Новое давление на классический университет, прежде всего со стороны рынка, приводит к тому, что на институты высшего образования все более распространяются те же правила игры, которые существуют для рыночных производственных и коммерческих предприятий. Поэтому классические университеты все чаще ограничиваются лишь общеобразовательной и общепрофессиональной подготовкой.
Проблема инновационного пути развития традиционных университетов — тема новая для отечественной социологии образования и управления. В чем истинные истоки кризиса российских университетов? Какие задачи они должны решать в настоящее время? Какую роль при этом играют корпоративные образовательные системы? В современных условиях наиболее актуальным представляется поиск инновационных форм образовательной и научной деятельности классического университета, а также взаимовыгодных форм его взаимодействия с бизнесом. Одной из таких форм, как свидетельствует мировая практика, служит альянс корпоративного университета с традиционными учебными заведениями.
По инициативе Фонда «Новая Евразия» ВЦИОМ провел экспертный опрос представителей корпоративных университетов и учебных центров крупных российских компаний с целью изучения места и роли корпоративной системы обучения в структуре российского образования, а также определения потенциала и возможных форм взаимодействия корпоративных форм обучения и классических университетов.
Основные исследовательские задачи состояли в оценке нынешней ситуации в сфере корпоративного образования и изучении возможностей классических и технических университетов встраиваться в бизнес-процесс по подготовке кадров и повышению их профессионального уровня. Для реализации поставленных задач было проведен экспертный опрос представителей 11 крупный компаний, имеющих в своей структуре Корпоративный университет или Учебный центр. В исследовании участвовали КУ ОАО «Северсталь», КУ РАО «ЕЭС», Учебный центр Газпром, СУАЛ, РУСАЛ, Учебный центр МГТС, ОКБ «Сухого», АФК «Система», Учебный центр Хьюлетт Паккард, Учебный центр компании «Норильский никель», РЕНОВА.
Результаты исследования свидетельствуют, что основной и доминирующей предпосылкой возникновения корпоративного образования выступают внутренние причины, связанные с развитием бизнеса, детерминированные консерватизмом нынешней системы профессионального образования, ее оторванностью от потребностей бизнеса.
Для многих компаний возможности экстенсивного роста, характерного для 1990-х гг., исчерпали себя. Сейчас для того, чтобы поддерживать свои конкурентные позиции, перед ними стоит задача проведения качественных изменений, прежде всего внутри своей организации. Поэтому постепенно изменяются их принципы работы с кадрами, они по-новому смотрят на стратегии переподготовки и повышения квалификации сотрудников.
Кроме того, в России наблюдается устойчивая тенденция к слиянию компаний, к созданию крупных холдингов. При покупке одними компаниями других встает проблема разных систем управления, ценностей, «стыковки» корпоративных структур. И здесь наиболее эффективным инструментом выступает корпоративный университет, который через единые учебные программы обеспечивает унификацию бизнес-технологий и транслирование целей ценностей бизнеса.
В этих условиях, как справедливо отмечает директор КУ ОАО «Северсталь» Д. Афанасьев, университеты с традиционными программами и планами работ, в условиях, когда преподавательский состав большей частью не знает реального бизнеса, идут позади стремительно несущегося вперед «локомотива». Причем, как отмечают эксперты, такая оторванность классических университетов характерна не только в отношении бизнес-процесса. Это касается всей системы высшего и послевузовского профессионального образования.
Оценивая современное состояние системы высшего образования как неудовлетворительное, эксперты-участники исследования в качестве основных недостатков подготовки специалистов в высших учебных заведениях называли — устаревшие теоретические знания, а также их оторванность от практических навыков, необходимых для конкретной специальности. Эту ситуацию можно охарактеризовать словами одного из экспертов «…у них нет источников информации. У них нет денег на покупку журналов, нет договоров с промышленностью. Они учат тому, что 15 лет назад узнали».
В этой связи часть компаний в системе внутрифирменного обучения особое внимание уделяют подготовке кадрового резерва уже на стадии последних курсов высших учебных заведений. По большей части это касается технических, инженерных специальностей. Здесь корпоративные системы образования достаточно активно сотрудничают с классическими университетами, уже практически на последних курсах формируя кадровый резерв, прежде всего инженерных специальностей, для своих производств. Они предоставляют в качестве практических навыков работу на собственных предприятиях, защиту дипломных работ и т. д., практически восполняя тот пробел в разрыве теоретических знаний и практики, которым характеризуется современная система высшего образования.
Такие системы возмещают и пробел в послевузовском профессиональном образовании. Причем это касается различных направлений: аттестации и повышения квалификации технических специалистов, а также повышения квалификации менеджерского состава.
Обучение менеджеров еще одно и, пожалуй, наиболее актуальное для развития современного бизнеса, направление. Оно обрело актуальность сравнительно недавно, потому что современные требования к управленческим кадрам в конкурентной среде кардинально отличаются от того, что было на предприятиях раньше. Обучение менеджеров происходит на самом разном уровне, от линейных руководителей нижнего звена (бригадиров, мастеров) до подготовки кадрового резерва высшего менеджмента предприятий.
Е. И. Пахомова
101.62 кб