Культурная символика народов Юга России

Найдено 1 определение
Культурная символика народов Юга России
совокупность специфических для рег. культуры политич., религ., мифологич., художественных символов, широко используемых политич., религ., культ, организациями и ин-тами для выражения определенных понятий, а также употребляемых этнич. группами с целью Каждый народ имеет свою систему В ней воплощаются идеи, идеалы, ценности и смыслы, основополагающие для культ, жизни этноса. К.с. играет важную роль в процессе политич. локализации и интеграции соц. или этнич. общности (см. Именно символ выступает своеобразным опознавательным знаком одной соц. или этнич. общности от др. Показателен пример К.с. казаков, когда одежда, оружие и др. символические атрибуты выступали символами отличия казаков от иных соц. групп. В качестве символа могут выступать предметы, явления, процессы природной и соц. действительности, а также фантастические существа. Сам выбор того или иного предмета или явления в качестве объекта символической детерминации свидетельствует о его значимости для представителей определенного этноса. Функциональные качества и свойства предметов и явлений внешнего мира актуализируются лишь в тех объектах, к-рые вовлекаются в сферу познавательной и практической деятельности человека и к-рые представляют для него жизненную или соц. ценность. Большинство культ, символов южрос. народов восходит к первобытнообщинным временам, их функционирование в культуре связано с древними религ. культами - тотемизмом, фетишизмом, зооморфизмом и др. Отсюда фигуры орла, барана, барса, дракона, барана, коня, льва, оленя, змеи; рога животных; изображения гор, деревьев, растительный орнамент в К.с. северокавказских народов; солярные знаки, изображения овцы, лошади, лебедя, степного орла, рыбы; мотивы рогов, растительный узор, цветок тюльпана, стебли, листья, розетки в К.с. калмыков. Распространение ислама и христианства на Северном Кавказе и буддизма в Калмыкии привело к утверждению в культурах народов южного региона новой системы религиозной символики. Однако языческие символы не утратили своего архетипического значения: подверглись иной интерпретации в соответствии с идейно-смысловыми установками мировых религий. К примеру, зеленый цвет в символике северокавказских народов не только знак ислама, но и древний символ природы, плодородия, вечной молодости. Каждый символ полисемичен: может использоваться в различных культ, контекстах и при этом наделяться разными значениями. Напр., в К.с. калмыков лотос в религиозном аспекте культуры - символ тайного учения Будды, в светском аспекте - символ жизни, красоты, счастья. Поэтому каждый символ должен анализироваться в конкретном историко-культ. контексте. Синкретический характер К.с. Юга России заключается в том, что здесь налицо разнообразие символов самых разных народов, имеющих глубокие историко-культурные и религиозные традиции в изображении и интерпретации. Источники К.с. - памятники народов Ю. Р.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.

|