ЛИДЕР
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Источник: Методические указания по политологии
Источник: Словарь по политологии
Источник: Политология: понятия и дефиниции
Источник: Сводный словарь по политологии
1) глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе;
2) лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Дифференциация на лидеров и ведомых характерна для всех уровней общественной организации, от неформальных организаций до политической элиты. Политическое лидерство сопряжено с постоянным приоритетным влиянием со стороны определенного лица на все общество, его способностью сплачивать людей, изменять ход событий и направленность политических процессов. Напротив, невыполнение политическими лидерами своей социальной роли приводит к их оторванности от народа, потере доверия к власти, деформации политики.
Долгое время лидерство рассматривалось под углом зрения индивидуальной роли выдающейся личности. Действительно, еще в самых древних обществах сложился такой порядок общественной жизни, где ведущую роль играли люди опытные, сильные, умные, которые получали признание и авторитет среди соплеменников. Аристотель считал, что на ранних этапах развития общества лидерами (царями) становились старшие и более опытные главы семейств. В последующем право властвовать получает тот, кто превосходит других размером. По мнению сторонников возводящейся к Аристотелю «теории черт», лидером может стать не всякий — это природный дар. Лидером становятся благодаря таким чертам характера как ум, энергия, воля, храбрость и т. д.
Широко распространена точка зрения, что лидер — это всегда продукт определенного времени, места и обстоятельств, и что лидерское поведение личности определяется потребностями сложившейся ситуации и спецификой встающих перед обществом задач. Американский политолог Ю. Дженнингс писал: «Нет сомнения в том, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события — всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, когда он может ее использовать. Величайшие лидеры обладают способностью обратить ситуацию в свой актив».
С ситуационной теорией перекликается «теория последователей», согласно которой лидеры — это, прежде всего, выразители настроений, интересов, потребностей тех или иных социальных групп. Группа сама выбирает себе лидера по своим нуждам, таким образом, лидер — это только инструмент социальной группы.
Следует различать такие понятия как лидер и формальный руководитель. Последний назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Лидер же — не формальная должность, а общественный статус, его власть основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете, т. е. на добровольном подчинении последователей. Но часто бывает, что формальный руководитель обладает качествами лидера и вследствие этого обретает социальный статус лидера, заслуживая авторитет и доверие со стороны большинства членов общества.
Классическая типология лидеров принадлежит немецкому ученому М. Веберу, утверждавшему, что подчинение воле лидера может происходить из целерациональных соображений, из веры в святость издавна существующих порядков или чисто аффективно, из личной симпатии подданных. В соответствии с такими мотивами Вебер выделяет 3 чистых типа господства: легальный, традиционный и харизматический.
Рационально-легальный тип основывается на законе, правовом порядке. Этот тип характерен для стран с демократическим укладом и воплощается в правовом государстве.
При легальном типе господства люди повинуются установленному правопорядку. Обществом руководят избираемые или назначаемые сверху органы управления, состоящие из профессиональных чиновников, обученных и компетентных специалистов. Они действуют только в пределах своей компетенции на формально-правовых основах.
К легальному типу господства относятся не только парламентарноконституционные государства, но и частнокапиталистические предприятия, политические организации и партии. По утверждению Вебера, наиболее чистым типом легального господства является бюрократия, значение которой неумолимо возрастает.
«Традиционное» господство основано на «вере в святость издавна существующих порядков». Его наиболее полным воплощением является патриархальное господство. Лидер непосредственно управляет органом власти из преданных лично ему «слуг», остальное население является «подданными». Управление такого типа ведется по издавна сложившейся и укоренившейся традиции.
Третьим типом является «харизматическое» господство. Оно основывается на аффективной вере в личность, наделенную харизмой (божественным даром), которая отделяет ее от прочих людей и возвышает над ними. Харизмой обладали пророки, великие полководцы и политики, являвшие собой тип «вождя», которому повинуются не по разумному убеждению, а иррационально.
Харизматический авторитет не связан с нормативным порядком назначения на управляющую должность и зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от преклонения перед ним.
