МАННГЕЙМ Карл

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МАННГЕЙМ Карл
1893-1947) — немецкий философ и социолог, ученик М. Вебера, один из основателей социологии знания, автор многочисленных работ по проблемам образования, воспитания и культуры. С 1933 г. эмигрировал в Великобританию. В центре научных интересов — изучение сущности идеологии и утопического сознания. Согласно Маннгейму, любая идеология — это теоретизированное отражение воли правящей политической элиты. Идеологии, в свою очередь, всегда противостоят «утопии» — неустойчивые, эмоционально окрашенные «духовные образования», порожденные сознанием оппозиционных социальных групп. Надежды на сохранение демократии в эпоху «массовых обществ», подверженных опасности установления тоталитарного режима фашистского типа, Маннгейм связывал с существованием в каждом обществе творческой интеллигенции. Основные работы: «Идеология и утопия» (1929); «Человек и общество в эпоху преобразования» (1935); «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом» (1943).

Источник: Новейший политологический словарь

Маннгейм, Карл
Манхейм (Mannheim) (1893-1947)
немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания, с 1933 в Великобритании. Опираясь на марксистское учение об идеологии, считал ее иллюзорными взглядами, оправдывающими статус-кво и противостоящими утопии, ложному сознанию оппозиционных слоев. Утверждал, что к истинному социальному познанию способна лишь творческая интеллигенция, стоящая вне классов, с которой Манхейм связывал надежды на сохранение демократии в условиях угрозы фашизма. Автор работ «Идеология и утопия» (1929), «Человек и общество в эпоху преобразования» (1935), «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом» (1943). В своей работе «Идеология и утопия» Маннгейм подчеркнул, что любая идеология - это апология существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении статус-кво. «Идеологиям» всегда противостоят «утопии» - как правило, недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные «духовные образования», порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев и групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно-пристрастные, как и «идеологии». По существу «утопии» ничем не отличаются от «идеологий», поскольку также стремятся «выдать часть за целое» свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. С приходом к власти ранее угнетаемых слоев «утопии» автоматически превращаются в «идеологии». Маннгейм выделяет и характеризует четыре идеально-типических формы утопического сознания: «оргиастический хилиазм анабаптистов», «либерально-гуманистическую идею», «консервативную идею» и «социалистически-коммунистическую утопию».

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
113.57 кб

2006. 01. 013. Каради Э. Карл Маннгейм: между социологией культуры и социологией знания. Karadi E. K

Гирко Л. В.