Корпоративное обучение

Найдено 1 определение
Корпоративное обучение
Новое давление на классический университет, прежде всего со стороны рынка, приводит к тому, что на институты высшего образования все более распространяются те же правила игры, которые существуют для рыночных производственных и коммерческих предприятий. Поэтому классические университеты все чаще ограничиваются лишь общеобразовательной и общепрофессиональной подготовкой.
Проблема инновационного пути развития традиционных университетов — тема новая для отечественной социологии образования и управления. В чем истинные истоки кризиса российских университетов? Какие задачи они должны решать в настоящее время? Какую роль при этом играют корпоративные образовательные системы? В современных условиях наиболее актуальным представляется поиск инновационных форм образовательной и научной деятельности классического университета, а также взаимовыгодных форм его взаимодействия с бизнесом. Одной из таких форм, как свидетельствует мировая практика, служит альянс корпоративного университета с традиционными учебными заведениями.
По инициативе Фонда «Новая Евразия» ВЦИОМ провел экспертный опрос представителей корпоративных университетов и учебных центров крупных российских компаний с целью изучения места и роли корпоративной системы обучения в структуре российского образования, а также определения потенциала и возможных форм взаимодействия корпоративных форм обучения и классических университетов.
Основные исследовательские задачи состояли в оценке нынешней ситуации в сфере корпоративного образования и изучении возможностей классических и технических университетов встраиваться в бизнес-процесс по подготовке кадров и повышению их профессионального уровня. Для реализации поставленных задач было проведен экспертный опрос представителей 11 крупный компаний, имеющих в своей структуре Корпоративный университет или Учебный центр. В исследовании участвовали КУ ОАО «Северсталь», КУ РАО «ЕЭС», Учебный центр Газпром, СУАЛ, РУСАЛ, Учебный центр МГТС, ОКБ «Сухого», АФК «Система», Учебный центр Хьюлетт Паккард, Учебный центр компании «Норильский никель», РЕНОВА.
Результаты исследования свидетельствуют, что основной и доминирующей предпосылкой возникновения корпоративного образования выступают внутренние причины, связанные с развитием бизнеса, детерминированные консерватизмом нынешней системы профессионального образования, ее оторванностью от потребностей бизнеса.
Для многих компаний возможности экстенсивного роста, характерного для 1990-х гг., исчерпали себя. Сейчас для того, чтобы поддерживать свои конкурентные позиции, перед ними стоит задача проведения качественных изменений, прежде всего внутри своей организации. Поэтому постепенно изменяются их принципы работы с кадрами, они по-новому смотрят на стратегии переподготовки и повышения квалификации сотрудников.
Кроме того, в России наблюдается устойчивая тенденция к слиянию компаний, к созданию крупных холдингов. При покупке одними компаниями других встает проблема разных систем управления, ценностей, «стыковки» корпоративных структур. И здесь наиболее эффективным инструментом выступает корпоративный университет, который через единые учебные программы обеспечивает унификацию бизнес-технологий и транслирование целей ценностей бизнеса.
В этих условиях, как справедливо отмечает директор КУ ОАО «Северсталь» Д. Афанасьев, университеты с традиционными программами и планами работ, в условиях, когда преподавательский состав большей частью не знает реального бизнеса, идут позади стремительно несущегося вперед «локомотива». Причем, как отмечают эксперты, такая оторванность классических университетов характерна не только в отношении бизнес-процесса. Это касается всей системы высшего и послевузовского профессионального образования.
Оценивая современное состояние системы высшего образования как неудовлетворительное, эксперты-участники исследования в качестве основных недостатков подготовки специалистов в высших учебных заведениях называли — устаревшие теоретические знания, а также их оторванность от практических навыков, необходимых для конкретной специальности. Эту ситуацию можно охарактеризовать словами одного из экспертов «…у них нет источников информации. У них нет денег на покупку журналов, нет договоров с промышленностью. Они учат тому, что 15 лет назад узнали».
В этой связи часть компаний в системе внутрифирменного обучения особое внимание уделяют подготовке кадрового резерва уже на стадии последних курсов высших учебных заведений. По большей части это касается технических, инженерных специальностей. Здесь корпоративные системы образования достаточно активно сотрудничают с классическими университетами, уже практически на последних курсах формируя кадровый резерв, прежде всего инженерных специальностей, для своих производств. Они предоставляют в качестве практических навыков работу на собственных предприятиях, защиту дипломных работ и т. д., практически восполняя тот пробел в разрыве теоретических знаний и практики, которым характеризуется современная система высшего образования.
Такие системы возмещают и пробел в послевузовском профессиональном образовании. Причем это касается различных направлений: аттестации и повышения квалификации технических специалистов, а также повышения квалификации менеджерского состава.
Обучение менеджеров еще одно и, пожалуй, наиболее актуальное для развития современного бизнеса, направление. Оно обрело актуальность сравнительно недавно, потому что современные требования к управленческим кадрам в конкурентной среде кардинально отличаются от того, что было на предприятиях раньше. Обучение менеджеров происходит на самом разном уровне, от линейных руководителей нижнего звена (бригадиров, мастеров) до подготовки кадрового резерва высшего менеджмента предприятий.
Е. И. Пахомова

