ЛЕГИТИМНОСТЬ

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Легитимность
признание правомерности официальной власти обществом и международным содружеством.

Источник: Политико-терминологический словарь

Легитимность
признание обществом права власти на управление, готовность большинства населения подчиняться ей.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Легитимность
признание законности существующей власти и правомерности принимаемых ею решений со стороны общества.

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

Легитимность
положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

ЛЕГИТИМНОСТЬ
от лат. legitimus - законный) - состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой.

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

Легитимность
(Lagitimacy, Легитимд==л=к) – деятельность, которая основывается на законах, других документах и решениях официальных органов.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Легитимность
лат. legitimus законный) – качество власти, определяемое опорой на согласие масс. Легитимная власть – власть, опирающаяся на доверие масс.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Легитимность
букв. правильность; то качество, которое придает органам власти авторитет в глазах общества, делает решения этих органов обязательными к исполнению.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Легитимность
от лат. "легитимус" - законный) - законность политической власти, ее общественное признание, одобрение большинством населения и согласие подчиняться власти.

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

Легитимность
определенный исторически сложившийся социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом.

Источник: Методические указания по политологии

ЛЕГИТИМНОСТЬ
-и, ж. (лат. legitimus – законный); книжн. Признание, объяснение и оправдание социального порядка, действия, действующего лица или события. Ставит ли все это под сомнение легитимность выборов 4 марта? Нет (РГ. 2012.28.02).

Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016

ЛЕГИТИМНОСТЬ
В содержательном плане она означает признание гражданами правомочности власти, обоснованности ее претензии на господство над ними. внутреннее согласие подчиняться. В определенной степени можно сказать, что люди, которые подчиняются самим себе, интериоризируют и принимают, как свое, веление власти.

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

Легитимность
политическое свойство процедуры общественного признания какого-либо действия, события или факта; в политике - ее признания, объяснения, оправдания. Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, и потому легитимность не следует смешивать с легализацией, легитимацией, т.е. законностью. Легитимность не всегда обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ЛЕГИТИМНОСТЬ
от лат. legitimus — законный) — признанность обществом или его большей частью власти, прав и полномочий какого-либо лица, органа, организации или объединения, их поведения, политики и практической деятельности. Л. — основа демократической власти и политики, источник авторитета и уважения, добровольного подчинения им, важнейшее основание для принятия и изменения политических решений, их практического проведения в жизнь. Так, политическая власть, не получившая одобрения, признания на референдуме, выборах или иным нормативным путем, не обладает Л., а следовательно, может не признаваться обществом, той или иной его частью, потерять уважение и авторитет, а в конечном счете оказаться обреченной. Процесс, процедура признания Л. власти называется легитимизацией, а потеря — делегитимизацией.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

легитимность
Legitimität. Legitimity (лат. legitimus – согласный с законами, правомерный). Политико-социологическое определение, означающее доверие и веру в правомерность политической власти. Каждая форма политической власти (форма правления) основывается не только на претензии на господство, но и на готовности подчиненных признать властные отношения. Если власть держится не только на произволе (деспотии) или принуждении (диктатуре), она должна придерживаться формальной правомерности (легальности) и основываться на доверии к своей правомерности (во свяком случае со стороны подавляющей части населения). Л. современных демократий покоится на основных положениях народного суверенитета, правового государства и (социальной) справедливости. О кризисе Л. можно говорить тогда, когда большая часть населения сомневается в основных ценностях или в правомерности действий властителей.

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Легитимность
(от лат. Legitimus – согласный с законами, законный, правомерный) — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности, признание сообществом неоспоримого основания у должностных лип (правителей) на осуществление властных функций. Она противопоставляется незаконному захвату власти, ее узурпации. Легитимность подразумевает доверие к органам власти и поддержку правителей, т. е. лояльность, со стороны большинства членов сообщества, ведь в любом обществе всегда есть люди, которые находятся в оппозиции к правителям. В современном обществе следует различать две стороны легитимности: «внутреннюю» и «внешнюю».«Внутренняя» – народнаялегитимностьи «внешняя» – признание законности существующей власти мировым сообществом.

