ЛЕГИТИМНОСТЬ
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.
Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga
Источник: Методические указания по политологии
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Источник: Геополитика. Краткий словарь.
Источник: Политология. Глоссарий. Национальный МСУ Горный. СПб 2015
Источник: Новейший политологический словарь
Л. - основа демократической власти и политики, источник их авторитета и уважения, добровольного подчинения им, важнейшее основание для принятия и изменения политических решений, их практического проведения в жизнь. Так, политическая власть, не получившая своего одобрения, признания на референдуме, выборах или иным нормативным путем, не может обладать Л., а следовательно, может не признаваться обществом, той или иной его частью, потерять уважение и авторитет, а в конечном счете оказывается обреченной. Большое внимание проблеме Л. уделил М. Вебер, который выделил три ее вида и соответственно три вида власти: 1) традиционный - основанный на традициях, обычаях и т.д.; 2) харизматический - эмоционально-волевой; и 3) рациональный, базирующийся на установленном законодательством, рационально обоснованном порядке. Первым двум соответствует личный вид власти, а третьему - государственный. Понятие «Л.» тесно связано с категорией «легальность», но не тождественно ей: они могут совпадать в лице одной и той же власти, а могут и не совпадать. Первое, в отличие от второго, не обязательно связано с юридическим оформлением конституционности, законности данной власти. Конституция, закон может закреплять и такую иррациональную власть, которая весьма далека от одобрения, признания со стороны общества (напр., диктатура тирана). Более того, такая власть может, как показывает опыт фашизма, сталинщины и др., добиться даже внешнего, формального одобрения большинством общества массовых репрессий. Процесс, процедура признания Л. власти называется ее легитимизацией, а потеря ею Л. - делегитимизацией. Проблеме Л. особенно много внимания, помимо Вебера, уделили Т.Парсонс, Ю.Хабермас и др.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
Легитимность предполагает общественное признание правомерности осуществления власти в рамках действующей политической системы. Концепции легитимности и авторитета близки по сути, хотя легитимность, как правило, соотносится с политической системой как таковой, тогда как понятие авторитета чаще всего используется в отношении конкретных должностных лиц. Легитимность — это то качественное условие, которое обеспечивает признание народом предпринимаемых властью действий. Те, на кого власть распространяется, не обязательно одобряют действия властей, однако легитимность власти заставляет их признавать право власти на принятие решений, и долг нации — этим решениям подчиняться.
В либерально-демократических политических системах легитимность опирается на понятие общественного согласия. Правительства приобретают свой статус в результате выборов. Это процесс, принимать участие в котором имеют право все граждане (и в котором обязаны участвовать там, где голосование обязательно). Поддержка, которая выражается правительству в ходе выборов, дает ему основание требовать от граждан подчинения принимаемым впоследствии решениям, если его решения и действия не выходят за рамки установленных правил. Марксисты, впрочем, делают акцент на том, что легитимность используется как довод в пользу якобы признания существующего в обществе порядка распределения власти, который на самом деле является не предметом выбора, а продуктом идеологического контроля, осуществляемого в интересах правящего класса и призванного обеспечивать согласие масс на политическое, социальное и экономическое неравенство.
Легитимность — продукт манипуляций или реально выраженного одобрения народа — необходима для формирования устойчивого аппарата власти, способного рассчитывать на подчинение граждан. Между тем на прочность власти могут влиять политические, социальные и экономические факторы, как, например, хроническая неспособность или нежелание власти действовать в соответствии с чаяниями граждан или наличие оснований полагать, что люди, занимающие высокие государственные посты, пытаются использовать свое положение в личных целях. Эти и другие подобные факторы могут привести к так называемому кризису легитимности, когда граждане подвергают сомнению право правителей на то, чтобы править.
См. также статьи «Авторитет», «Выборы», «Идеология», «Либеральная демократия», «Марксизм-ленинизм», «Политическая система».
Источник: 101 ключевая идея политика
ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus - законный), признание об-вом и осн. политическими силами правомерности существующей государственной власти, методов и механизмов ее деятельности, а также способов ее становления (наследования, избрания или захвата).
Согласно М. Веберу различают три модели Л., т.е. основания, способствующие наделению правителей авторитетом. (1) Традиционная Л. основана на обычаях, силе и верности традициям, сложившимся в данном об-ве. (2) Харизматическая Л. характеризуется преданностью населения политическому лидеру, правителю в силу его "богоизбранности" и необыкновенных способностей. (3) Легально-рациональная Л. обеспечивается признанием авторитета руководителя и вообще должностных лиц, если их действия соответствуют надлежащим правилам и осуществляются при соблюдении установленных формально-рациональных (бюрократических) процедур. Именно такие действия властей воспринимаются как беспристрастные и справедливые.
Л. власти обеспечивается на трех уровнях: (1) на идеологическом, основанном на степени соответствия действий власти определенной идеологии; (2) на структурном, к-рый характеризует устойчивость и надежность социально-политической системы, а также способов и механизмов формирования ее основных ин-тов; (3) на персоналистском, связанным с одобрением населением деятельности конкретного властвующего лица.