Источник: Словарь политических терминов.

|

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
101.62 кб

Корпоративное обучение

Мыльникова Светлана Андреевна, Погосян Виктория Акоповна
Читать PDF
460.63 кб

Мониторинг корпоративного обучения

Захарова Ольга Алексеевна, Минин Михаил Григорьевич
В статье описаны предпосылки формирования системы корпоративного обучения, компоненты условий обучения в сетевой системе, методы контроля качества учебного процесса. Представлены этапы обратной связи в процессе обучения.
Читать PDF
141.24 кб

Подход к корпоративному обучению сотрудников

Нотин А.Г.
В условиях информационной экономики знания быстро устаревают, поэтому специалисты на протяжении всей профессиональной карьеры должны постоянно обучаться.
Читать PDF
158.67 кб

Корпоративное обучение межкультурной коммуникации

Мыльникова С. А.
В статье раскрываются особенности межкультурной коммуникации, готовность к которой является одной из задач современного университетского образования.
Читать PDF
108.09 кб

Корпоративное обучение педагогов: зарубежный опыт

Маленкова Л. О.
Читать PDF
279.16 кб

Продуктивно-корпорАтивноЕ обучение: уровневый подход

Монахова Лира Юльевна, Ширин Александр Глебович
В статье рассматриваются характерные для стран СНГ критерии корпоративного обучения, реализацию которых предлагается осуществлять на пяти уровнях.
Читать PDF
179.10 кб

Дуальное обучение на базе корпоративного университета

Газалиев Арстан Мауленович, Егоров Виктор Владимирович, Брейдо Иосиф Вульфович
Выполнен анализ различных технологий дуального высшего образования.
Читать PDF
458.11 кб

Когнитивный подход в практике корпоративного обучения

Мария Нестерова
Статья посвящена проблемам когнитивного менеджмента. Ситуация сложности и нестабильности, в которой находится современная экономика, требует от организаций способности к быстрым и адекватным изменениям.
Читать PDF
1.27 мб

Сущность и содержание корпоративного обучения педагогов

Волгина Ирина Владимировна
Статья посвящена проблемам подготовки педагогов, особенность которой заключается в корпоративном обучении, проводимом в организации с учетом её потребностей.
Читать PDF
173.47 кб

Развитие корпоративного обучения в современных условиях

Кириллов А. В.
В статье исследуются вопросы формирования корпоративных систем профессионального обучения, организации взаимодействия корпоративных университетов с академическими вузами.
Читать PDF
380.58 кб

СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД В ТЕХНОЛОГИЯХ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Фролова Светлана Владимировна, Базарнова Надежда Дмитриевна
В статье авторы рассматривают технологии корпоративного обучения, основными среди которых является менторинг, коучинг, тренинг.
Читать PDF
257.94 кб

Оценка персоналом эффективности корпоративного обучения

Иванова Татьяна Николаевна
Совершенствование и развитие материальных факторов производства и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требует систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня рабо
Читать PDF
157.00 кб

Профессиональная карьера в системе корпоративного обучения

Калач Ирина Владимировна
Читать PDF
608.92 кб

Библиотека видеолекций для системы корпоративного обучения

Селихина Александра Викторовна
На современном этапе сфера высшего образования непрерывно развивается. В частности, совершенствуются образовательные услуги.
Читать PDF
274.75 кб

Особенности корпоративного обучения застревающих личностей

Коломагин Е. А., Дьяконов Б. П.