Источник: Геополитика. Краткий словарь.

Легитимность
Свойство политической власти, характеризующее степень соответствия политической власти ценностным представлениям индивидов, социальных групп, общества и убежденность населения в необходимости подчинения власти. Автор термина, немецкий ученый М. Вебер, включал в понятие легитимности два основных момента: признание власти и обязанность ей подчиняться. В отличие от легальности, отражающей юридическую правомерность политической власти, легитимность не имеет строго юридического содержания и связана с общественным признанием ее законности, с обоснованием правомерности решений, принимаемых властью. Легитимность и легальность власти не всегда совпадают – так, правительство, сформированное законным путем, может не пользоваться одобрением населения (например, в силу коррумпированности или проведения непопулярного политического курса), а политическая партия, путем революции (т.е., по сути, незаконно) захватившая государственную власть, может осуществлять ее достаточно долго (если деятельность данной партии, имеющей поддержку и доверие народа, окажется достаточно эффективной). В зависимости от мотивов подчинения М. Вебер выделил три основных (идеальных) типа легитимности власти – легально-рациональный, традиционный, харизматический.

Источник: Политология. Глоссарий. Национальный МСУ Горный. СПб 2015

ЛЕГИТИМНОСТЬ
лат. legitimus — законный, правомерный) — степень соответствия политической власти ценностным представлением индивидов, социальных групп, общества; убежденность населения в необходимости подчинения власти. Автор термина, немецкий ученый М. Вебер, включал в понятие легитимности два основных момента: признание власти и обязанность ей подчиняться. В отличие от легальности, отражающей юридическую правомерность политической власти, легитимность не имеет строгого юридического содержания и связана с общественным признанием ее законности, с обоснованием правомерности решений, принимаемых властью. Легитимность и легальность власти не всегда совпадают — так, правительство, сформированное законным путем, может не пользоваться одобрением населения (например, в силу коррумпированности или проведения непопулярного политического курса), а политическая партия, путем революции (т. е., по сути, незаконно) захватившая государственную власть, может осуществлять ее достаточно долго (если деятельность данной партии, имеющей поддержку и доверие народа, окажется достаточно эффективной). В зависимости от мотивов подчинения М. Вебер выделил три основных (идеальных) типа легитимности власти — традиционный, харизматический и рационально-легальный. В реальной политической жизни эти типы в чистом виде не встречаются — в каждой политической системе всегда существует несколько типов легитимности власти с преобладанием одного из них. Легитимность — это обязательное и необходимое условие для эффективного функционирования политической власти. Кризис легитимности, т. е. утрата доверия широких масс к существующей власти, неизбежно отражается на ее способности отвечать на требования, поставленные перед ней обществом, а крайне низкий уровень легитимности может привести к развалу политической системы.

Источник: Новейший политологический словарь

ЛЕГИТИМНОСТЬ
от лат. legitimus - законный) - признанность обществом или его большей частью власти, прав и полномочий какого-либо лица, органа, организации или объединения, их поведения, политики и практической деятельности.
Л. - основа демократической власти и политики, источник их авторитета и уважения, добровольного подчинения им, важнейшее основание для принятия и изменения политических решений, их практического проведения в жизнь. Так, политическая власть, не получившая своего одобрения, признания на референдуме, выборах или иным нормативным путем, не может обладать Л., а следовательно, может не признаваться обществом, той или иной его частью, потерять уважение и авторитет, а в конечном счете оказывается обреченной. Большое внимание проблеме Л. уделил М. Вебер, который выделил три ее вида и соответственно три вида власти: 1) традиционный - основанный на традициях, обычаях и т.д.; 2) харизматический - эмоционально-волевой; и 3) рациональный, базирующийся на установленном законодательством, рационально обоснованном порядке. Первым двум соответствует личный вид власти, а третьему - государственный. Понятие «Л.» тесно связано с категорией «легальность», но не тождественно ей: они могут совпадать в лице одной и той же власти, а могут и не совпадать. Первое, в отличие от второго, не обязательно связано с юридическим оформлением конституционности, законности данной власти. Конституция, закон может закреплять и такую иррациональную власть, которая весьма далека от одобрения, признания со стороны общества (напр., диктатура тирана). Более того, такая власть может, как показывает опыт фашизма, сталинщины и др., добиться даже внешнего, формального одобрения большинством общества массовых репрессий. Процесс, процедура признания Л. власти называется ее легитимизацией, а потеря ею Л. - делегитимизацией. Проблеме Л. особенно много внимания, помимо Вебера, уделили Т.Парсонс, Ю.Хабермас и др.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

