочисленной, старающейся получить как можно больше голосов. Вместо этого она должна быть малочисленной, тайной, крепко организованной под центральным руководством и состоять из профессиональных революционеров. В 1903 г по этому вопросу произошел раскол Российской социал-демократической партии. Ленин имел достаточно большую поддержку на съезде партии в Брюсселе и получил 33 голоса из 51 присутствующего делегата. Ленин назвал свою фракцию большевистской (от русского "большинство"), те же, кто набрал меньшее число голосов, проводил более умеренную линию и, представляя партию более открытой, получил название меньшевиков ("меньшинство"). В 1918 г большевики изменили название партии, и она стала называться коммунистической.
В хаосе 1917 г. внимание Ленина к вопросам организации ослабло. Россия была страшно ослаблена войной. В марте 1917 г. группа умеренных захватила власть, но они не могли управлять страной. В ноябре большевики, умело управляя советами - организациями, возникшими в основных городах - пришли к власти. После жестокой гражданской войны, укрепив свою власть, Ленин обратился ко всем истинным социалистам мира с предложением объединиться в новое международное движение под непосредственным руководством Москвы. Эта организация называлась Коммунистический интернационал, или Коминтерн. Почти все партии социалистов в мире раскололись: их левое крыло вступило в Коминтерн и в 1920- 1921 гг. партии стали коммунистическими партиями.
С тех пор социал-демократические и коммунистические партии относятся друг к другу достаточно враждебно. В то время как партии демократических социалистов продолжали взаимодействовать с государственными чиновниками своей страны и старались содействовать проведению мер по повышению благосостояния, коммунистические партии, назвав их изменническими и продажными, следовали указаниям из Москвы. Интересная картина складывалась на выборах: в тех странах, где партии социалистов являются многочисленными, партии коммунистов сравнительно небольшие, и наоборот. Иногда эти партии бывают отчаянными соперниками.
Насколько в действительности верят в марксизмленинизм сегодняшние руководители Советского Союза? Они постоянно цитируют Маркса, однако некоторые обозреватели полагают, что в действительности они безразличны или даже циничны по отношению к идеологии и пользуются ею как занавеской. Они определяли свое общество не как коммунистическое - оно еще не наступило, над этим они сейчас работают - а как общество "развитого" или еще какого-нибудь в этом роде "социализма". Это мы у себя на Западе называем эти страны "коммунистическими". В 1961 г. руководитель партии Никита Хрущев погорячился, пообещав, что "наше поколение будет жить при коммунизме", и указал, что эта утопия будет осуществлена к 1980 г. Нет надобности напоминать, что партии так и не удалось осуществить это и что никто в Советском Союзе не обещает построения в скором будущем совершенного общества, о котором мечтал Маркс.

Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
147.06 кб

Марксизм-ленинизм в постсоветской России

Джохадзе Д.В.
Читать PDF
312.78 кб

НООСФЕРИЗМ XXI ВЕКА КАК ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ СНЯТИЕ МАРКСИЗМА- ЛЕНИНИЗМА ХХ ВЕКА

Субетто Александр Иванович
Статья отражает научный доклад, с которым автор выступил 7 июня 2018 года в Финансовом университете при Правительстве РФ на международной научной конференции «Марксизм и современность: метафизика исторического развития», посвященн
Читать PDF
98.11 кб

Кабинет марксизма-ленинизма в Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

Михеева Галина Васильевна
Годы завершения реконструкции народного хозяйства и построения социализма в СССР 1930-е гг. ставили перед страной задачу воспитания нового человека.
Читать PDF
111.96 кб

Кафедра марксизма-ленинизма - кафедра истории КПСС и политэкономии - кафедра истории Отечества

Савицкий Георгий Владимирович, Рощенко Ольга Михайловна
Читать PDF
202.28 кб

Размышления по поводу прочтения основоположниками марксизма-ленинизма «Философии права» Гегеля

Большаков Н. Н.
В статье предпринята попытка преодоления устоявшегося мнения о глубоком прочтении основоположниками марксизма «Философии права» Гегеля.