Л., понимаемая в широком смысле (Ю. Хабермас), означает, что все социальные системы (ин-ты и люди, их олицетворяющие) должны обладать определенным признанием со стороны большинства населения. Такое признание, что примечательно, напрямую связано с политической инертностью граждан ("молчание - знак согласия"). Однако, то или иное, но неизбежное и систематическое вмешательство государственных структур в частную жизнь граждан подрывает это признание, разрушает былую инертность, порождая, т. обр., потенциальный кризис Л.
В совр. социологии и политологии принято различать Л. власти, понимаемую как ее одобрение со стороны большинства населения, и легальность власти, означающую ее формальную законность. Такое различение, очевидно, правомерно, поскольку совр. (и не только) политическая и социальная практика показывают, что не всякая формально законная власть имеет необходимое одобрение со стороны об-ва и наоборот, - не всякая одобряемая власть законна.
А.А. Поскряков. Статья из Международной энциклопедии.
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Литература: Ожиганов Э. Н. Понятие «легитимации» в теории политической системы // Развитие политических систем в современном мире. М., 1981; Ожиганов Э. Н. Политическая теория Макса Вебера. Рига, 1986; Шпакова Р. П. Легитимность политической власти: Вебер и современность // Советское государство и право, 1990, № 3.
Источник: Толковый политический словарь
История понятия "Л." восходит к средним векам, когда складывается понимание Л. как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Л. преимущественно трактовалась как право верховных должностных лиц. поступать согласно обычаям, но уже с середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти.
В научный обиход термин "Л." ввел М. Вебер, указавший, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Этот термин часто переводится как "законность", что не совсем точно, т.к. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия.
В отличие от социологического подхода М. Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию Л., которая дает возможность измерить Л. эмпирическим путем.
Д. Истон и его последователи утверждают, что условием Л. политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Л. в их представлении - это "степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки". Данный ценностно-нормативный подход позволил Д. Истону провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую Л.
Диффузная Л., согласно Д. Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идей и принципов политической власти, независимо от результатов ее деятельности.
Специфическая Л. ситуативная, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует. В 80-е гг. в политической науке наряду с диффузной и специфической Л. были введены смешанные типы поддержки: диффузно-специфическая и специфически-диффузная, с помощью которых можно точнее измерить Л. власти, политического режима или его отдельного института.
В современной политологической литературе существуют и иные подходы к типологии Л. Французский политолог Ж. Л. Шабо, подчеркивая, что в структуре властных отношений есть два главных фактора - управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется, прежде всего, относительно них. Т.о., она должна ее ответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая Л.) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая Л.).
Демократическая Л. - это перенос на все общество механизма Принятие решения индивидом: выражение свободной воли, но в том смысле, что данная свободная коллективная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения. В политической практике для операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм - мажоритарный принцип (принцип большинства). Его применение в демократических режимах универсально - как для выбора представителей народа, так и для сования законов или принятия решений в рамках исполнительных коллегиальных структур. Однако в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали подтверждению авторитаризма и тоталитаризма.
Технократическая Л. связана с умением властвовать, а последнее обусловлено двумя параметрами: способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. На начальных этапах истории человеческого общества, когда сила была преимущественным способом достижения власти, владение оружием, армиями и людьми ценилось выше всего. В современных условиях таким преимущественным способом называют знания. Однако и этот тип Л. может иметь свои "извращения", когда к власти приходит "компетентная, элита, культивирующая вкус к тайне и веру в свое превосходство".
Кроме того, согласно Ж. Л. Шабо, политическая власть может легитимизировать себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке (идеологическая Л.) или в соответствии с космическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая Л.).
Идеологическая Л. основывается на определенных представлениях о социальной действительности и способах и проектах ее изменения.
Онтологическая Л. - это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Она измеряется уровнем соответствия "тому глубинному порядку бытия, который человек ощущает врожденно, но которому он может противостоять".
В политологической литературе выделяются также три уровня Л. власти:
1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности - идеологические ценности;
2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности, установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности - специфические политические структуры; 3) персональный: в основе - одобрение данного властвующего лица; источник легитимации - личный авторитет правителя.
Для поддержания Л. власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения Л. власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.
Показателями Л. власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.
Л. политического явления не означает его юридически оформленной законности. Л. не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Описание власти как сочетания принуждения и согласия, как и попытки анализа политической лояльности, имеют длительную историю в социальном познании. Но понятие «легитимность» появилось лишь в XVII–XVIII вв. — в эпоху буржуазных революций в Англии и во Франции. В начале ХIХ в. оно получило широкое распространение в европейской общественной мысли благодаря усилиям французских роялистов, пытавшихся доказать исключительность прав династии Бурбонов на государственную власть. В этот период «легитимность» и «легальность» использовались как синонимичные понятия, означающие правомочность власти,подтверждаемую законами, в противовес захваченной власти, не имеющей правовых оснований. В начале ХХ в. М. Вебер в теории легитимности, ставшей классической для социальной науки, развел данные понятия. Легитимность была представлена как специфицирующий признак господства (Herrschaft), отличающий его от власти (Macht), и определена как признание власти подчиненными и их добровольное согласие ей покоряться, образующие основу политического порядка.