ЛЕГИТИМНОСТЬ

Легитимность предполагает общественное признание правомерности осуществления власти в рамках действующей политической системы. Концепции легитимности и авторитета близки по сути, хотя легитимность, как правило, соотносится с политической системой как таковой, тогда как понятие авторитета чаще всего используется в отношении конкретных должностных лиц. Легитимность — это то качественное условие, которое обеспечивает признание народом предпринимаемых властью действий. Те, на кого власть распространяется, не обязательно одобряют действия властей, однако легитимность власти заставляет их признавать право власти на принятие решений, и долг нации — этим решениям подчиняться.
В либерально-демократических политических системах легитимность опирается на понятие общественного согласия. Правительства приобретают свой статус в результате выборов. Это процесс, принимать участие в котором имеют право все граждане (и в котором обязаны участвовать там, где голосование обязательно). Поддержка, которая выражается правительству в ходе выборов, дает ему основание требовать от граждан подчинения принимаемым впоследствии решениям, если его решения и действия не выходят за рамки установленных правил. Марксисты, впрочем, делают акцент на том, что легитимность используется как довод в пользу якобы признания существующего в обществе порядка распределения власти, который на самом деле является не предметом выбора, а продуктом идеологического контроля, осуществляемого в интересах правящего класса и призванного обеспечивать согласие масс на политическое, социальное и экономическое неравенство.
Легитимность — продукт манипуляций или реально выраженного одобрения народа — необходима для формирования устойчивого аппарата власти, способного рассчитывать на подчинение граждан. Между тем на прочность власти могут влиять политические, социальные и экономические факторы, как, например, хроническая неспособность или нежелание власти действовать в соответствии с чаяниями граждан или наличие оснований полагать, что люди, занимающие высокие государственные посты, пытаются использовать свое положение в личных целях. Эти и другие подобные факторы могут привести к так называемому кризису легитимности, когда граждане подвергают сомнению право правителей на то, чтобы править.
См. также статьи «Авторитет», «Выборы», «Идеология», «Либеральная демократия», «Марксизм-ленинизм», «Политическая система».

