КОНТ ОГЮСТ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Конт Огюст
1798 – 1857) – французский философ, один из основоположников позитивизма. Наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, научной), определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук (по степени уменьшения их абстрактности).

Источник: Философия политики: словарь персоналий

КОНТ Огюст
Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье) (1798-1857) — выдающийся французский философ-позитивист, основатель социологической науки. Автор концепции трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, или научной), определяющих развитие общества. Основные работы: «Курс позитивной философии» (1830-1842); «Система позитивной политики» (1851-1854); «Религия человечества: субъективный синтез» (1856).

Источник: Новейший политологический словарь

Конт, Огюст
Comte) (1798-1857)
французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, или научной), определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук (по степени уменьшения их абстрактности). Основные сочинения: «Курс позитивной философии» (т. 1-6, 1830-42), «Система позитивной политики» (т. 1-4, 1851-54).

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

КОНТ Огюст
Франция, 1798–185.7 Произведения: «Курс позитивной философии» (в 6-ти т.), «Система позитивной политики» и др. Основоположник социологии и методологически новой науки — позитивизма. Позитивизм видел в относительности познания и вторичности знаний. Главной задачей науки считал фиксацию повторяемости социальных явлений, в цикличности и совокупности которых видел истину как отражение научности и научный результат. Разработал теорию социальной статики (равновесия социального организма) и социальной динамики, а также закон трех стадий развития общества (теологической, метафизической, позитивной), в своем развитии и сменяемости определяющих социальную динамику. Теологической стадии соответствует авторитарный политический режим; метафизической — революция; позитивной — преодоление анархии и стабилизация власти.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

