КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Найдено 32 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Политическая культура
политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

Политическая культура
психологическая матрица», определяющая отношение людей к политическим объектам и выраженная в их убеждениях, ценностях и символах.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Культура политическая
совокупность типичных для данного общества форм поведения, закрепляющих нормы и образцы взаимоотношения граждан с государством и другими институтами власти.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Политическая культура
совокупность норм и ценностей, которыми руководствуются в политической жизни индивиды и группы, сложившиеся традиции участия или неучастия общества в политической жизни.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

Политическая культура
совокупность ценностей, традиций, обычаев и норм поведения, которыми руководствуются рядовые граждане и политические лидеры, участвуя в системе политических отношений.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Политическая культура
комплекс относительно устойчивых представлений социальных общностей и отдельных индивидов о политике и политическом, совокупность моделей поведения в сфере политических отношений.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Политическая культура
совокупность традиций, мировоззренческих ориентиров, представлений и убеждений той или иной социально-политической общности или отдельных людей в сфере политики, форм и методов ее должного осуществления и поведения.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
полит. Зафиксированный опыт политической практики, передаваемый от поколения к поколения в традициях, обычаях, нормах, моделях поведения. Процедура свободного выбора как раз и формирует политическую культуру (РГ. 2012.20.01).

Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016

Культура политическая
стиль деятельности человека как участника политического процесса, обусловленный совокупностью и характером политических знаний, образцами и нормами поведения, ценностными представлениями человека о политических явлениях.

Источник: Политико-терминологический словарь

Политическая культура
ценностно-нормативная система, широкий комплекс установок, символов, идей, поведенческих стереотипов, которые формируют мотивацию политического и общественного поведения людей и обеспечивают целостность общественного сознания в политической сфере.

Источник: Политология: термины

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
совокупность исторически сложившихся, относительно устоявшихся и типичных для какой-либо общности или индивидов ориентаций и моделей поведения в отношении политической системы, а также типичных моделей функционирования институтов, составляющих эту систему.

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

Культура политическая
совокупность форм политической деятельности, определяемых политическими знаниями, опытом, убеждениями и чувствами, отражающимися в стандартах политического поведения, оценках и ориентациях, степени ответственности и компетенции при решении политических вопросов.

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

Политическая культура
система исторически сложившихся, относительно устойчивых, включающих опыт предшествующих поколений людей убеждений, установок, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ценностно-нормативная система, разделяемая большинством населения, выступающим в качестве субъекта политического сообщества; историческая система фундаментальных поведенческих политических ценностей. Слагаемые политической культуры: политические традиции, ценностные ориентации и установки, нормы политической практики, идеи и концепции, символика.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
political culture) -своеобразный вид человеческой культуры, находящейся на стыке политики и достижений общества в материальном, духовном и умственном отношении. Проявляется как цивилизованные деятельность, поведение в сфере политики и политической жизни. Различают П.к. лидеров, граждан, партий, движений, наций, социальных слоев, классов, государств, стран, народов.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
1) составная часть общей культуры человечества, формирующаяся и проявляющаяся в процессе политической жизни; 2) ценностно-нормативная система исторически сложившихся политических традиций, идей, ценностей, ориентации, установок, навыков, стиля массового политического поведения и функционирования субъектов политики, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества... [Социологическая энциклопедия / Рук. д.полит.н. Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003. - С. 532].

Источник: Сводный словарь по политологии

КУЛЬТУРА политическая
составная часть общей культуры, формирующаяся и проявляющаяся в процессе политической жизни. Это ценностно-нормативная система исторически сложившихся политических традиций, идей, ценностей, ориентаций, установок, навыков, стиля массового политического поведения и функционирования субъектов политики, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества. К.п. является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании, в том числе его идеологических формах.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

Политическая культура
уровень освоения человеком и обществом политических идей, взглядов, концепций, программ; степень востребования достижений политической мысли прошлого и настоящего; зрелость и компетентность в оценках политических явлений; форма политической этики, поведения, поступков и действий. Политическая культура - пласт общей духовной культуры, содержащей такие политические ценности, как опыт, традиции ("социальная память"), мировоззренческие ориентации на демократические формы жизнедеятельности, права и обязанности человека, гуманизм и т.д.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Политическая культура
Politische Kultur. Political culture Конкретная структура или фактическое воздействие политических учреждений к.л. политической системы на установки и ценности, требования и результаты деятельности граждан по отношению к этим учреждениям, а также осознанное участие граждан в их деятельности (например, установка по отношению к радикализму, принятие участия в деятельности Социально-политических организаций, участие в выборах, осуществление прав человека и т. д.). В разговорной речи термин П.к. обозначает манеру политического противостояния (культура спора).

