МАЛЫЙ БИЗНЕС

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МАЛЫЙ БИЗНЕС
бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения . Основной показатель, которым определяется принадлежность к этой категории, — число занятых на предприятии. Оно должно быть менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек — для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек — в оптовой торговле и менее 50 человек — в розничной торговле и сфере услуг.
Есть и другой показатель, не столь тесно связанный с количеством работающих. Это величина капитала данного предприятия. В подавляющем большинстве случаев он не должен превышать определенного порога, ограничивающего капитализацию сверху. При помощи применения данного критерия к предприятиям малого бизнеса можно отнести большее количество фирм и производственных объединений, чем при применении критерия по количеству работников. Это позволяет нечестным на руку руководителям предприятий более ловко лавировать среди законов, регулирующих производственные отношения, т. к. обычно предприятиям малого бизнеса дают всевозможные преференции в рамках его развития. Тем самым осуществляется один из аспектов эффективного менеджмента.
С другой стороны под словами о малом бизнесе проводится реструктуризация крупных предприятий во всех отраслях промышленности, т. к. голословно утверждается, что предприятия малого бизнеса работают намного эффективнее. В качестве доказательств данного утверждения приводят слова про конкуренцию, а также про «подстегивающий кнут» безработицы. Однако на деле все оказывается гораздо прозаичнее — постоянное банкротство предприятий малого бизнеса в связи с невозможностью заниматься частным предпринимательством из-за непосильного налогового бремени (при декларации всемерной поддержки) выкидывают многих людей на обочину жизни, превращая их в люмпенов.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

Бизнес малый
Экономика большинства развитых стран базируется на фундаменте малого бизнеса. Вклад малого бизнеса в ВВП таких стран составляет в среднем около 30%. Для России этот показатель достигает пока только 12%. В этой сфере сегодня заняты более 12 млн. человек, или 18% от экономически активного населения.
Очевидно, что российский малый бизнес занимает в национальной экономике более скромное место, чем малые предприятия в экономиках развитых стран, и его производительность, судя по государственной статистике, ниже, чем у средних и крупных предприятий.
Проблемы малого бизнеса в основном связаны, как показало специальное общенациональное исследование, проведенное весной 2005 г. ВЦИОМ совместно с Союзом ОПОРА, с шестью факторами. Это финансовая обеспеченность, включая доступ к заемному капиталу; судебная защита; взаимодействие с регулирующими инстанциями и уровень административных барьеров; возможность приобретения или получения в аренду недвижимости; доступ на рынки; защита малого бизнеса от криминальных посягательств.
По мнению самих владельцев и руководителей предприятий малого бизнеса, самым благополучным аспектом предпринимательского климата в России является финансовое состояние предприятий. Положительные оценки по этому фактору в основном преобладают над отрицательными. Впрочем, хорошая оценка финансового состояния бизнеса связана прежде всего с самим фактом существования предприятия. Поскольку предприятие существует, имеет оборотные средства, приносит так или иначе прибыль, предприниматель считает, что, в общем и целом, все в порядке. Ровно половина респондентов (50.5%) заявили, что «положение относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, для развития нет». Вероятно, именно эта формулировка наиболее адекватно отражает истинное положение малого предпринимательства.
Проблема бизнес-площадей актуальна для малых предприятий практически во всех регионах, и исследование это подтвердило. Лишь 4.1% заявили, что получить производственные площади «очень легко», и еще 19% — «скорее легко, чем сложно».
В сумме 69% респондентов, в свою очередь, заявили, что получить площади «скорее сложно, чем легко» или «очень сложно».
Если говорить о приобретении недвижимости в собственность, то основная сложность связана с высокими ценами на нее. 55.4% предпринимателей сообщили, что, по их мнению, рынок недвижимости в регионе имеется, но цены очень высоки и для малого бизнеса недоступны. Еще 13,1% предпринимателей полагают, что рынок есть, но основная проблема в отсутствии долгосрочных кредитов. Наконец, 15,6% утверждают, что рынка деловой недвижимости как такового нет, и площади можно приобрести только через чиновников. 54,4% арендаторов, по данным исследования, расходуют на аренду 30% от всех расходов предприятия и более, и 18% респондентов — 50% и более. Вместе с тем, далеко не все предприниматели считают размеры арендных платежей непосильными. Отвечая на вопрос «Что для вас предпочтительнее: снижение размеров платежей или их фиксация на длительный срок (т.е. нынешние платежи не пересматриваются в течение как минимум трех лет)», 43.3% опрошенных предпочли фиксацию платежей. Это позволяет региональным и местным администрациям гибко подходить к решению проблемы арендных платежей (если, конечно, администрация признает, что такая проблема есть и ею следует заниматься). Хорошо функционирующая, вызывающая доверие судебная система является необходимым элементом рыночной инфраструктуры. Без этого элемента значительная часть бизнеса, пусть даже успешно решающая во внесудебном порядке разного рода «вопросы», оказывается в «серой» зоне, несет более серьезные риски и более значительные издержки на взаимодействие с субъектами и регуляторами рынка, что соответственно отражается на экономическом положении этих предприятий. О том, какова ситуация с судебной системой в регионах РФ, говорят следующие цифры: 60.7% респондентов убеждены, что предприниматели региона в принципе не станут обращаться в суд и постараются решить проблемы другими способами.
Первый и главный из этих способов — обращение к посредникам из властных структур. Об этом заявили 52% опрошенных.
Таким образом, альтернативой суду является, называя вещи своими именами, коррумпированный государственный аппарат. Есть и другие способы, помимо обращения к чиновникам, решения проблем бизнеса. В частности, 14% респондентов заявляют, что бизнес обращается к посредникам из криминальных структур, 16% — к вышестоящим должностным лицам. Всего 11% упоминают предпринимательские объединения. Так или иначе, коррумпированный суд вынуждает бизнес прежде всего коррумпировать исполнительную ветвь власти, и это главный вывод в части правовых условий работы малого бизнеса.
Проблема доступа на рынки для малого бизнеса в регионах также стоит довольно остро: 50.5% респондентов заявили о существовании в регионе отраслей экономики, доступ в которые кем-либо искусственно затруднен. Примерно в одинаковой степени мешают доступу на отдельные рынки администрация региона (20,1%), крупные компании-монополисты (24,1%), администрация города или населенного пункта (20,2%). Интересно, что криминальные группировки в этом списке на последнем месте с пятью процентами, а правоохранительные органы оказались строкой выше, получив 9%. Таким образом, главной помехой честной конкуренции и доступу на рынки оказались региональные и муниципальные власти. Это неудивительно, если учесть, что по мнению 65% респондентов, представители администраций используют свое служебное положение для поддержки отдельных фирм «часто» или «иногда».
Предприниматели крайне слабо верят в то, что региональные власти знают об их законных интересах и учитывают эти интересы при принятии решений: не более четверти респондентов считают, что это так. Много вопросов возникает в связи с деструктивной деятельностью отдельных представителей региональных администраций и правоохранительных органов. Предприниматели утверждают, что представители государства совершают противоправные действия в отношении бизнеса чаще, чем криминальные группировки.
При всем при этом, говоря об основных рисках для малого предпринимательства, респонденты на первое место с большим отрывом ставят риски экономической конъюнктуры, а не отъем бизнеса или насилие со стороны криминала. Это означает положительную динамику условий малого предпринимательства в стране, и многое для решения проблем малого бизнеса делает государство. Вместе с тем очевидно, что существует большой потенциал развития малого бизнеса: об этом говорит хотя бы взрывной рост числа «кооперативов», небольших предприятий, торговых точек и т.п. во второй половине 1980-х, когда малый бизнес удовлетворял колоссальный спрос в условиях практически полного отсутствия административного и законодательного регулирования. Затем, и эту проблему как эксперты, так и сами предприниматели, выделяют особо, регулирование стало избыточным и остается таким по сей день. Снятие, по крайней мере, одного этого барьера должно значительно увеличить интерес населения к предпринимательству, создать массу рабочих мест и дать дополнительный импульс развитию российской экономики.
Е. С. Берлин