Источник: 101 ключевая идея политика

Легитимность
убеждение в том (прежде всего моральное), что принятый политический порядок справедлив и законен. Легитимная власть - власть, опирающаяся на подобные убеждения большинства населения (см.: легальность).
ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus - законный), признание об-вом и осн. политическими силами правомерности существующей государственной власти, методов и механизмов ее деятельности, а также способов ее становления (наследования, избрания или захвата).
Согласно М. Веберу различают три модели Л., т.е. основания, способствующие наделению правителей авторитетом. (1) Традиционная Л. основана на обычаях, силе и верности традициям, сложившимся в данном об-ве. (2) Харизматическая Л. характеризуется преданностью населения политическому лидеру, правителю в силу его "богоизбранности" и необыкновенных способностей. (3) Легально-рациональная Л. обеспечивается признанием авторитета руководителя и вообще должностных лиц, если их действия соответствуют надлежащим правилам и осуществляются при соблюдении установленных формально-рациональных (бюрократических) процедур. Именно такие действия властей воспринимаются как беспристрастные и справедливые.
Л. власти обеспечивается на трех уровнях: (1) на идеологическом, основанном на степени соответствия действий власти определенной идеологии; (2) на структурном, к-рый характеризует устойчивость и надежность социально-политической системы, а также способов и механизмов формирования ее основных ин-тов; (3) на персоналистском, связанным с одобрением населением деятельности конкретного властвующего лица.
Л., понимаемая в широком смысле (Ю. Хабермас), означает, что все социальные системы (ин-ты и люди, их олицетворяющие) должны обладать определенным признанием со стороны большинства населения. Такое признание, что примечательно, напрямую связано с политической инертностью граждан ("молчание - знак согласия"). Однако, то или иное, но неизбежное и систематическое вмешательство государственных структур в частную жизнь граждан подрывает это признание, разрушает былую инертность, порождая, т. обр., потенциальный кризис Л.
В совр. социологии и политологии принято различать Л. власти, понимаемую как ее одобрение со стороны большинства населения, и легальность власти, означающую ее формальную законность. Такое различение, очевидно, правомерно, поскольку совр. (и не только) политическая и социальная практика показывают, что не всякая формально законная власть имеет необходимое одобрение со стороны об-ва и наоборот, - не всякая одобряемая власть законна.
А.А. Поскряков. Статья из Международной энциклопедии.