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Политическая культура
(от лат. cultura – выращивание, воспитание, образование, развитие) – часть общей культуры, характеризующая качество всех элементов литической деятельности (институциональной, нормативной, политической культуры). Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира. Одни из первых разработчиков понятия «политическая культура» Г. Аллонд и Верба характеризовали прежде всего как систему ценностей и установок, характеризующих отношение граждан к государству, политическому процессу и курсу. Но такое понимание политической культуры, хотя и выявляет в ней важнейший элемент, является ограниченным. Политическая культура характеризует все стороны политической жизни.

Источник: Геополитика. Краткий словарь.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
(political culture) Установки, верования и ценности, лежащие в основе функционирования конкретной политической системы. Раньше в это понятие включались знания и мастерство, связанные с ее функционированием; вызываемые ею положительные и отрицательные эмоции, а также оценочные суждения об этой системе. Конкретные региональные, этнические или иные группы в рамках данной политической системы (каждая со своим собственным комплексом ценностей, установок и верований) рассматривались как субкультуры. С течением времени в литературе росло понимание важности изучения политической культуры элит, при этом имелось в виду, что влияние индивидов в политическом процессе значительно варьируется. Одно из главных возражений против понятия "политическая культура" сводится к следующему: оно может быть использовано как "мусорная корзина для всякой ерунды", с помощью которой объясняется то, что нельзя объяснить иначе. Отсюда следует, что, претендуя на роль все разъясняющего понятия, оно на деле мало что объясняет. Тем не менее разъяснения, связанные с культурой, могут помочь пониманию того, что реакции на политические события и развитие в разных обществах могут быть различными. Анализ субкультур важен для понимания напряженности и расхождений внутри конкретных обществ.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

КУЛЬТУРА политическая
специфическая составная часть культуры общества, охватывающая представления, ценности и нормы людей, их групп и объединений в политической сфере общественной жизни и определяющая модели, образцы поведения субъектов политического процесса, их политический образ жизни.
К.п. включает в себя такие структурные элементы, как политические знания и образованность, политические сознание и мышление, убеждения и чувства, традиции и обычаи, ценности и нормы, установки, ориентации и идеалы, реальное поведение и его навыки и др., в которых обобщается политический исторический опыт, память данного общества (группы) и отражается достигнутый уровень его К.п. Уровень К.п. находит свое широкое, сравнительно полное и рельефное выражение, в частности, в процессе и итогах референдумов и плебисцитов, выборов в высшие и местные органы власти, в участии членов общества в деятельности различных партий, общественно-политических организаций, движении и т.д. Достижение высокого уровня К.п. - одно из важнейших и необходимых условий формирования и утверждения гражданского общества и правового государства. С другой стороны, демократизация и гуманизация общества и государства - решающий фактор роста К.п. Разработка более или менее целостной концепции К.п. началась лишь в 50-е гг. Особенно большой вклад в это внесли Г. Алмонд, С.Верба, М-Дюверже, М.Крозье, СЛипсет, Р.Роуз и др. В нашей стране активная разработка этой проблематики началась лишь в 70-е гг.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

Политическая культура
система сложившихся в обществе норм политического поведения, коллективных представлений о политике, политических символов и значений, способов оценки и объяснения политических явлений. Создание П. к. шло в неразрывной связи с развитием отношений политической власти. Люди не просто устанавливали правила властного взаимодействия, они запечатлевали их в образах, оценивали, формировали представления о целесообразности таких взаимодействий. Чем сложнее, многограннее становились отношения политической власти, тем многообразнее становилась П. к. общества. П. к. одновременно существует и как объективная реальность, и как процесс ее создания, и как проявление ее элементов в действиях людей, и как мысли, устремления, ориентации многих людей, вовлеченных в политику. П. к. способствует формированию в обществе устойчивого восприятия политического мира, его оценки. Она как бы задает смысловые рамки, позволяющие людям, живущим в данном обществе, познавать, объяснять политическую реальность. Каждый человек усваивает из созданной до него культуры ценности, суждения, знания, оценки, стереотипы, которые начинают определять его образ мысли, его личную систему оценок окружающей действительности. В П. к. отражены не только представления народа о своем прошлом, но и его взгляды на будущее, выраженные в идеалах, утопиях, рационально сформулированных целях и задачах. Именно в П. к. складываются представления об иных возможных типах политической системы, которые затем люди пытаются реализовать в своей практической деятельности.

