(любовь к Родине, к Отечеству, проявляющаяся в патриотизме к семье, родным и близким и г. н.) эмоционально-положительное отношение человека к людям, общности людей, к идеям или принципам жизнедеятельности. Как основное проявление человеческой деятельности издавна - предмет анализа социально-политического и гуманитарного знания. В учении Платона определено различие между чувственно-телесной, земной любовью, т.е. ни зшей формой любви, и идеальной, небесной любовью, представляющей собой восхождение духа к абсолютной гармонии, идеалам красоты и блага. Такое двойственное понимание любви сохранило свое значение и в современных теориях.
По словам Апостола Павла. «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит».
Диалектику отношений любящим и его предметом (предметом любви: Родина, мать, дети, женщина и т. д.) подробно исследовал Г.Гегель. Он писал: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя в другом «Я» и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою».
Но мнению Ж.-П.Сартра, цель любви не заставить полюбить, а идеал, цель и ценность любви состоит в том, чтобы влияя на свободу других, оставлять её при этом невредимой. Именно свобода обеспечивает возможность любви, побуждает ее возникновение.
В трактате «Ветка перемен» говорится: «Влечение душ порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тела порождает желание. Соединение трех влечений порождает любовь». С точки зрения современного социально-политического и нравственного сознания любовь является одной из главных моральных ценностей: она неразрывно связана со стремлением к идеалу и выступает как важный показатель общей культуры человека и человечества. Любовь характеризуется избирательностью и представляет собой глубоко индивидуальное чувство, ориентированное (по общему правилу) на взаимность, длительность и добровольность: нельзя полюбить по приказу, как и по приказу, разлюбить другого человека, государство, политические идеалы и т. д.
По мнению автора этих строк, любовь - это глубокое чувство без надежды получить какие-либо ответные преимущества: материальные, социальные; не преследующее какой-либо иной цели кроме одной - отдать любимому человеку всего себя без остатка, даже если потребуют обстоятельства, и свою жизнь.
ЛЮБОВЬ
ЛЮБОВЬ
понятие, имеющее в русском языке несколько основных значений:
1) в быту в самом широком смысле Л. означает глубокую привязанность (глубокое эмоциональное влечение, сильную симпатию) к кому‑то (человеку, животному) или чему‑то (предмету, продукту, образу, явлению и т. п.). Кроме того, Л. – это состояние любящего (по В. Далю);
2) в философии Л. – интимное избирательное чувство (субъекта), направленное на предмет любви (объект), сопряжённое с глубоким эмоциональным переживанием и выступающее как субъективный индикатор счастья;
3) в искусстве, поэзии Л. – платоническая Л., «восхищение души образами» (по Ибн Хазму), выражаемое средствами искусства. Так, например, любовные сонеты Ф. Петрарки к прекрасной Лауре, с которой он не был близко знаком, отражают поэтическое восхищение образом женщины;
4) в примитивном, невежественном сознании и в антихристианских концепциях (например, неоязычестве и сатанизме) Л. – дикая стихийная сила полового влечения, спроецированная на объект; жажда полового удовлетворения (половая страсть, вожделение), отождествление понятию «секс»;
5) в Христианстве Л. – это такое высокодуховное состояние человека, когда братское милосердие к ближнему сочетается с сыновней благодарностью к Богу и отеческой заботой об окружающем мире. Л. – ключевое понятие христианского вероисповедания, поскольку «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (по св. Ап. Иоанну), а главнейшая заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего как себя самого». Согласно Христианству, милосердная Л. – главный закон человеческой жизни, выступающий как идеальное начало духовного и общественного единения. Л. для христиан – это прежде всего любовь Бога к человеку и человека к Богу, а также высший вид Л. между мужчиной и женщиной. Л. мужчины и женщины по христианской этике – это возвышенное (а не эгоистичное, не просто плотское вожделение) душевное (сердечное) чувство, ищущее не только физической близости, но и душевного единения, чувство, в идеале стремящееся к церковному браку.
