КОНВЕНЦИЯ О БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ЗАХВАТОМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ (1970 г.) (ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ)

Найдено 1 определение
КОНВЕНЦИЯ О БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ЗАХВАТОМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ (1970 г.) ("ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ)
многостороннее международное соглашение, направленное на противодействие международному терроризму посредством борьбы с захватом воздушных судов. Оно было принято на международной конференции по воздушному праву, проведённой в Гааге 16 декабря 1970 г., и вступила в силу 14 октября 1971 г., когда она была ратифицирована 10 государствами. Согласно положениям К. о б. с н. з. в. с., государства‑участники обязуются применять суровые меры наказания в отношении действий, направленных на захват воздушных судов, и оказывать друг другу содействие в связи с уголовным разбирательством по случаям захватов воздушных судов. Предусмотрены правила, при которых государства‑участники могут устанавливать свою юрисдикцию над таким преступлением и любыми другими актами насилия в отношении пассажиров или экипажа, совершёнными предполагаемым преступником. Процессуальные меры, которые могут принимать государства (заключение под стражу, предварительное расследование фактов, обеспечение контакта задержанного лица с представителем государства его гражданства, уведомление государства регистрации о факте и причинах задержания и другие), во многом аналогичны соответствующим нормам Токийской конвенции (1963 г.). Большое значение имеет ст. 7 К. о б. с н. з. в. с., предусматривающая, что государство‑участник, на территории которого оказался предполагаемый преступник, в случае, если оно не выдаёт такого преступника другому государству, обязано без каких‑либо исключений и независимо от того, на какой территории совершено преступление, передать дело своим компетентным органам для уголовного преследования. Эти органы принимают решение по делу в соответствии с законом своего государства. Устанавливается неотвратимость выдачи преступника или его наказания, когда любое из действий, упомянутых в статье 1, совершено или близко к совершению, государства принимают все надлежащие меры для восстановления или сохранения контроля законного командира над воздушным судном. Пассажирам и экипажу должно быть оказано содействие в скорейшем продолжении следования к месту назначения, а воздушное судно и груз должны быть возвращены законным владельцам. К. о б. с н. з. в. с. применяется только в том случае, если место взлёта или фактической посадки воздушного судна находится вне пределов государства его регистрации (в противном случае применяется национальное законодательство). Квалификация акта «незаконный захват» в качестве преступления ограничена периодом нахождения воздушного судна в полёте (то есть с момента закрытия всех внешних дверей воздушного судна после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки). В случае вынужденной посадки считается, что полёт происходит до тех пор, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц и имущество, находящихся на борту. По состоянию на конец 2014 г. К. о б. с н. з. в. с. ратифицирована 185 государствами (из них 183 – члены ООН, а также Острова Кука и Ниуэ). В 2010 году в Пекине был подписан дополнительный протокол к Конвенции, содержащий поправки и дополнения к основному тексту Конвенции. На конец 2014 г. протокол был ратифицирован девятью государствами. Он вступит в силу после его подписания 22 государствами.

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.