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
POLITICAL CULTURE) - совокупность усваиваемых путем научения, социально передаваемых типовых образцов поведения (behaviour patterns), характеризующая управление и политику в данном обществе. Часто сопутствующим смысловым значением рассматриваемого понятия выступает психологическое измерение политического поведения - убеждения, чувства и ценностные ориентации. Конкретная политическая культура есть продукт исторического опыта данного общества в целом, а также личного опыта, способствующего социализации каждого из индивидов. В рамках той или иной национальной политической культуры можно различать элитарную и массовую субкультуры, что отражает различия в ориентациях между теми, кто принимает политические решения, и массой менее активных граждан. Массовая [политическая] культура также, в свою очередь, может складываться из многочисленных субкультур, в основе которых лежат классовые, этнические, региональные или иные различия. Аналогичные в чем-то феномены изучались прежде под наименованиями национального характера, темперамента, этоса, духа или мифа, политической идеологии, национальной политической психологии и фундаментальных политических ценностей. См. также Политическая социализация.
Реальное значение. Исследования политической культуры тесно приближаются к познавательным процедурам (insights) психологии, культурной антропологии и социологии. В перспективе современных политических научных изысканий такие исследования представляют собой попытку применить к общественным целостностям некоторые из тех бихевиоральных методов и познавательных процедур, которые с пользой применялись при анализе индивидуального и группового политического поведения. Внимание к политической культуре стимулировалось возрастающим интересом к незападным обществам. Относительно воздействия культурных переменных на их политические системы западный наблюдатель не мог ограничиваться просто предположениями. Систематическим, сравнительным исследованиям политической культуры способствовало и совершенствование научных методик обследований, удобных для кросс-культурного анализа, лежащего в основе достижений в области сравнительного изучения политических культур.

Источник: 26 основных понятий политического анализа

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения. П. к. имеет четко выраженную классовую направленность. Так, в буржуазном обществе существует П. к. эксплуататорского класса и класса эксплуатируемых, находящихся в состоянии политической борьбы. В условиях социализма сформировалась П. к., края основывается на общности политических интересов и потребностей, на совпадении отношений различных групп и слоев населения к существующему механизму политической власти. П. к. социалистического общества находит свое выражение в деятельности его институтов (государство, демократия, конституция, право и др.), к-рые наследуют все лучшее из демократических завоеваний трудящихся, постоянно развиваются и совершенствуются. Эти институты выполняют ряд важных социальных функций. Одна из них воспитательная, ее назначение сводится к повышению политического сознания путем непосредственного участия трудящихся в управлении, росту информативности и компетентности граждан, с тем чтобы поддерживать их стремление к политическому осмыслению социальных процессов. Др. функция регулятивная. Она направлена на обеспечение воздействия граждан на политический процесс, прежде всего через участие в контроле за работой органов управления. И, наконец, защитительная функция, края выражается в охране политических ценностей социализма, отвечающих требованиям прогресса социалистического общенародного государства в направлении к коммунистическому общественному самоуправлению.
На основе П. к. социализма осуществляется политическое воспитание, т. е. деятельность, призванная обеспечить усвоение членами общества политических ценностей, признаваемых и защищаемых социалистическим строем, для того чтобы каждый человек осознавал себя гражданином и дорожил своим гражданским статусом. Лишь в этом случае он может полностью проявить свои гражданские качества и на основе сложившейся политической позиции проявить политическую инициативу и активность в решении задач, стоящих перед государством и обществом, сознательно и добровольно подчинять свое поведение политическим нормам и институтам социализма. Содействовать выработке высокой политической культуры у каждого гражданина важная задача партийных, государственных и общественных организаций, ответственных за коммунистическое воспитание трудящихся.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы; субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение (Г. Алмонд, Г. Пауэлл).
Понятие "политическая культура" было введено в XVIII в. немецким просветителем И. Гердером, массовое изучение этого феномена началось в середине XX в.
В политической жизни К.п. выполняет следующие функции: идентификации, ориентации, адаптации, социализации, интеграции, коммуникации.
В науке наибольшее распространение получила классификация К.п., предложенная Г.Алмондом и С.Вербой ("Гражданская культура", 1963), в основании которой лежат специфические особенности стран и регионов. Они выделили три "чистых" типа культуры: патриархальный, характеризующийся отсутствием интереса граждан к политике; подданнический, отличающийся сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем политического участия; активистский, характеризующийся заинтересованностью граждан в политическом участии и проявлением ими политической активности. По мнению этих авторов, наиболее оптимальной культурой будет гражданская культура, синтезирующая подданнические установки и высокий уровень политического участия. В каждой стране гражданская культура обладает своими специфическими чертами, дополняющими и конкретизирующими "идеальный тип".
В современной политологии в структуре К.п. выделяются следующие компоненты: политический опыт; ориентация на политические институты; политические стереотипы; политические мифы; политические символы политическая социализация; модели политического поведения.
К.п. можно классифицировать по нескольким основаниям: по уровню общности - общая и различные субкультуры; по отношению к власти - господствующая и контркультуры. В общей К.п. отражаются наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы граждан Политическая субкультура представляет собой совокупность политические ориентации, которые отличаются господствующих, доминирующих в обществе (негритянская политическая субкультура в США, молодежная субкультура в любом обществе и т.н. Контркультура - особый вид субкультуры, радикально отличающийся от господствующей политической культуры даже противостоящий ей.
В формировании К.п. большую роль играют политические традиции, являющиеся способом передачи образце" политического сознания и поведения.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Политическая культура имеет в своей основе систему ценностей, присущих большинству людей, живущих в той или иной стране, которыми определяется политическое поведение. Один из важных аспектов политического поведения — степень доверия граждан к собственным политическим лидерам. Понятие политической культуры предполагает наличие в каждой конкретной стране некой общей модели мышления, чувств и действий в отношении способов ведения политической деятельности. При этом настроения, преобладающие среди граждан одной страны, могут отличаться от ключевых ценностей, которых придерживаются жители другой страны.
Либерально-демократические политические системы демонстрируют широкий спектр общих характеристик. Между тем даже при их общем подобии политическое поведение в границах отдельных государств может отличаться целым рядом особенностей. Например, во Франции с большой терпимостью относятся к конфликтам как способу выражения политических разногласий. В Швеции основные участники политического процесса руководствуются в своих действиях общим стремлением к компромиссу. В Великобритании существует традиция эволюционных, а не революционных изменений. Эти и другие особенности служат проявлением характерной политической культуры.
Единого мнения по поводу процессов, лежащих в основе формирования политической культуры, не существует, и вопрос остается предметом дискуссий. Либеральные теоретики полагают, что политическая культура страны определяется уникальными особенностями ее исторического развития, что соответствующие ценности передаются от поколения к поколению в процессе так называемой политической социализации. Привитие гражданам определенных представлений и подходов осуществляется такими социальными институтами, как семья, школа, средства массовой информации и политические партии. Марксисты, со своей стороны, относятся к политической культуре не столько как продукту истории, сколько как к искусственному образованию. Политическая культура рассматривается ими как идеологическое оружие, посредством которого обществу внушаются взгляды, отвечающие интересам доминирующих классов. С этих позиций общественная поддержка выборов как основного инструмента смены правительств или изменения государственной политики воспринимается как установка, намеренно внедренная в сознание людей правящей элитой общества, опасающейся альтернативных путей достижения названных целей (например, восстаний и революций), которые могут привести к более радикальным переменам.
См. также статьи «Выборы», «Идеология», «Либеральная демократия», «Марксизм — ленинизм», «Средства массовой информации».