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

ЛЕГИТИМНОСТЬ
(legitimacy) Заключается в том, что применяемый той или иной системой правления порядок создания и обеспечения соблюдения законов является приемлемым для ее граждан. Термин взят из веберовской социологии. Как подчеркивал Вебер (Weber), легитимность составляет основу весьма реальных различий в способе, каким осуществляется власть. Общеизвестно, что любая власть стремится обосновать свое существование. Имеются три очевидных основания для осуществления власти, зиждущихся на традиции, харизме и рациональной законной (легальной) власти, основанной на вере в законность существующих норм и в право тех, кто находится у власти, отдавать распоряжения. При этом предписывается повиновение не лицу, определяемому традицией, не харизматическому лидеру, а законно установленному обезличенному порядку. Повиноваться следует и лицам, занимающим государственные посты, поскольку их распоряжения являются законными, но такая власть ограничена рамками занимаемого поста и не может быть использована для удовлетворения какого-либо каприза или в корыстных интересах. В своем классическом исследовании "Политический человек" ("Political Man") С.М. Липсет утверждал: "Легитимность подразумевает способность политической системы порождать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты больше всего подходят для данного общества". Липсет считает, что западным нациям пришлось иметь дело с тремя сложными и чреватыми дестабилизацией вопросами: 1) место церкви или разных религий в государстве; 2) распространение на рабочий класс всех экономических и политических прав и 3) продолжающаяся борьба вокруг распределения национального дохода. Некоторые из серьезнейших испытаний, которым подверглись в 1980–90-е гг. национальные государства, были порождены группами людей, не признающими законность территориальных границ национального государства (например, многие жители Квебека в Канаде). В крайних проявлениях это привело к распаду бывших национальных государств (Чехословакия, Югославия, бывший Советский Союз). Насколько трудно осуществлять власть в условиях протеста со стороны меньшинства населения, не признающего законности существующих территориальных границ, можно видеть на примере Северной Ирландии. Будучи ключевой проблемой в разделенных обществах, вопрос о законности возникает и в отношении вновь появляющихся политических образований, таких как Европейский Союз. В связи с осознанием проблемы дефицита демократии считается, что Европейский Союз не имеет достаточных средств легитимации со стороны граждан Союза, однако передача более широких полномочий Европейскому парламенту явилась бы вызовом правам входящих в него государств. Способность отдавать распоряжения, считающиеся обязательными в силу их законности, является одним из столпов стабильного политического порядка.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ЛЕГИТИМНОСТЬ
от лат. Legitimus — согласный с законами, законный, правомерный). Смысл понятия «Л.» переводится на рус. язык как правомочность власти. История понятия «Л.» восходит к средним векам, когда складывается понимание Л. как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Преимущественно Л. трактовалась как право верховных должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже около середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти. Указанный термин ввел в политологию и детально его разработал М. Вебер. Нем. социолог и политолог указывал на то, что любая власть нуждается в собственном самооправдании, признании и поддержке. Именно признание власти, вера в ее справедливый характер, согласие со сложившимся разделением прав и обязанностей составляет, по Веберу, основу Л. Подчинение основной «массы» господствующим группам базируется на преимущественно эмоциональном характере принятия власти. Т. о., Л. отражает в основном субъективно — иррациональное отношение лиц и структур подвластных к самой власти. В XX столетии категория «Л.» активно использовалась в западной политической науке. Прежде всего она применяется для характеристики политической стабильности и анализа эффективности деятельности политических институтов. В амер. политологии понятие Л. усиленно разрабатывалось С. Липсетом («Политический человек») и Л. Биндером («Иран. Политическое развитие в меняющемся обществе»), во франц. политической науке М. Дюверже. В конце 60-х — начале 70-х гг. проблема Л. исследовалась в тесной связи с теорией господства представителями «Франкфуртской школы», прежде всего Ю. Хабермасом («Проблемы легитимации позднего капитализма»), а также К. Эдером, К. Оффе и М. Фуко. Л. не только теоретическая проблема современной политологии, но и острейшая практическая задача любых властных систем. Отсутствие широкой Л. институтов власти неизбежно ведет к отказу подвластных признать любые акты власти, независимо от их рациональности, к политической нестабильности, напряженности и усилению конфликтов. Наиболее проблематично обеспечение широкой Л. власти в период трансформации социальных систем, перехода от одного политического режима к другому, когда старые способы обоснования власти разрушены и отвергнуты большинством, в новые еще не созданы и не работают. В такой ситуации власть начинает «буксовать» — решения принимаются, но не выполняются. Как показывает опыт, законодательное расширение исполнительной ветви власти не способствует ее эффективности, преодолению кризиса властных институтов. Выход из состояния «безвластия» возможен на пути поиска и создания широкой Л. власти, необходимым условием которой являются в демократическом обществе свободные выборы на многопартийной основе.
Литература: Ожиганов Э. Н. Понятие «легитимации» в теории политической системы // Развитие политических систем в современном мире. М., 1981; Ожиганов Э. Н. Политическая теория Макса Вебера. Рига, 1986; Шпакова Р. П. Легитимность политической власти: Вебер и современность // Советское государство и право, 1990, № 3.