Вебер выделил три основания, делающие возможным подобное послушание,— харизма, традиция, закон. При харизматическом типе легитимности готовность повиноваться возникает в силу абсолютного доверия к лидеру-вождю, восхищения им, верой в его выдающиеся способности, позволяющие решать любые социальные проблемы. Традиционный тип легитимности основан на вере в порядок, выдержавший испытание временем, в безусловную ценность моральных, правовых, религиозных принципов, которые на протяжении поколений зарекомендовали себя как действенные регуляторы общественной жизни. Фундаментом легального типа легитимности служит закон как формальное правило всеобщей значимости, санкционированное и гарантированное государством. Таким образом, в отличие от традиции XIX в., у Вебера легальность оказывается одним из вариантов легитимности, при котором лояльность власти обусловлена неукоснительным соблюдением требований закона и при определении персонального состава правящей элиты, и при создании или реформировании политических институтов, и при принятии решений и их реализации.
В настоящее время понятие «легитимность» используется более широко. При характеристике вертикали политических отношений, взаимоотношения правящих и управляемых, веберовская трактовка сохраняет приоритет. Легитимность выступает атрибутом «верхов», но наделяют их этим атрибутом «низы» — добровольно исполняя приказы правящей верхушки и признавая ее право на насилие в отношении непокорных.
Помимо вертикального, понятие «легитимность» используется и в горизонтальном измерении. В данном случае речь идет об атрибуте, которым наделяют друг друга участники взаимодействия, находящиеся на одной ступени социальной иерархии. Такое наделение означает признание за тем или иным субъектом права представлять определенную социальную группу — принимать решения и действовать в ее интересах. Прежде всего, это значимо для сферы международных отношений, в которой правительство каждого государства выступает как легитимный представитель своего народа и от его имени выстраивает систему взаимосвязей. Именно признание акторалегитимным (или отказ ему в таком признании) влечет за собой важнейшие политические и экономические последствия, способные существенным образом изменить судьбы народов. Инстанцией, наделяющей легитимностью, может быть как отдельное государство, так и международное сообщество. На первый план выходит формально-институциональная основа — наличие норм, правил, традиций и законов, в рамках которых признание правомочности обретает именно этот актор. В то же время нельзя недооценивать роль ценностных факторов — важнейшим инструментом легитимации или делегитимации служат представления о благе и справедливости.
В современной науке в качестве источников легитимности называются: система ценностей, определяющая убежденность в значимости
политического режима (идеологическая легитимность),
уверенность в оптимальности правовой системы, политических институтов и выполняемых ими функций (структурная легитимность),
удовлетворенность соблюдением представителями власти демократических принципов (демократическая легитимность),
доверие к уровню компетентности инстанций, принимающих политические решения (технократическая легитимность),
вера в соответствие политического курса объективным социальным законам (онтологическая легитимность),
осознание общности национальной, этнической, религиозной и иной идентичности с субъектами власти (конструктивная легитимность), зависимость от мнения большинства (мажоритарная легитимность), лояльность в результате стимулирующего воздействия (лоббированная легитимность),
признание авторитета конкретных политических лидеров (персональная легитимность в ее гендерной, профессиональной и визуальной формах) и др.
Количественной характеристикой легитимности является уровень политической поддержки населением лидеров, институтов, решений и пр. Эмпирическими индикаторами, свидетельствующими об интенсивности легитимности, могут служить степень принуждения при реализации политического курса, наличие и масштабы акций гражданского неповиновения, размеры политического абсентеизма, распространенность девиантного поведения, уровень криминализации общества и т.п.При ослаблении или утрате оснований легитимности происходит делегитимация власти, влекущая за собой невозможность сохранения власти правящей элиты мирным путем.
Основания легитимности, пределы подчинения и причины изменения уровня лояльности — важнейшая тема современных политико-правовых, социологических и социально-психологических исследований. Ценностно-нормативные трактовки кладут в основу легитимности этические категории («благо», «справедливость»), пытаясь дать содержательное решение проблемы доверия к власти. Формально-рефлективные стремятся выявить формы властных отношений и построить общие модели легитимации власти, отвлекаясь от конкретно-исторического содержания действий политических институтов. И в том и в другом случае исследования лежат в проблемном поле политической и правовой культуры, политического сознания и ценностных оснований политики и имеют ярко выраженную прикладную направленность — разработку эффективных моделей легитимации или делегитимации институтов власти.
О.Ю. Бойцова
Источник: Политический словарь нашего времени.