Источник: 101 ключевая идея политика

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
лат. cultura — возделывание, воспитание) — система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений и выражающих их символов, которые служат для упорядочения политического опыта и регулирования политического поведения. К основным элементам политической культуры относят политический опыт, политическое сознание и политическое поведение. Политическая культура — это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, касающихся взаимоотношений граждан и власти. Термин «политическая культура», впервые использованный немецким философом XVIII в. И. Гердером, был введен в научный оборот в 50-х годах ХХ в. американским политологом Г. Алмондом, который, изучая структуру политической системы, в качестве основных ее элементов выделял политические институты (государство, партии, группы интересов ), реализующие функции власти и управления в обществе, и политические ориентации (знания, ценности, убеждения, установки, идеалы), характеризующие политическое поведение субъектов политики. Эти ориентации, в своей совокупности, и определяются как политическая культура. К политической культуре относятся: 1) знания о политике; 2) оценка политических явлений, оценочные мнения о том, как должна осуществляться власть; 3) эмоциональная сторона политических ориентаций; 4) признанные в данном обществе образцы и нормы политического поведения. Политическая культура — явление динамичное, ее содержание и форма находятся в постоянном развитии. Формирование политической культуры осуществляется в процессе взаимодействия разнообразных ценностных ориентаций и форм политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, отражающих характерные черты цивилизационного развития общества и государства. Таким образом, уровень политической культуры выступает своеобразным показателем развития всей политической системы. К основным функциям политической культуры относят: 1) функцию идентификации (выработка групповой принадлежности, осознание индивидом своего места в системе политических связей и отношений); 2) функцию политической социализации и адаптации (вовлечение человека в политическую сферу, усвоение индивидом политических знаний, норм и ценностей, способствующих формированию у него необходимых качеств для выполнения определенных функций и ролей); 3) функцию политической ориентации (выработка знаний о политических явлениях и процессах); 4) интегративную функцию (объединение индивидов и социальных групп на основе определенной системы политических ценностей и идеалов); 5) коммуникативная функция (обеспечение сохранения, накопления и передачи знаний, информации о политических явлениях и процессах); 6) регулятивная функция (выработка механизма взаимодействия субъектов политических отношений, обеспечение функционирования политической системы). В структуре политической культуры можно выделить нормативный элемент (накопленный политический опыт), ценностный элемент (политическое сознание) и поведенческий элемент (модели политического поведения). На основе предложенного Г. Алмондом и С. Вербой сравнительного подхода в изучении политических культур выделяют патриархальный, подданический и активистский типы политической культуры; в рамках коммуникативного подхода (К. Поппер) — закрытую и открытую политические культуры; в соответствии с классификацией типов политических режимов (Е. Вятр) — тоталитарную, авторитарную и демократическую политические культуры; по степени согласия населения относительно базовых ценностей и форм политического устройства (В. Розенбаум) — фрагментарный и интегрированный типы культур.

