ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ К ДОГОВОРУ О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И ДОГОВОРУ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА (ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР) (2007 г.)

Найдено 1 определение
ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ К ДОГОВОРУ О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И ДОГОВОРУ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА (ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР) (2007 г.)
международный договор, согласованный на межправительственной конференции 19 октября в 2007 г. и подписанный на саммите Европейского Союза 13 декабря 2007 г. в г. Лиссабон (Португалия). Вступил в силу 1 декабря 2009 г. Текст Л. д. внес изменения в основополагающие документы Европейского Союза: Римский договор (1957 г.), Маастрихтский договор (1992 г.) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (1957 г.). Л. д. состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов и 59 деклараций. Согласно положениям Л. д. Европейский Союз приобрёл правосубъектность. Принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные (защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др.) становились основополагающими задачами политики ЕС. Вводился пост постоянного председателя Европейского совета, который должен избираться европейскими лидерами сроком на два с половиной года с возможностью переизбрания на второй срок. Постоянный председатель Европейского совета должен представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. “Европейский парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом” (ст. 9а). Парламент получил большую полноту власти, поскольку его вес как законодательного органа приравнивается к весу Совета. Он также получил равный статус с Советом в отношении вопросов бюджета. Европейский Совет стал полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств‑членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе должен участвовать Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности. Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Европейский Совет должен избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Европейский Совет должен представлять Европейский Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Верховный представитель должен осуществлять общую внешнюю политику и политику безопасности Европейского союза путём внесения предложений и реализации уже достигнутых договоренностей. В соответствии с Л. д., Суд ЕС состоит из Европейского суда (высшая инстанция), Суда общей юрисдикции (первая инстанция) и Трибунала гражданской службы. От каждого государства в нём должен быть представлен один судья; в нём также должны быть представлены 11 генеральных адвокатов. Судьи и адвокаты выбираются из числа выдающихся личностей и назначаются с общего согласия правительств стран‑членов на шесть лет после консультаций со специальным комитетом. Договор четко разделяет компетенции, относящиеся к ведению Союза и национальных правительств. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах‑членах. “Положения, относящиеся к Общей политике безопасности и политике в области обороны не ущемляют отдельные аспекты политики безопасности и обороны государств‑членов. ЕС и национальные государства остаются связанными положениями Устава ООН…” (Декларация 30). Решения по вопросам в данной сфере принимаются единогласно (ст. 17 Договора о ЕС). ЕС уважает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии по правам человека», она «имеет ту же юридическую силу, что и основополагающие договоры Союза» (ст. 6 Договора о ЕС). Впервые в Договоре в рамках ЕС оговаривается возможность и процедура выхода из состава Европейского Союза.

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.