Источник: Словарь политических терминов.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF

Малый бизнес в колледже: цели, модели, риски

Скок Татьяна Анатольевна
В статье представлен опыт совмещения образовательной и коммерческой деятельности колледжа для обеспечения условий развития образовательной организации.
Читать PDF

Малый бизнес на пути к социальной ответственности

Стрижов С.А.
Статья посвящена проблеме социальной ответственности отечественного малого бизнеса. Автор анализирует критерии, следование которым в своей практике позволит отнести субъект малого бизнеса к категории социально ответственных.
Читать PDF

Малый и средний бизнес в социальной жизни республики Адыгея

Ханаху Руслан Асхадович
В статье представлены итоги социологического исследования среди предпринимателей Республики Адыгея, которая является регионом с достаточно развитой сферой малого и среднего предпринимательства.
Читать PDF

МАЛЫЙ БИЗНЕС: КАЧЕСТВО ЗАНЯТОСТИ И СОБЛЮДЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ

Баскакова Марина Евгеньевна, Соболева Ирина Викторовна
В статье исследуются проблемы обеспечения достойной занятости и соблюдения прав работников в сфере малого бизнеса.
Читать PDF

Малый и средний бизнес в условиях банковского кризиса республики Татарстан

Кашаев Ш.Р., Медведева П.В., Имамиева З.Р., Вашурина А.В.
В работе авторы осуществляют попытку первичного анализа кейса банковской сферы Республики Татарстан конца 2016 начала 2017 гг. Ситуация в данный период определяется как банковский кризис.
Читать PDF

От «Латентности» к «Мобилизации»: малый и средний бизнес и кампания в поддержку инспекционной реформ

Айтчисон Брайан
Государственные проверки предприятий малого и среднего бизнеса были главным препятствием на пути развития российской экономики «снизу».