Источник: Новейший политологический словарь

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения. П.к. находит свое выражение в деятельности институтов общества (государство, демократия, конституция, право и др.). Эти институты выполняют ряд важных социальных функций. Из них выделяют – воспитательную, регулятивную, защитительную. П.к. в контексте политической психологии изучается, прежде всего, для лучшего понимания связи ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ и СОЗНАНИЯ отдельного человека с массовым политическим поведением и сознанием. Это понятие стало удобным переходом от личности к нации, государству, партии. Современная политическая психология представлена большим числом теоретических моделей политической культуры. Однако все это пестрое разнообразие подходов, исследовательских стратегий и методов вписывается в две ведущие тенденции. Первая из них основана на представлении о человеке как объекте политического воздействия, о человеке как простом винтике политической машины. Отсюда и упрощенный, технократический подход к налаживанию работы этой «политической машины», который характерен и для исследовательско-практической философии этой группы политических психологов. Методологическим фундаментом этой группы концепций являются в большей степени позитивистские теории, пришедшие как из психологии, так и из политологии. Вторая группа исследователей исходит из другой теоретической установки. Для них человек является не только объектом политического воздействия, но и целью развития политической системы и ее активным субъектом. В рамках этой тенденции работают иные методологические ключи. В частности, для теоретиков этого направления характерно обращение к антипозитивистским моделям личности. Они выбирают такие теоретические парадигмы, для которых не свойственны манипуляторские тенденции. Определения политической культуры делятся на четыре основные группы. Во-первых, однородные психологические определения. Политическая культура рассматривается как, прежде всего, набор базовых ориентации субъекта на различные политические объекты. Во-вторых, так называемые обобщенные определения. В них политическая культура понимается как определенный «коктейль» из психических факторов и того, к чему они побуждают. Политическая культура может рассматриваться одновременно и как установка, и как поведенческие акты. В-третьих, так называемые объективные или объективистские определения. Политическая культура обозначает, прежде всего, институты и структуры («объекты») власти, которые санкционируют поведение участников, приемлемое для данной системы. Особенности политической системы здесь оказываются важнее, чем собственно психические состояния индивидов. В-четвертых, так называемые эвристические определения. В них политическая культура обычно рассматривается как некий гипотетический конструкт, созданный ученым в аналитических целях. В зависимости от конкретных целей исследования, понятие может включать в себя то или иное содержание. Соответственно, доля психологического компонента в таких определениях политической культуры может быть различной. Базовая структура политической культуры как особого политико-психологического феномена представляется в виде иерархии трех основных уровней. Первый — познавательная ориентация. Он включает знания о политической системе, принятых в ней ролях, «исполнителях» этих ролей и особенностях функционирования всей данной системы. Второй уровень — эмоциональная ориентация. Здесь отражаются чувства субъекта к политической системе, ее функциям, участникам и их деятельности. Наконец, третий уровень - оценочная ориентация, выражает личное отношение субъекта к политической системе и ее отдельным компонентам-составляющим.

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
совокупность элементов и феноменов сознания, культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.
Исследователи выделяют несколько концепций политической культуры, играющих роль базовых, основополагающих. К таким относится концепция американского политолога Г. Алмонда. В статье "Сравнительные политические системы", вышедшей в 1956 году, Алмонд формулирует основные понятия, структурные элементы такого специфического явления как политическая культура. Политическая культура обладает следующей структурой:
"познавательные ориентации" (знание о политической системе, ее ролях и носителях ролей);
"эмоциональные ориентации" (чувства, испытываемые к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет);
"оценочные ориентации" (представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в сочетании с информацией и эмоциями).
Наличие различных аспектов политической культуры, нашедших отражение в этих концепциях, свидетельствует о том, что политическая культура представляет собой многоуровневое явление. Наиболее важным уровнем, в полной мере характеризующим данное понятие, является базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему.
Ориентации субъекта политического процесса легли в основу типологии политической культуры, предложенной Г. Алмондом и С. Вербой в 1963 г. и принятой многими политологами. Анализируя и сопоставляя политические системы "пяти современных демократий" - Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики - они выделили три "чистых" типа политической культуры.
Во-первых, "патриархальная политическая культура" (иногда употребляется термин "парохиальная" или "приходская" - от англ. "parocxial").На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от их религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Здесь полное отсутствие знаний о политике, полный отрыв от нее.
Второй тип - "подданническая политическая культура".Специализированные политические институты уже существуют и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордости, неприязни, воспринимая их как законные или как незаконные. Этот тип культуры показывает низкую индивидуальную политическую активность субъектов.
Третий тип - "активистская политическая культура" или "политическая культура участия" (иногда ее называют "партисипаторной", от англ. participation - участие). Члены общества не только формулируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом. Авторы отмечают, что члены общества ориентируются на систему в целом - как на ее политические, так и административные структуры и процессы.
Американские авторы отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не проявляются. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа систематически смешанных политических культур: 1.патриархально-поданническая; 2.поданнически-активистская и 3.патриархально-активистская.
Политическая культура по своей структуре имеет два важных отличительных признака в зависимости от того, в какой степени дифференцированы(различены)или специализированы политические роли и отношения, подсистемы, насколько они независимы или подчинены друг другу.
Можно выделить следующие типы политической культуры:
1.Политическая культура сегментированного общества примитивных архаических народов;
2.Политическая культура стратифицированного (наличие иерархических упорядоченных слоев) общества;
3.Политическая культура современного функционально дифференцированного общества.
Модель политической культуры, основанная на членении по уровню дифференциации общества и индивидов и опирающаяся на концепцию модерна (современности) представляется продуктивной и перспективной.
Концепция современной политической культуры определяется как разрыв с политической культурой традиционного общества. Базисным является разделение социокультурной жизни на две основные формы - политическая культура в условиях различного типа традиционного общества и политическая культура в условиях современности.