Источник: Толковый политический словарь

ЛЕГИТИМНОСТЬ
лат. legitimus согласный с законами, законный, правомерный) - определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом.
История понятия "Л." восходит к средним векам, когда складывается понимание Л. как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Л. преимущественно трактовалась как право верховных должностных лиц. поступать согласно обычаям, но уже с середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти.
В научный обиход термин "Л." ввел М. Вебер, указавший, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Этот термин часто переводится как "законность", что не совсем точно, т.к. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия.
В отличие от социологического подхода М. Вебера, системный анализ власти, предложенный американской школой политологии, позволил создать более функциональную, приспособленную к практическим потребностям концепцию Л., которая дает возможность измерить Л. эмпирическим путем.
Д. Истон и его последователи утверждают, что условием Л. политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Л. в их представлении - это "степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки". Данный ценностно-нормативный подход позволил Д. Истону провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую Л.
Диффузная Л., согласно Д. Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идей и принципов политической власти, независимо от результатов ее деятельности.
Специфическая Л. ситуативная, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует. В 80-е гг. в политической науке наряду с диффузной и специфической Л. были введены смешанные типы поддержки: диффузно-специфическая и специфически-диффузная, с помощью которых можно точнее измерить Л. власти, политического режима или его отдельного института.
В современной политологической литературе существуют и иные подходы к типологии Л. Французский политолог Ж. Л. Шабо, подчеркивая, что в структуре властных отношений есть два главных фактора - управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется, прежде всего, относительно них. Т.о., она должна ее ответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая Л.) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая Л.).
Демократическая Л. - это перенос на все общество механизма Принятие решения индивидом: выражение свободной воли, но в том смысле, что данная свободная коллективная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения. В политической практике для операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм - мажоритарный принцип (принцип большинства). Его применение в демократических режимах универсально - как для выбора представителей народа, так и для сования законов или принятия решений в рамках исполнительных коллегиальных структур. Однако в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали подтверждению авторитаризма и тоталитаризма.
Технократическая Л. связана с умением властвовать, а последнее обусловлено двумя параметрами: способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. На начальных этапах истории человеческого общества, когда сила была преимущественным способом достижения власти, владение оружием, армиями и людьми ценилось выше всего. В современных условиях таким преимущественным способом называют знания. Однако и этот тип Л. может иметь свои "извращения", когда к власти приходит "компетентная, элита, культивирующая вкус к тайне и веру в свое превосходство".
Кроме того, согласно Ж. Л. Шабо, политическая власть может легитимизировать себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке (идеологическая Л.) или в соответствии с космическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая Л.).
Идеологическая Л. основывается на определенных представлениях о социальной действительности и способах и проектах ее изменения.
Онтологическая Л. - это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Она измеряется уровнем соответствия "тому глубинному порядку бытия, который человек ощущает врожденно, но которому он может противостоять".
В политологической литературе выделяются также три уровня Л. власти:
1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности - идеологические ценности;
2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности, установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности - специфические политические структуры; 3) персональный: в основе - одобрение данного властвующего лица; источник легитимации - личный авторитет правителя.
Для поддержания Л. власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения Л. власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.
Показателями Л. власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.
Л. политического явления не означает его юридически оформленной законности. Л. не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ЛЕГИТИМНОСТЬ
социально-психологическая характеристика, фиксирующая консенсусный аспект власти. Содержанием Л. является принципиальное согласие в вопросе о праве использования власти. Важнейшими показателями легитимности служат высокий уровень доверия к субъекту власти, положительное отношение к формам ее организации, политическим институтам, решениям и действиям политических акторов. Легитимный характер власти понижает степень насилия при ее реализации, существенно увеличивает действенность нормативной регуляции в обществе, способствует социальной стабильности.