Примечательно, что у древних греков различное понимание Л. выражалось отдельными терминами: Эрос, или чувственная и восторженная влюблённость, сексуальная страсть, сильное влечение вплоть до потери самоконтроля («потерять от Л. голову»), чувство прекрасное, но не долговечное. Филия, или духовная Л., – дружба, дружественность, расположение, глубокая, но не эротическая привязанность (например, дружба друзей, дружба в семье); по Платону, филия – это высшая Л. Людус, или игривая Л. (флирт как чувство в начале отношений или, например, заигрывание). Агапэ, или вселенская (самоотверженная, бескорыстная, альтруистическая, жертвенная) Л., распространяемая на всех людей, аналог центральной христианской концепции милосердной Л.; агапэ – это растворение любящего в заботе о любимом. Прагма, или зрелая Л. (например, глубокие надёжные отношения, сложившиеся в крепкой супружеской паре благодаря умению идти на компромиссы друг с другом, терпению и терпимости), чувство прекрасное и долговечное. Филатиа, или Л. к себе, имела два значения. Первое связано с проявлением нарциссизма, то есть это самовлюблённость, эгоизм и стремление к личным удовольствиям, деньгам и славе вне всяких разумных пределов. Второе значение как бы выражает идею Аристотеля: «Л. к окружающим – это продолжение Л. к себе», то есть если вы любите себя и чувствуете себя счастливым, то вы будете дарить Л. и другим. Сторге – это Л.‑нежность как продолжение филии или эроса, то есть Л., рождаемая из дружбы, или Л., продолжающаяся после того, как любовные отношения закончились. Мания – комбинация из эроса и людуса, одержимость, которой всегда сопутствуют ревность и изнуряющая страсть.
1) в быту в самом широком смысле Л. означает глубокую привязанность (глубокое эмоциональное влечение, сильную симпатию) к кому‑то (человеку, животному) или чему‑то (предмету, продукту, образу, явлению и т. п.). Кроме того, Л. – это состояние любящего (по В. Далю);
2) в философии Л. – интимное избирательное чувство (субъекта), направленное на предмет любви (объект), сопряжённое с глубоким эмоциональным переживанием и выступающее как субъективный индикатор счастья;
3) в искусстве, поэзии Л. – платоническая Л., «восхищение души образами» (по Ибн Хазму), выражаемое средствами искусства. Так, например, любовные сонеты Ф. Петрарки к прекрасной Лауре, с которой он не был близко знаком, отражают поэтическое восхищение образом женщины;
4) в примитивном, невежественном сознании и в антихристианских концепциях (например, неоязычестве и сатанизме) Л. – дикая стихийная сила полового влечения, спроецированная на объект; жажда полового удовлетворения (половая страсть, вожделение), отождествление понятию «секс»;
5) в Христианстве Л. – это такое высокодуховное состояние человека, когда братское милосердие к ближнему сочетается с сыновней благодарностью к Богу и отеческой заботой об окружающем мире. Л. – ключевое понятие христианского вероисповедания, поскольку «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (по св. Ап. Иоанну), а главнейшая заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего как себя самого». Согласно Христианству, милосердная Л. – главный закон человеческой жизни, выступающий как идеальное начало духовного и общественного единения. Л. для христиан – это прежде всего любовь Бога к человеку и человека к Богу, а также высший вид Л. между мужчиной и женщиной. Л. мужчины и женщины по христианской этике – это возвышенное (а не эгоистичное, не просто плотское вожделение) душевное (сердечное) чувство, ищущее не только физической близости, но и душевного единения, чувство, в идеале стремящееся к церковному браку.
Примечательно, что у древних греков различное понимание Л. выражалось отдельными терминами: Эрос, или чувственная и восторженная влюблённость, сексуальная страсть, сильное влечение вплоть до потери самоконтроля («потерять от Л. голову»), чувство прекрасное, но не долговечное. Филия, или духовная Л., – дружба, дружественность, расположение, глубокая, но не эротическая привязанность (например, дружба друзей, дружба в семье); по Платону, филия – это высшая Л. Людус, или игривая Л. (флирт как чувство в начале отношений или, например, заигрывание). Агапэ, или вселенская (самоотверженная, бескорыстная, альтруистическая, жертвенная) Л., распространяемая на всех людей, аналог центральной христианской концепции милосердной Л.; агапэ – это растворение любящего в заботе о любимом. Прагма, или зрелая Л. (например, глубокие надёжные отношения, сложившиеся в крепкой супружеской паре благодаря умению идти на компромиссы друг с другом, терпению и терпимости), чувство прекрасное и долговечное. Филатиа, или Л. к себе, имела два значения. Первое связано с проявлением нарциссизма, то есть это самовлюблённость, эгоизм и стремление к личным удовольствиям, деньгам и славе вне всяких разумных пределов. Второе значение как бы выражает идею Аристотеля: «Л. к окружающим – это продолжение Л. к себе», то есть если вы любите себя и чувствуете себя счастливым, то вы будете дарить Л. и другим. Сторге – это Л.‑нежность как продолжение филии или эроса, то есть Л., рождаемая из дружбы, или Л., продолжающаяся после того, как любовные отношения закончились. Мания – комбинация из эроса и людуса, одержимость, которой всегда сопутствуют ревность и изнуряющая страсть.
Источник: Советский политический язык 1984 г.