Источник: Словарь по политологии

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
понятие, характеризующее многообразный социально-исторический опыт тех или иных общностей людей, влияющий на формирование ценностей и политического поведения социальных групп и отдельных индивидов. Впервые термин «П. К.» был употреблен нем. философом эпохи Просвещения И. Гердером, но в современном значении понятие «П. К.» было введено в политологию и разработано англ, ученым Г. Алмондом. Он отвечал на вопрос: почему политические системы с внешне одинаковыми политическими институтами функционируют с различной результативностью? Образно говоря, введенное в 50-е гг.. новое понятие позволило перейти от плоскостного видения политических процессов к их многомерному изучению. П. К. — это своего рода качество политической системы, определяющее своеобразие внешне схожих политических систем. В зависимости от характера проявлений политических интересов и политического поведения Алмонд выделил четыре типа политических культур: донидустриальные, тоталитарные, континентальноевропейские и англо—американскую. Первый из названных типов характеризуется отсутствием ярко выраженных политических интересов, отсутствием стабильности политических институтов (прежде всего партий) и насильственными формами деятельности. Второй тип — политической апатией и конформизмом. Высший тип П. К. — англо-американский, отличается плюрализмом ценностей, интересов, подходов и умением общества находить компромиссы в целях и средствах социального развития. Континентально-европейские П. К. характеризовались Алмондом как механическое соединение элементов современной и доиндустриальной П. К., которое порождает у человека недоверие к традиционным политическим институтам и ориентацию на харизматического лидера (см. Харизма, Политическое лидерство). Дальнейшая разработка проблемы П. К. связана с исследованием Г Алмондом и Вербой влияния П. К. на политические ориентации, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение. Алмонд и Верба вычленили три группы политических ориентации: «познавательная ориентация», включающая а себя знания и мнения о политических институтах общества и правилах их, функционирования; «эмоциональная ориентация», охватывающая чувства, испытываемые к политической системе и политическим лидерам; «оценочная ориентация», которая сводится к мнениям относительно характера политической жизни. Позиция Алмонда и Вербы неоднократно подвергалась критике в зарубежной политологии, однако познавательное значение концепции П. К. столь велико, что она основательно укрепилась и заняла важное место в структуре политологического знания. Дальнейший вклад в разработку проблем, связанных с П. К., внесли политологи X. Экстайн (США), Г. Лембрух (ФРГ), У. Розенбаум (США) и др. Исследования П. К. последних лет в СССР показали, что П. К. определяется не политическими интересами, которые чрезвычайно размыты и фрагментарны, а уровнем образования и социально-историческим опытом. В целом, в советском обществе весьма низок уровень знаний о политических системах, политических институтах, способах и законах их функционирования; отсутствуют традиции уважения к закону; очень распространены чувства неудовлетворенности настоящим, страх перед будущим и апатия; оценочные ориентации отмечены недоверием к деятельности социальных и политических институтов (среди них наибольшие доверием пользуется церковь); отношение к многопартийности противоречиво: несмотря на широкую поддержку многопартийности, действующие партии не пользуются устойчивым доверием. Опросы общественного мнения показывают, что избиратели в значительной мере ориентированы не на политические институты (партии, государственные и судебные органы), а на лидеров, что говорит о харизматическом типе общественного сознания. Социологические исследования, проводившиеся в период выборов народных депутатов СССР и РСФСР (1989—1990-е гг.), показали, что значительная часть избирателей ориентировалась не на программы кандидатов, а на их умение «подать»» себя. Политические представления сегодня формируются вокруг трех идейно-политических Ориентации: либерально-неоконсервативной социал-демократической и традиционалистской (см. Политические партии). Говоря условно, первые два типа ориентации можно оценить как «прозападнические», третий — как «неославянофильский», исповедующий своеобразие русского пути, «русскую идею». Достаточно широкий разброс ценностных ориентации и представлений о средствах достижения поставленных целей, умноженное на отсутствие традиций компромисса, воспроизводит «конфликтный» тип П. К., где главной целью является подавление и разгром оппонента. Свидетельство тому — трудности с какими пробивает себе дорогу идея «круглого стола».
Литература: Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан. М., 1985, Баталов Э. Я. Политическая культура: понятие и феномен // Политика: проблемы теории и практики. Вып. VII. Ч. II М., 1990; Мельвиль А. Ю., Никитин А. И. Ростки новой гражданской культуры? // Политические исследования, 1991, № 2.

