КУЛЬТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
КУЛЬТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
полит. Антропологический феномен политики, выражающийся в обожествлении политических лидеров. К. п. не составляет исключительную особенность восточных обществ, но встречается во всех обществах (в том числе западных) и во все периоды их развития. Противостоять «культу личности» по идее должна политическая оппозиция (subscribe.ru 2015.15.12).
Культ политический
Kult politischer. Political cult К.п. – антропологическое явление политики, выражающееся в обожествлении политических лидеров. Культ вождя в архаических социумах опирался на культ предков и осуществлялся через ритуал как первичный механизм социального управления. В античности культ властителей представлял собой религиозномистическое почитание их сверхъестественных, магических способностей и божественного происхождения. В средневековой Европе (включая Россию) обожествление личности короля (царя) выразило идейнополитический симбиоз христианской церкви и светской власти. В Новое время секуляризированный К.п. выражался по преимуществу вербально или изобразительно. Диктаторские режимы ХХ в. обогатили новыми коммуникативными средствами традиционную палитру К.п. В современных демократиях К.п. лишен черт традиционной религиозности, что компенсируется фетишизацией политических лидеров посредством современных СМИ. Типичные черты (стадии развития) К.п.: возвеличивание лидера как олицетворения идеологии, политического устройства или процесса («отец нации», «отецоснователь», «гарант демократии» и т. п.); монументализация, наделение исключительными способностями; мифологизация и сакрализация как непогрешимого, всеведущего, вездесущего и всемогущего существа, как божества, способного к бессмертию; ритуализация отношений посредством церемоний и образа вождя как образца для подражания.
КУЛЬТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
есть антропологический феномен политики, выражающийся в обожествлении политических лидеров. Политический культ не составляет исключительную особенность восточных обществ, но встречается во всех обществах (в том числе западных) и во все периоды их развития.
Культ вождя в архаических социумах опирался на культ предков и осуществлялся через ритуал как первичный механизм социального управления. В античности культ властителей представлял собой религиозно-мистическое почитание их сверхъестественных, магических способностей и божественного происхождения. В средневековой Европе (включая Россию) возник идейно-политический симбиоз христианской церкви и светской власти, нашедший свое наивысшее выражение в эпоху абсолютизма, в обожествлении личности короля (царя). Для традиционного политического культа характерны телесно-театральные формы выражения с особыми жестами покорности и подчинения. Напротив, секуляризированный культ политических лидеров, типичный для Нового времени, выражался по преимуществу вербально или изобразительно. В тоталитарных обществах 20 века наблюдался своеобразный ренессанс традиционной палитры культовых политических выражений, обогащенной новыми коммуникативными ^ средствами. В современных демократиях политические культы, как правило, лишены черт традиционной религиозности, что, однако, успешно компенсируется фетишизацией политических лидеров посредством современных СМИ.
В политических культах можно выделить ряд типичных черт, которые одновременно обозначают стадии развития культа политических лидеров.
- Возвеличивание политического лидера, начинающего
олицетворять собой определенную идеологию, политическую систему или общественно-политический процесс. Политический лидер начинает трактоваться и восприниматься как национально-родовой символ ("отец нации", "отец-основатель", "гарант демократии" и т.п.).
Монументализация политического лидера как личности, стоящей
вне политической конкуренции и наделенной исключительными (сверхъестественными) способностями, недоступными для других лидеров (людей).
Мифологизация политического лидера посредством придания ему атрибутов непогрешимого, всеведущего, вездесущего и всемогущего существа. Культовый лидер переносится в сферу сакрального и противопоставляется повседневности. Его почитатели преклоняются перед ним как перед божеством и бессознательно приписывают ему способность к бессмертию.
Ритуализация отношений с обожествленным политическим лидером, поскольку обычные формы отношений не отвечают его сакральной сущности. Культовый лидер общается с массой посредством ритуальных церемоний, подчеркивающих его сакральный статус и ставящих его вне всякой критики.
Одновременно ритуализуется образ вождя как образца для подражания, особенно для молодежи.
Культ вождя в архаических социумах опирался на культ предков и осуществлялся через ритуал как первичный механизм социального управления. В античности культ властителей представлял собой религиозно-мистическое почитание их сверхъестественных, магических способностей и божественного происхождения. В средневековой Европе (включая Россию) возник идейно-политический симбиоз христианской церкви и светской власти, нашедший свое наивысшее выражение в эпоху абсолютизма, в обожествлении личности короля (царя). Для традиционного политического культа характерны телесно-театральные формы выражения с особыми жестами покорности и подчинения. Напротив, секуляризированный культ политических лидеров, типичный для Нового времени, выражался по преимуществу вербально или изобразительно. В тоталитарных обществах 20 века наблюдался своеобразный ренессанс традиционной палитры культовых политических выражений, обогащенной новыми коммуникативными ^ средствами. В современных демократиях политические культы, как правило, лишены черт традиционной религиозности, что, однако, успешно компенсируется фетишизацией политических лидеров посредством современных СМИ.
В политических культах можно выделить ряд типичных черт, которые одновременно обозначают стадии развития культа политических лидеров.
- Возвеличивание политического лидера, начинающего
олицетворять собой определенную идеологию, политическую систему или общественно-политический процесс. Политический лидер начинает трактоваться и восприниматься как национально-родовой символ ("отец нации", "отец-основатель", "гарант демократии" и т.п.).
Монументализация политического лидера как личности, стоящей
вне политической конкуренции и наделенной исключительными (сверхъестественными) способностями, недоступными для других лидеров (людей).
Мифологизация политического лидера посредством придания ему атрибутов непогрешимого, всеведущего, вездесущего и всемогущего существа. Культовый лидер переносится в сферу сакрального и противопоставляется повседневности. Его почитатели преклоняются перед ним как перед божеством и бессознательно приписывают ему способность к бессмертию.
Ритуализация отношений с обожествленным политическим лидером, поскольку обычные формы отношений не отвечают его сакральной сущности. Культовый лидер общается с массой посредством ритуальных церемоний, подчеркивающих его сакральный статус и ставящих его вне всякой критики.
Одновременно ритуализуется образ вождя как образца для подражания, особенно для молодежи.
Источник: Словарь по политологии