Описание власти как сочетания принуждения и согласия, как и попытки анализа политической лояльности, имеют длительную историю в социальном познании. Но понятие «легитимность» появилось лишь в XVII–XVIII вв. — в эпоху буржуазных революций в Англии и во Франции. В начале ХIХ в. оно получило широкое распространение в европейской общественной мысли благодаря усилиям французских роялистов, пытавшихся доказать исключительность прав династии Бурбонов на государственную власть. В этот период «легитимность» и «легальность» использовались как синонимичные понятия, означающие правомочность власти,подтверждаемую законами, в противовес захваченной власти, не имеющей правовых оснований. В начале ХХ в. М. Вебер в теории легитимности, ставшей классической для социальной науки, развел данные понятия. Легитимность была представлена как специфицирующий признак господства (Herrschaft), отличающий его от власти (Macht), и определена как признание власти подчиненными и их добровольное согласие ей покоряться, образующие основу политического порядка.
Вебер выделил три основания, делающие возможным подобное послушание,— харизма, традиция, закон. При харизматическом типе легитимности готовность повиноваться возникает в силу абсолютного доверия к лидеру-вождю, восхищения им, верой в его выдающиеся способности, позволяющие решать любые социальные проблемы. Традиционный тип легитимности основан на вере в порядок, выдержавший испытание временем, в безусловную ценность моральных, правовых, религиозных принципов, которые на протяжении поколений зарекомендовали себя как действенные регуляторы общественной жизни. Фундаментом легального типа легитимности служит закон как формальное правило всеобщей значимости, санкционированное и гарантированное государством. Таким образом, в отличие от традиции XIX в., у Вебера легальность оказывается одним из вариантов легитимности, при котором лояльность власти обусловлена неукоснительным соблюдением требований закона и при определении персонального состава правящей элиты, и при создании или реформировании политических институтов, и при принятии решений и их реализации.
В настоящее время понятие «легитимность» используется более широко. При характеристике вертикали политических отношений, взаимоотношения правящих и управляемых, веберовская трактовка сохраняет приоритет. Легитимность выступает атрибутом «верхов», но наделяют их этим атрибутом «низы» — добровольно исполняя приказы правящей верхушки и признавая ее право на насилие в отношении непокорных.
Помимо вертикального, понятие «легитимность» используется и в горизонтальном измерении. В данном случае речь идет об атрибуте, которым наделяют друг друга участники взаимодействия, находящиеся на одной ступени социальной иерархии. Такое наделение означает признание за тем или иным субъектом права представлять определенную социальную группу — принимать решения и действовать в ее интересах. Прежде всего, это значимо для сферы международных отношений, в которой правительство каждого государства выступает как легитимный представитель своего народа и от его имени выстраивает систему взаимосвязей. Именно признание акторалегитимным (или отказ ему в таком признании) влечет за собой важнейшие политические и экономические последствия, способные существенным образом изменить судьбы народов. Инстанцией, наделяющей легитимностью, может быть как отдельное государство, так и международное сообщество. На первый план выходит формально-институциональная основа — наличие норм, правил, традиций и законов, в рамках которых признание правомочности обретает именно этот актор. В то же время нельзя недооценивать роль ценностных факторов — важнейшим инструментом легитимации или делегитимации служат представления о благе и справедливости.
В современной науке в качестве источников легитимности называются: система ценностей, определяющая убежденность в значимости
политического режима (идеологическая легитимность),
уверенность в оптимальности правовой системы, политических институтов и выполняемых ими функций (структурная легитимность),
удовлетворенность соблюдением представителями власти демократических принципов (демократическая легитимность),
доверие к уровню компетентности инстанций, принимающих политические решения (технократическая легитимность),
вера в соответствие политического курса объективным социальным законам (онтологическая легитимность),
осознание общности национальной, этнической, религиозной и иной идентичности с субъектами власти (конструктивная легитимность), зависимость от мнения большинства (мажоритарная легитимность), лояльность в результате стимулирующего воздействия (лоббированная легитимность),
признание авторитета конкретных политических лидеров (персональная легитимность в ее гендерной, профессиональной и визуальной формах) и др.
Количественной характеристикой легитимности является уровень политической поддержки населением лидеров, институтов, решений и пр. Эмпирическими индикаторами, свидетельствующими об интенсивности легитимности, могут служить степень принуждения при реализации политического курса, наличие и масштабы акций гражданского неповиновения, размеры политического абсентеизма, распространенность девиантного поведения, уровень криминализации общества и т.п.При ослаблении или утрате оснований легитимности происходит делегитимация власти, влекущая за собой невозможность сохранения власти правящей элиты мирным путем.
Основания легитимности, пределы подчинения и причины изменения уровня лояльности — важнейшая тема современных политико-правовых, социологических и социально-психологических исследований. Ценностно-нормативные трактовки кладут в основу легитимности этические категории («благо», «справедливость»), пытаясь дать содержательное решение проблемы доверия к власти. Формально-рефлективные стремятся выявить формы властных отношений и построить общие модели легитимации власти, отвлекаясь от конкретно-исторического содержания действий политических институтов. И в том и в другом случае исследования лежат в проблемном поле политической и правовой культуры, политического сознания и ценностных оснований политики и имеют ярко выраженную прикладную направленность — разработку эффективных моделей легитимации или делегитимации институтов власти.
О.Ю. Бойцова