По Веберу, такой лидер способен предложить обществу новые ответы на волнующие вопросы и выступить с инициативами, которые выходят за рамки принятого и в обычных условиях были бы эффективно блокированы. Следовательно, харизматический лидер чаще всего играет новаторскую или революционную роль.
Существуют и иные принципы типологизации политических лидеров. Так, по отношению к цели, которую ставит лидер, и воздействию, оказываемому им на общество, выделяют 3 типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры.
Если XX в. был временем революционеров, то в современных условиях глобальной модернизации чаще востребован лидер-реформатор, умеющий сохранять традиции, обычаи и духовную культуру. Актуальным становится исследование стилей политических лидеров. Политический стиль отражает не только индивидуальность, но и методы поддержания курса, характер взаимодействия с окружением, степень влияния на массы, способы реагирования на возникающие проблемы.
Для высшего руководства России конца 1980-х — начала 1990-х гг. был характерен харизматический тип лидерства: перестройка породила в общественном сознании надежду на некое чудо, способное разом решить все проблемы. В подобных условиях знания и рациональнообоснованные ориентации заменяются верой. Однако когда в результате деятельности пришедших к власти либералов-«реформаторов» страна оказалась на грани коллапса, жители России испытали серьезное разочарование в своих «кумирах».
В начале XXI в. с приходом к власти В. Путина ситуация постепенно стала меняться. Деятельность молодого, энергичного лидера вернула народу доверие к власти. И это доверие подкреплено уже не слепой верой в «вождя-чудотворца», а реальными успехами страны в экономике, социальной и международной политике.
- во-первых, лидер малой группы лиц. обладающих наибольшей властью в государстве (в политическом обществе): президент, премьер-министр и т. д. Политическим лидером становится лицо, ведущий актор власти, наиболее авторитетный человек (в значительной части случаев - харизматическая личность) с выдающимися личными качествами, деловой, активный, интеллектуальный, обычно коммуникабельный государственный деятель, обладающий организаторскими способностями, предприимчивостью, прагматизмом. Авторитет интеллектуального политического лидера основан также на умении решать сложные задачи, находить нестандартные решения, выполнять функции «мозгового цента» группы, снимать ее напряженность;
- во-вторых, лидер политического движения, политической партии, общественно-политического движения - лицо, с которым конкретные социальные группы (социальные слои) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов. Лидер этого уровня воздействует на общественное мнение, как в силу личных качеств, так и благодаря тому, что поддерживающая его часть группы находится в состоянии ожидания - особом явлении массового сознания, потребности в политическом лидере; она (эта часть группы) авансирует лидера определенной степенью доверия и политической поддержки. Чем менее определены цели и задачи общественно-политического движения, тем более значима деятельность такого политического лидера;
- лидер третьего уровня - политик, действующий в системе определенных координат властных отношений, как правило, не оказывает на политическое поведение решающего влияния. Деятельность политического лидера в данном случае определяется внешними регулятивами. присущими конкретной политической культуре и механизмом политического лидерства.
Влияние политического лидерства второго и третьего уровней основано на связи их политических программ с умонастроениями, свойственными массовому сознанию. Специфику этой связи составляет использование лидером трех образов восприятия политической деятельности: образа информации, образа значения, образа ожидаемого будущего. Образы восприятия политического лидерства, присущие массовому сознанию, служат основой политической установки - готовности действовать в конкретном политическом направлении преобразующей деятельности политического лидера и группы. Политическое лидерство - это уникальный феномен политической и социальной жизни, связанный, как отмечалось выше, с распределением и осуществлением властных функций. Концепции политического лидерства могут быть разделены в зависимости от их теоретических обоснований на три группы:
- исходящие из того, что политическое лидерство - универсальный феномен человеческой деятельности, он обусловлен закономерностями функционирования политической системы во всех сферах жизни общества - в политике, в экономике, в социальных процессах, в культуре и т. п.:
- отождествляющие политическое лидерство с руководством и управлением: при этом формальное обладание властью рассматривается как необходимое и достаточное условие политического лидерства: деятельность лидера предстает как (в значительной степени) административная: специфика явления сводится преимущественно к правовым (партийно-этическим, нравственным, религиозным) регулятивам политического поведения должностного лица, а политическое лидерство отождествляется с органами государственной власти;
- рассматривающие политическое лидерство как специфическое явление общественной жизни, не сводимое к экономическим, правовым или психологическим принципам. Политическое лидерство, согласно этой точке зрения, осуществляется через функционирование конкретного механизма одного из необходимых и значимых политических институтов.