Источник: Толковый политический словарь

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
в современной отечественной и западной научной литературе исследованию политической культуры отведено большое место. Термин "политическая культура" впервые введен в научный обиход в работах американских ученых Г. Алмонда, Х. Хаера и С. Вербы в 50-х годах прошлого века. Политическая культура в этих работах понималась как часть политической системы общества, представленной в знаниях, мнениях, позициях, чувствах и оценках людей. В дальнейших исследованиях данного феномена понимание политической культуры расширялось и уточнялось: некоторые авторы делали акцент на моделях, образцах поведения, отношениях между субъектами политики, другие - на моральные и психологические факторы субъектов политического процесса и т.д. Политическую культуру можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как часть общей культуры данного общества, связанной с общенациональной культурой. Конкретная политическая культура есть продукт исторического опыта данного общества в целом, а также личного опыта, способствующего социализации каждого из индивидов. Категория политической культуры позволяет правильно понять, как в похожих политических системах существуют различные политические отношения и действия людей. В зарубежной и российской политической науке нет единого определения политической культуры. В энциклопедическом словаре "Политология" (Москва, 1993) дано определение: "политическая культура - исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики; их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления и предпочтения как в сфере международных отношений, так и внутренней политики". Политическая культура охватывает также политические идеи, ценности, действующие политические институты, политические нормы.
Идеи политической культуры возникли уже в древности. В античной Греции Гераклит открыл идею культурной изменчивости, Платон и Аристотель связывали политическую культуру непосредственно с политической организацией полиса. Человек, согласно Аристотелю, - политическое (общественное) существо.
Нормативную концепцию культуры создал немецкий философ С. Пуффендорф (1632-1694), впервые употребивший термин "культура" в его современном значении. Человек, по его мнению, есть единство политической и нравственной сути.
Европейские мыслители 17-18 веков продолжили античную традицию, включающую политику в сферу культуры. Ж.-Ж. Руссо культуру и политику рассматривает раздельно, но признает их взаимосвязь. Руссо выделяет в особую группу законы, регулирующие политическое функционирование общества, нравы, обычаи, общественное мнение, определяя их как одну из сфер культуры.
Новой вехой в развитии политической культуры стал XIX век. Возникают идеи, теории, формы политического поведения граждан, политические структуры, политические институты. Идеологами новых политических теорий были: А. де Токвиль (1805-1859), К. Маркс (1818-1883), М. Вебер (1864-1920), Г. Моска (1858-1941). А. де Токвиль выделял два преимущества демократии над другими формами правления: она способствует благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивает политические свободы или широкое участие масс в политической жизни. В интересах предотвращения деспотизма люди должны сознательно культивировать искусство добровольной политики и социальной кооперации, создавать свободные учреждения местного самоуправления, а также добровольные политические и гражданские ассоциации. С их помощью люди могут непосредственно участвовать в управлении обществом, генерировать политическую культуру, гражданский дух.
Для создателей современной концепции политической культуры наибольшее методологическое значение имели идеи К. Маркса и М. Вебера. Маркс был родоначальником системно-структурного подхода в социологии и политологии. Взаимодействие социально-экономических и политических структур общества ведет к его изменению и развитию независимо от сознания, воли и стремлений людей. Вебер считает, что политическое поведение, политическая культура людей определяется не столько экономическим, классовым положением индивидов, сколько их приверженностью различным представлениям о религиозных, этнических и других общественных ценностях, а также индивидуальными интересами и настроениями. В современных теориях политической культуры наиболее полно представлены системно-структурный и ценностно-нормативный методологические подходы к исследованию политической культуры.
Политическая культура современной России. Культурно-исторический опыт России настолько противоречив, что отнести ее политическую культуру к какому-то одному типу весьма затруднительно. Тем не менее, в политической культуре России можно выделить несколько определенных доминант.
Одной из таких доминант является подданническая политическая культура, которая характеризуется односторонней зависимостью индивида от власти. Основы подданнической политической культуры были заложены под влиянием Византии, в процессе принятия и распространения христианства. Православие идеологически закрепляло подданнические ценности. Доминирование подданнической политической культуры было обусловлено концентрацией политического господства в центре власти. На протяжении столетий центром власти был монарх, сильное государство, разветвленный бюрократический аппарат, развитая репрессивная система. Отсутствие свободного индивида и гражданского общества приводит к тому, что политическая жизнь концентрируется в руках правящего класса. Политически бесправному населению приходится лишь выполнять его предписания. Симбиоз подданнической и патриархальной культур породил авторитарно-патриархальную политическую культуру. Ценностями доминирующей политической культуры России остаются коллективизм, соборность, взаимопомощь, социальное равенство.
В то же время в России существует и субкультура, базирующаяся на ценностях свободы. Так, например, именно на базе "вольнолюбия" сформировался крупный социально-культурный слой - русское казачество, со своей самобытной субкультурой, в которой ценности свободы тесно переплетаются с ценностями корпоративизма и демократии (казачье самоуправление).
Социальное многообразие, классовая дифференциация обусловливают фрагментарный характер российской политической культуры. А наличие противоположных интересов у социальных групп обусловливает ее конфликтный характер. Все эти черты воспроизводились и в подданнической культуре советского типа.
В 90-е годы XX в. в результате разгосударствления и приватизации сложился класс собственников, который, являясь правящим классом, стремится внедрить в общественное сознание и политическую практику ценности либерализма: свободу, частную собственность, индивидуализм, конкуренцию и т.д.
Вместе с тем, как показывает практика, изменение типа политической культуры в российском обществе происходит крайне медленно. Продолжает доминировать подданническая культура с ценностями авторитаризма, корпоративизма и фрагментарности. Сохраняются патерналистские ожидания (объективно понятные) и персонифицированное восприятие власти, поиск "спасителя отечества", способного вывести страну из кризиса. В современной России имеет место глубокий конфликт между базовыми ценностями политической элиты и ценностями большинства граждан. (См. также Типология политических культур).
П.В. Шарапов. Фрагмент из учебника "Культурология" (авт. коллектив)