Источник: Политический словарь нашего времени.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Основные подходы к определению понятия «Легитимность власти»

Ивлев С. В., Мельникова И. С.
Читать PDF

Легитимность государственной власти как результат социально-компромиссного взаимодействия общества и

Гаязова Регина Адиповна
В статье раскрываются ключевые факторы легитимации государственной власти. Анализируется сущность нового социального контракта, как результат социально-компромиссного взаимодействия общества и государства.
Читать PDF

ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ В МНОГОСОСТАВНЫХ ОБЩЕСТВАХ: ПРОБЛЕМА Её ОСНОВАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗРУШЕНИЯ (НА

Борисов Николай Александрович
Читать PDF

Социально-политический порядок и его легитимность как социокультурные и ценностно-нормативные реалии

Козлов Сергей Валентинович
В статье рассматриваются власть и социальный порядок в контексте их социокультурной и ценностно-нормативной обоснованности.
Читать PDF

Легитимность власти и политический экстремизм

Дибиров Абдул-Насир Зирарович
Читать PDF

Легитимность плебисцитарной демократии как теоретическая проблема социологии политики

Масловский М. В.
В статье рассматривается концепция плебисцитарной демократии М. Вебера, выделяются исторические примеры плебисцитарной демократии.
Читать PDF

К вопросу о понятиях «Легальность» и «Легитимность» государственной власти в теории права

Безкоровайная Юлия Евгеньевна
Рассматриваются понятия «легальность» и «легитимность» государственной власти в теории права.
Читать PDF

Нагорный Карабах: сепаратизм и легитимность выборов

Алиев Намиг
Конфликт, известный во всем мире как "нагорно-карабахский", возник в благоприятный для того период распада СССР.
Читать PDF

Легитимность муниципальной власти в условиях полиэтничного общества

Шустов Владимир Геннадьевич
Эта статья посвящена проблемам легитимности муниципальной власти в условиях полиэтничного общества. Отдельно выделены причины её делегимитизации.
Читать PDF

«Духовные пролетарии» и легитимность Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг.

Джордж Косар
Читать PDF

Легальность и легитимность применения силы в политике

Воскобоев А. И.
В статье представлена история возникновения термина «легитимность» и различные виды классификаций, дано определение. Рассмотрен термин «делегитимация», указаны причины и условия ее возникновения.
Читать PDF

Социальное отражение правоохранительной деятельности и легитимность власти

Молотков Михаил Борисович
В статье предпринята попытка показать роль и значение имиджа в политической жизни. В отличие от «традиционной», социальнопсихологической трактовки, с позиций социальной философии раскрывается политическое содержание имиджа.

Похожие термины:

  • ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ

    тип легитимности власти, основанный на вере населения в исключительные качества своего политического лидера.
  • ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

    лат.Legitimus - законный) - признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания. Легитимность
  • РАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ

    лат. rationalis — разумный, лат. legitimus — законный) — тип легитимности политической власти, источником которой выступает рациональный фактор — интерес, побуждающий людей подчиняться решениям власти, и
  • ТРАДИЦИОННАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ

    тип легитимности, основанный на привычке общества подчиняться власти, в отдельные исторические периоды на вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия.
  • ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ

    от лат. legitimus - законный) - понятие, характеризующее степень согласия между управляемыми и управляющими. Власть Л., если управляемые признают за управляющими право управлять, вообще, и именно так, ка
  • Легитимность рационально-легальная

    тип легитимности власти, основанный на рационально осознанном интересе избирателя, подчиненности закону институтов власти, вере участников политического процесса в справедливость существующих
  • Кризис легитимности

    развал конституционных структур и деятельности правительства, вытекающий из отсутствия в обществе согласия относительно природы и методов деятельности политической власти.