КОНТ ОГЮСТ

(Comte, Isidore-Auguste- Marie-Francois-Xavier) (1798–1857) Французский социолог (в 1838 г. предложил новый термин "социология", хотя правомерность соединения латинских и греческих корней всегда вызывала у него сомнение) и специалист в области философии политики. Огюст Конт развивал свои взгляды на основе позитивизма (positivism), – тогда только еще зарождающейся области знания, на становление которой он оказал огромное влияние. На взгляды Конта большое влияние оказали годы учебы в Политехнической школе (одной из высших школ – Grandes (еcoles), где он познакомился с современными ему философскими идеями, а также Сен-Симон (Saint-Simon), у которого он работал секретарем с 1817 по 1824 г. Вначале, когда Контом был создан "Курс позитивной философии" в шести томах ("Cours de philosophie positive", 1830–1842) его интересы были сосредоточены на философии, которую он считал необходимой основой всех остальных наук. В дальнейшем Конт был занят созданием новой политической системы и написал второй главный свой труд в четырех томах, 1851–54 гг. "Система позитивной политики" ("Systme de politique positive"). Оcнову почти всех других работ, написанных им в течение жизни, можно найти в четырех очерках, написанных в 1820-х гг. Конт был не просто создателем системы – он оставался верен одной и той же системе с того момента, когда в возрасте 24 лет впервые ее сформулировал. В течение первого периода своей деятельности он пропагандировал позитивизм как теорию познания, считая, что не может быть иного знания, кроме обнаруживающего связи между явлениями коррелятивных законов, полученных путем приложения разума к эмпирическим наблюдениям. В прошлом человеческое знание прошло две стадии – теологическую (которая в свою очередь развивалась от фетишизма через политеизм к монотеизму) и метафизическую. Эта модель развития образует философию истории Конта – историзм (historiсism). На теологической стадии человечество создало вымышленных существ, чтобы объяснить, почему вещи таковы, как они есть; эта стадия продолжалась более 3 тыс. лет – от появления человека до XIII в. Метафизическая стадия была намного короче – с XIV по XVIII столетие – и состояла, по существу, в критике теологической стадии. В течение этого периода вопросы еще задавались в форме "почему?", но вымышленные существа уже были заменены абстракциями, такими как природа. Метафизическая стадия, не став плодотворной альтернативой теологической стадии, явилась по существу переходной. Во времена Конта люди вступали в следующую стадию – позитивную, и вопрос о явлениях теперь уже ставился в форме "как?". Этот закон трех стадий интеллектуальной эволюции имел исключительно большое влияние; в общей форме он был принят, например, Дж. С. Миллем (Mill), отвергавшим другие идеи Конта. Конт предложил классификацию наук – от математики, которую он считал наиболее простой и абстрактной, до социологии, наиболее сложной и конкретной (между ними – астрономия, физика, химия и биология). Эта логическая последовательность была одновременно и той исторической последовательностью, следуя которой науки должны были прийти к позитивной стадии. Каждая из наук обеспечивала необходимый фундамент для последующей, однако не определяла ее всецело, так что более сложная наука могла стать позитивной только после того, как был подготовлен соответствующий фундамент. Во втором томе "Системы позитивной политики" (1852) Конт добавил этику в качестве седьмой основной науки, поставив ее на верхнюю ступень иерархической лестницы. Тем не менее социология сохранила свою исключительность как единственная подлинно социальная наука. Биология и этика, располагавшиеся по обе стороны от социологии, занимались изучением отдельного человека. Аргументация Конта в пользу этого положения сводилась к тому, что человечество – "Великое существо" – может действовать только через индивидов. Поэтому основная наука (в смысле сложности и важности) это наука об отдельном человеке. Тем не менее Конт классифицировал биологию, социологию и этику, вместе взятые, как антропологию – совершенную философию человеческой жизни, так что можно рассматривать другую формулировку всего лишь как пример свойственной Конту тенденции скорее подогнать все под свою абстрактную схему, нежели видоизменить ее. Конт разделял социологию на две части – социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой анализ человеческой природы, вторая состоит из философии истории. Он классифицировал их, соответственно, как науки порядка и прогресса и рассматривал как необходимые элементы общества. По мнению Конта, любое изменение, произведенное людьми в общественном порядке, зависит от действовавшей системы разума. Поскольку Французская революция (French Revolution) происходила на метафизической стадии, она была неспособна создать жизнеспособную замену ancien regime (старому режиму), который и сокрушила. Первенство теории по отношению к практике породило в социологических взглядах Конта деление на церковную и светскую власти, причем вторая была подчинена первой. Светская власть принадлежала промышленникам и банкирам, которые благодаря своей компетентности должны были добиться наивысшего экономического развития. Конт отказался от демократии, т.к. она позволила бы невежеству господствовать над знанием. Однако даже в индустриальном обществе помимо производительности и благосостояния необходима нравственная основа, и ее должна обеспечивать церковная власть, в лице интеллектуалов. Несмотря на насмешки, которые обычно вызывала его религия человечества (хотя ей предстоял немалый успех, например, в Бразилии), влияние Конта было необычайно велико. Он оказал большое влияние на Спенсера (Spencer), Ренана, Тэна, Дюркгейма (Durkheim) и Леви-Брюля, а также на Джона Стюарта Милля. Отголоски его идей можно обнаружить в логическом позитивизме, аналитической философии и – особенно – в одном из самых распространенных направлений американской политической науки ХХ века – бихевиоризме (bihaviouralism).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
260.61 кб

Был ли Огюст Конт сциентистом? (о взглядах на общество и историю)

Петренко Елена Леонидовна
Читать PDF
356.21 кб

Предметно-методологическое самоопределение новой науки о человеческом обществе: огюст Конт и его тео

Подвойский Денис Глебович
Настоящая статья представляет собой часть учебно-методического комплекса, разрабатываемого автором совместно с профессором Г.С.
Читать PDF
1.07 мб

96. 02. 029. Ален. Огюст конт. Alain. Auguste compte // idees. - P. : Hartmann, 1939. - P. 313-347.

Мордвинцевой Л. П.