проблема самоопределения курдского народа. С незапамятных времен курды населяют территории, которые сейчас входят в состав Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Это самая многочисленная нация в мире из тех, кто не имеет собственного государства. В Ираке проживает около 4 млн курдов, в Турции – около 14 млн, в Иране и Сирии – примерно по 7 млн. Но именно Иракский Курдистан стал очагом освободительного движения курдского народа после Первой мировой войны, когда закончилось многовековое турецкое господство и курды против своей воли были включены в состав арабского королевства Ирак. По Лозаннскому договору 1923 г. курдские земли были поделены между Ираком и его соседями.
С этим курды не могли смириться. Дело было не в религии: курды Ирака в своем подавляющем большинстве – сунниты. Однако этнически курды – совершенно другой народ, нежели арабы, их язык относится не к семитской, а к иранской языковой группе, у них самобытная культура и традиции. Несмотря на межплеменные и межклановые воооруженные столкновения, которыми полна вся история курдов, перед лицом чуждого этноса они обнаруживают солидарность, осознание общности исторической судьбы. Бесчисленные восстания курдов против багдадских властей, несмотря на героизм отрядов «пешмерга» («идущих на смерть»), в конце концов оканчивались поражением с ужасающими последствиями для населения. Особенно жестокие репрессии обрушились на курдов в период правления Саддама Хусейна. Операция «Анфаль» в 1989 г., которой по личному указанию Саддама руководил его двоюродный брат генерал Али Хасан аль-Маджид и которая привела к гибели не менее 100 тыс. курдов, может быть с полным правом названа типичным примером самого настоящего геноцида.
Потерпев поражение в операции «Буря в пустыне» в 1991 г., разбитый американцами Саддам был вынужден вывести войска из курдских районов (кроме Киркука), и там возникли два самостоятельных, одно время даже ведших войну друг с другом, государственных образования: одно под властью патриотического Союза Курдистана во главе с Дж. Талабани (впоследствии – Президент Ирака), а другое под управлением Демократической партии Курдистана во главе с Масулом Барзани (ныне возглавляет автономный Иракский Курдистан). В 2002 г. обе эти организации договорились о создании региона Курдистан в составе будущей федерации.
Дело в том, что перед иракскими курдами стояли два варианта развития страны: независимость или автономия в составе Ирака. Первый вариант чреват неимоверными трудностями. Во-первых, не было гарантии, что Турция не предпримет вооруженную интервенцию, ведь турецкие войска в последние годы неоднократно вторгались на землю Иракского Курдистана, преследуя укрывавшиеся там отряды повстанцев турецких курдов, давно ведущих вооруженную борьбу под предводительством Оджалана. В случае провозглашения независимости Иракского Курдистана Анкара, опасаясь, что образование нового государства может дать могучий толчок борьбе турецких курдов, вполне могла бы решиться не допустить этого путем применения силы. Во-вторых, даже если бы удалось удержать Турцию от этого, мировая общественность вряд ли признала бы курдское государство, хотя бы потому, что западные державы не заинтересованы в резком ухудшении отношений с Турцией, членом НАТО. В-третьих, этим был бы возмущен весь арабский мир: для арабских стран отторжение Курдистана означало бы новое унижение. Поэтому арабский мир бойкотировал бы Курдистан, то же сделали бы Турция и Иран из-за ситуации с собственными курдами. В таком случае независимый Курдистан оказался бы окруженным врагами, что подорвало бы все его экономические связи. Наконец, в-четвертых, курды, лишенные сколько-нибудь значительных естественных ресурсов, при весьма сомнительных перспективах обретения нефтеносного района Мосула – Киркука и неизбежной потере той части выручки от продажи иракской нефти, которую они сейчас получают через ООН, оказались бы перед лицом подлинной экономической катастрофы.
Взвесив все это, курдские лидеры пришли к единственно правильному выводу: они твердо заявили, что о выходе из состава Ирака нет и речи и что они видят будущее своей земли в составе иракского федерального государства при условии передачи им Киркука, провозглашенного в 2002 г. столицей курдского региона. Здесь сразу же появилось основание для будущего конфликта, причем многостороннего: мало того, что иракские арабы при любом правительстве вряд ли легко согласятся отдать курдам богатейший нефтеносный район, но на него может выдвинуть свои претензии и Турция, аргументируя их, в частности, тем, что значительную часть населения Киркука составляют туркмены (туркоманы), народ тюркского корня. Таким образом, возможна весьма щекотливая и взрывоопасная ситуация.
Пока что Иракский Курдистан, фактически самостоятельная территория, является самой спокойной и благополучной частью Ирака. Экономика развивается успешно, торговля (в значительной мере контрабандная) идет со всеми соседями. Сложности остаются во взаимоотношениях с Турцией, откуда на курдские земли время от времени вторгаются правительственные войска, преследуя, как отмечалось, боевиков действующей в Турции Рабочей партии Курдистана, которая выступает за автономию населенных курдами районов Турции.
В принципе идеалом курдов было бы единое государство («Великий Курдистан»), но сейчас нет никаких шансов на его образование, поскольку Турция, Иран и Сирия ни в коем случае не согласятся на отделение от них больших территорий. Единственный из населенных курдами регионов, добившийся де-факто самостоятельности, – Иракский Курдистан, хотя номинально он остается частью иракского государства. (Г.И. Мирский)
Курдская проблема
Курдская проблема
Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.