В античности политическое лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. В средневековой Европе политическое лидерство постепенно теряет нравственно-этическое содержание. Влияние лидера основывается не столько на личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной политической общностью. От лидера требовалось не столько быть нравственным образцом, сколько умение сплотить группу для достижения поставленных политических и социальных целей, способность сформировать групповой интерес. Такая тенденция к прагматизации политического лидерства отчетливо обнаруживает себя в эпоху Возрождения и в период первых буржуазных революций. В современном обществе политическое лидерство базируется на способе построения власти, основанного на интеграции различных социальных групп (социальных слоев) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой политическим лидером программы (концепции) решения социально-политических проблем, адекватно отражающей новые политические реалии и пути, способы оптимизации политических решений с использованием всех ресурсов власти.
Политическое лидерство всегда было в центре внимания выдающихся мыслителей, начиная с эпохи античности, включая XX и XXI века. Ещё Конфуций, Платон, Аристотель считали эту проблему центральной в философии и политической науке (см.: Конфуций. Лунь Юй. Антология мировой философии. Т. первый. Часть первая. М.. 1969: Древнекитайская философия. М.,1972-1973. Т. первый: Платон. Государство. Собр.соч. Т.З.М..1994: Аристотель. Политика. Соч, в 4-х т. М..1983.Т.4.).
Еще в большей степени эта проблематика отражена в трудах Никколо Макиавелли, Томаса Гоббса. Иммануила Канта и др. (См.: Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия: О военном искусстве. М..1996: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Избранные произведения в 2-х т. М., 1964: Кант И. Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане: Об изначальном зле в человеческой природе: к вечному миру. Соч, в 6т. М.. 1964).
Особенно заметное распространение в изучении данной проблемы в XX веке получили попытки объяснить феномен политического лидерства психологическими аспектами формирования личности политического лидера (Г.Лебон, Ф.Ницше, З.Фрейд, У.Буллит и др. См.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПб. Макет. 1995: Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.. 1990: Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я»// «Я» и «Оно». Тбилиси, 1991, кн.1; Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. 28-й президент США, Психологическое исследование. М.. 1992).
Свое дальнейшее развитие, вплоть до настоящего времени, данное направление получило развитие в рамках одной из составных частей политической науки - политической психологии (А.Филлсй, Р.Хаус, Г.Герт, С.Милз, Ф.Фидлер, Э.Холландер, И.Дженнингс, Р.Стогдилл, М.Херманн. Д.Винтер и др.). Такие крупные ученые, как А.Камю. К.Ясперс, в своих трудах особое внимание уделяли философскому осмыслению политического лидерства. К.Ясперс, например, представляет явление политического лидерства как выражение обобщенной воли, реализацию которой в историческом процессе он характеризовал «устойчивой тенденцией неуклонности» (См. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М.: ИНИОН Академии наук СССР. 1990. С.105).
Нечто среднее между крайними вариантами в исследованиях политического лидерства воплощает в себе позиция Бертрана Рассела, который, выделяя стремление политического лидера к власти, в качестве основной детерминанты, не снимает проблему роли исторических условий для появления политического лидера.
И наконец, избежать абсолютизации какой-либо из сторон концепции политического лидерства удастся представителю культурологического подхода Р.Такеру. В работе «Политика и лидерство» он рассматривает политическое лидерство в контексте изменений в политической культуре общества, подчеркивая, что потребность в лидерстве возникает тогда, когда обстоятельства обретают для людей и общества в целом особую значимость. (См.: Tücher Politicsand Leadership. 1981.С.5; Его же Такер Р. Проблемы политического лидерства в Советском обществе// Общественные науки. 1989.№5.С.54).
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013