В российской армии контрактники уже используются в ряде воинских частей и соединений, но в обществе все еще ведутся споры о целесообразности этой меры и о том, следует ли перейти на формирование армии только за счет «контрактников».
Мнения россиян распределились следующим образом: 52% выступают за сохранение всеобщей воинской обязанности и обязательной службы в армии, а 39% — ратуют за переход к формированию вооруженных сил только на контрактных началах.
В группе респондентов призывного возраста (18–24 года) распределение ответов на этот вопрос несколько иное: 46% хотели бы сохранения первого, а 47% — второго. Если сравнить эти данные с результатами опроса 2002 г., то можно заметить, что контрактная служба явно не оправдала ожиданий россиян и потеряла за три года 27% своих сторонников.
Контрактная служба входит в армейскую повседневность и в общественное сознание не столь легко, как ожидалось. Потребуется немало усилий для того, чтобы люди поняли, в чем суть реформирования армии и в чем преимущества нового способа ее комплектования. Первой ласточкой в работе с общественным мнением стали демонстрируемые по центральным каналам рекламные ролики о службе в армии по контракту. Но их показ остался для большинства россиян незамеченным. 53% опрошенных заявили, что они такого рекламного ролика не видели. Из тех 42% респондентов, которые заметили этот ролик, 25% он понравился, а 17% — не понравился. Молодежь, которая и является целевой группой роликов, демонстрирует такую же картину оценок рекламы службы по контракту.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image34.png" width="432" height="120" alt="" style="border-width:0px;"
Как справедливо полагают 55% опрошенных, для молодых людей главным мотивом службы в армии по контракту является хорошая оплата труда. Диапазон предполагаемых респондентами сумм денежного довольствия солдата, которые могут подвигнуть молодежь идти на контрактную службу, достаточно широк. 20% россиян называют сумму в пределах 10–15 тыс. руб., 24% — 20– 30 тыс. руб., что примерно соответствует денежному довольствию солдат некоторых стран НАТО. Реже (24%) звучит другая причина — «нужда заставила, безработица, безденежье». 6% опрошенных считают контрактников патриотами, которые хотят защищать Родину. Еще реже называют следующие мотивы: «служить по контракту лучше, комфортнее, нет дедовщины» и получение социальных льгот (по 4%). Ставку и население, и власти делают именно на материальную заинтересованность новобранцев, тогда как имидж армии в целом переход на контрактную службу не поднимает. Такие мотивы, как престиж и карьера пока неприменимы — их упомянули лишь 1 и 2% респондентов соответственно.
С. Р. Усманова
240.82 кб
Конфликт в среде военнослужащих контрактной службы
В статье рассматриваются проблемы типологии, причин и факторов, обусловливающих возникновение и развитие социальных конфликтов в среде военнослужащих контрактной службы на базе социологического исследования, проведенного в воински