Контрраспространение

Найдено 1 определение
Контрраспространение
активная политика по противодействию дальнейшему распространению ОМУ и средств его доставки, а также по принятию мер в отношении «незаконных» ядерных или «пороговых» стран. Впервые новый термин counterproliferation (что дословно с англ, можно перевести как контрраспространение или противодействие распространению) был озвучен в выступлениях главы Пентагона Л. Эспина в начале 1990-х годов. Тогда речь шла о новой глобальной и региональной стратегии США в связи с распространением ОМУ и средств его доставки в условиях после окончания холодной войны. Стратегия была основана на убеждении американских специалистов в том, что пассивные «классические» меры в области нераспространения должны быть дополнены активными, военно – силовыми. Их логика была такова. В годы холодной войны для противодействия прежней угрозе США успешно применяли три инструмента – сдерживание, контроль над вооружениями и политику «превентивного нераспространения». В постконфронтационном мире этих инструментов уже явно недостаточно, поскольку проблема распространения резко обострилась, прежде всего в связи с формированием современного мирового рынка, стимулирующего свободный обмен и передачу ядерных и других технологий двойного назначения, что делает во многом неэффективной превентивную политику нераспространения, основанную на отказе агрессивным странам в такого рода технологиях. Отсюда вытекает новая акцентировка политики нераспространения: к задачам превентивной политики (prevention) добавляется задача защиты (protection) – защиты США, их вооруженных сил, а также их союзников в различных регионах земного шара. Если раньше актуальным был вопрос о том, как предотвратить распространение, то теперь основным стал вопрос о том, как действовать в целях защиты в случае, если распространение уже состоялось.
Меры по нераспространению соответственно подразделялись на две основные категории: пассивные, которые близки к «классическому» нераспространению, т. е. преимущественно к превентивным мерам, и активные, более близкие к противодействию распространению.
Первая группа включает следующие меры:
• последовательное укрепление существующих режимов нераспространения;
• дальнейшие шаги в области ядерного разоружения, включая запрещение испытаний ядерного оружия]
• политические меры для устранения стимулов обладания ОМУ, включая уменьшение напряженности и улаживание конфликтных ситуаций в различных регионах мира, для чего требуются большие дипломатические усилия;
• совершенствование системы гарантий МАГАТЭ, укрепление и гармонизация национальных систем экспортного контроля;
• меры по пресечению распространения научных знаний и экспертизы в области ОМУ и ракетных систем его доставки; создание социально-экономических и юридических условий, препятствующих выезду соответствующих специалистов в третьи страны.
Ко второй группе относятся следующие меры:
• увеличение эффективности контроля над распространением;
• взаимный обмен информацией, полученной через национальные технические средства, сотрудничество разведслужб различных стран, установление международного режима «открытого неба»;
• совместное политическое противодействие ядерных держав «ядерным амбициям» третьих стран;
• применение экономических и юридических санкций против нарушителей режима нераспространения;
• косвенное использование военной силы (включая ядерную) против нарушителей в качестве одной из форм осуществления нового варианта доктрины сдерживания применительно к нераспространению;
• разработка вариантов и сценариев поведения ядерных держав в случае, если эта форма сдерживания не сработает, т. е. вариантов прямого использования военной силы;
• совместный поиск технологий дистанционного разоружения, которое обезвреживает или делает небоеспособными ядерные боеголовки в случае, если они окажутся в руках террористов.
К данному списку мер можно добавить создание тактической ПРО, включая возможность формирования региональных систем. Очевидно, что все эти меры способны работать лишь в комплексе. Например, государственная система экспортного контроля, как показывает опыт, не является панацеей. Сам по себе экспортный контроль не может остановить распространение оружия массового уничтожения. Кроме того, строгий экспортный контроль во многих случаях стимулирует создание подпольного производства или поиск альтернативных источников приобретения соответствующих материалов и технологий. (С.В. Коршунов)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

|

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
847.79 кб

Политика контрраспространения США в конце ХХ начале XXI вв

Тарасов Константин Сергеевич
В данной статье, охватывающей период до сентября 2012 г., всесторонне рассматривается стратегия контрраспространения США, ее становление, реализация и последствия.