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
209.30 кб

Политическая культура

Усикова Людмила Федоровна
В статье исследуется феномен политической культуры как важнейшей составной части политической жизни общества.
Читать PDF
426.96 кб

Политическая культура Японии

Иногути Такаси
Настоящая публикация представляет собой перевод с японского языка главы «Политическая культура Японии» из вышедшей в токийском издательстве «Минерва» книги Сэйдзи рирон («Политическая теория») выдающегося японского политолога Иног
Читать PDF
854.12 кб

Дискурс политической культуры

Бондаренко Ростислав Николаевич
В статье рассмотрены особенности становления развития концепта политической культуры, как актуальной темы политологии.
Читать PDF
85.99 кб

О понятии политической культуры

Борисенков Александр Александрович
В статье раскрывается сущность политической культуры, анализируются подходы к её толкованию, сложившиеся в современной политической науке.
Читать PDF
226.06 кб

Типология политической культуры

Омеличкин Олег В.
В статье рассматриваются теоретико-методологические вопросы типологизации политической культуры. Анализируются основные подходы и классификации. Отмечается их дробность, эклектичность и разнородность критериев.
Читать PDF
3.41 мб

Культура политического маркетинга

Морозов С.А.
Читать PDF
89.76 кб

Культура политического планирования

Расторгуев В. Н.
В начале 2005 г. на философском факультете МГУ им. М.В.
Читать PDF
526.23 кб

Динамика развития политической культуры

Долинина Ирина Геннальевна
В статье рассмотрен образовательный контекст политической культуры, проанализировано состояние индивидуального уровня, выявлена и описана динамика развития в общеобразовательных учреждениях, вузах и общественных организациях.(
Читать PDF
348.99 кб

Особенности политической культуры Китая

Ван Сюй
Рассматриваются особенности современной политической культуры Китая в её тесной взаимосвязи с историческими традициями и национальным характером китайского народа.
Читать PDF
332.88 кб

О генотипе политической культуры России

Омеличкин Олег Викторович
Предметом исследования являются генетические истоки российской политической культуры, которые определяют логику и перспективы ее развития.
Читать PDF
257.40 кб

Политическая культура. Теория и практика

Денисов Владимир Васильевич
Читать PDF
327.28 кб

Особенности политической культуры Египта

Ахмедов Владимир
«Политическая культура и деловая этика стран Востока», Москва, 2006 г., с. 299-312.
Читать PDF
228.13 кб

Особенности политической культуры России

Анищенко Виктор Александрович
В статье автор делает попытки раскрыть черты и особенности авторитаризма восточного типа вертикальной демократии, из которого политическое также берёт начало в России.
Читать PDF
213.63 кб

Структура и функции политической культуры

Омеличкин Олег В.
В статье рассматриваются вопросы состава и функций политической культуры. Она представляет собой целостную систему, имеющую различные уровни и компоненты, соединенные обратными связями и соподчинениями.
Читать PDF
81.04 кб

Социально - политическая матрица культуры

Болховитина Татьяна Сергеевна
В статье рассматривается сущностная сторона культуры, ее специфика, исторические, цивилизационные особенности.

Похожие термины:

  • Культурология политическая

    направление в политической науке, исследующее социокультурные процессы в политической жизни. Основывается на изучении ценностных представлений граждан, особенностей складывания политической м
  • Элитарная политическая культура

    субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура сознательно
  • КУЛЬТУРА ФРАГМЕНТАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

    тип политической культуры, который характеризуется наличием у населения разнородных политических ориентаций, отсутствием процедур улаживания конфликтов и доверия между отдельными слоями общес