КОНСЕРВАТИЗМ
Косная приверженность ко всему устаревшему, отжившему, к старым порядкам; вражда и противодействие прогрессу, всему новому в общественно-политической жизни, науке, искусстве и т. д.
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga
Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Источник: Геополитика. Краткий словарь.
Источник: Сводный словарь по политологии
Источник: Словарь по политологии
Источник: Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com
1) политическая идеология ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемость ценностей, приверженность стабильности и упорядоченности, отрицание новаций и выступающая за сохранение существующего общественного строя, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности и т.д. ;
2) совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни.
Создателем политической философии консерватизма считается Э. Берк. Его книга "Размышления о революции во Франции" на протяжении двух столетий воспринимается сторонниками консервативного подхода как "Библия консерватизма". Сам термин консерватизм ввел в обиход Ф. Шатобриан (1768-1848). В последующем идеи консерватизма развивали Ламенне, Гобино, Дизраэли, Бисмарк, Моска, Хайек, Белл, Липсет и другие. Консерватизм первоначально выступал в качестве оппонента либерализму.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Источник: Советский политический язык 1984 г.
В основе К. - абсолютизация момента преемственности, традиционности, стабильности в общественном развитии, неверие в социальный прогресс, в возможность его достижения путем сознательного преобразования социальной и политической жизни, в разум человека. В зависимости от конкретной ситуации К. может играть как отрицательную, так и положительную роль. Напр., в условиях назревших преобразований отстаивание К. отживших, устаревших социальных и политических форм выступает как тормоз, препятствие общественному прогрессу; в то же время в условиях приверженности постоянным, многочисленным, необоснованным, субъективистским переменам, та или иная доля К. необходима именно для предотвращения своеволия и произвола и обеспечения действительного прогресса.
Современный К., или неоконсерватизм, отказался от многих крайностей старого, традиционного, К., более гибко решает проблему соотношения преемственности и новаторства, вбирает в себя целый ряд важнейших идей либерализма и особенно неолиберализма. Это позволило ему в последние десятилетия серьезно укрепить и расширить свое влияние в ряде развитых стран мира (приход к власти консерваторов в Англии, голлистов во Франции, христианских демократов в Германии и др. странах, «рейганизм» в США и др.), поскольку людей в этих в целом благополучных странах не может не привлекать отстаивание К. существующих порядков, его отказ от социальных потрясений, приверженность эволюционным и тщательно продуманным общественным изменениям, ориентация на сохранение традиционных человеческих ценностей и норм. Будучи в целом антиподом либерализма и тем более социализма, К. сам крайне неоднороден.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
Суть консервативной идеологии заключается в скептическом отношении к переменам. Желание сохранить «сложившийся порядок вещей» особенно остро проявляется в отношении всего того, что воспринимается как ключевые институты и ценности, на которых зиждется общество. К таковым относится, например, право частной собственности. Как следствие — противодействие социальным (включая этические) преобразованиям в любом их проявлении, поддержка твердой (но не деспотической) власти и убежденность в том, что политические институты должны эволюционировать естественным путем, а не моделироваться искусственно, следуя неким абстрактным схемам или теориям. Консерватизм отвергает возможность достижения равенства средствами социальной инженерии, придерживаясь той точки зрения, что неравенство между людьми имеет естественную природу и не может быть ликвидировано путем самонадеянных манипуляций. Консерватизм нередко выражается в проявлении национальных чувств, в попытках оградить традиционные ценности и образ жизни от внешнего воздействия.
Консервативные идеи формировались в XVIII веке, и значительное влияние на их развитие оказали события Великой французской революции. На британский консерватизм сильнейшее воздействие оказали написанные в 1792г. Эдмундом Берком (1729–1797) «Мысли по поводу революции во Франции» («Reflexions on the Revolution in France»). Первоначально относившийся к революции с симпатией Берк впоследствии в ней разочаровался, когда стала очевидной степень разрушения установившегося порядка. Он обосновал перемену своих взглядов в эссе «Британский путь», ставшем классическим манифестом консерватизма. Он утверждал, что свобода англичанина является национальным достоянием, которое наиболее эффективно может сохранить система правления, органично сочетающая идеалы демократии, аристократии и монархии. Защищая традиции и сложившиеся институты, Берк допускал возможность эволюционных изменений. Он признавал, что изменения порой могут быть необходимы, однако они должны быть минимальными с сохранением максимума из того, что было прежде.
Во Франции консервативную идею разрабатывал Жозеф де Местр (1753–1821), защищавший сложившуюся систему правления от попыток революционного пересмотра и подчеркивавший потребность в порядке.
См. также статьи «Национализм», «Новые правые».
Источник: 101 ключевая идея политика
КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservare - сохранять) - относительно самостоятельное течение социально-политической мысли; появилось в конце XVIII в. Создателем политической философии консерватизма был Э. Берк. Его книга "Размышления о революции во Франции" на протяжении двух столетий воспринимается сторонниками консервативного подхода как "Библия консерватизма". Сам термин консерватизм ввел в обиход Ф. Шатобриан (1768-1848). В последующем идеи консерватизма развивали Ламенне, Гобино, Дизраэли, Бисмарк, Моска, Хайек, Белл, Липсет и другие. Консерватизм первоначально выступал в качестве оппонента либерализму. Если либерализм был знаменем буржуазных революций в конце XVIII - начале XIX веков, то консерватизм возник как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология. В последующем его социальная база расширялась. Он стал выражать интересы тех классов и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-политического развития.
В общем виде консерватизм можно трактовать как социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных культурно-духовных ценностей, на отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям, негативное отношение к реформистским проектам.
Консерватизм - это универсальный феномен, средство защиты и сохранения любого общества. Фундаментальными консервативными принципами выступают: 1) реальные и устойчивые способы мышления и деятельности; 2) уважение авторитетов; 3) жесткая дисциплина и порядок; 4) традиционная мораль; 5) иерархия ценностей; 6) нормы поведения и обязанности индивида, уравновешивающие его права; 7) обеспечение надежной социальной организации.
Особое значение придается праву личности на владение собственностью. Личная свобода связана с экономической независимостью. Однако подобная независимость обусловливается консервативными добродетелями - трудом, бережливостью и отказом от немедленных удовольствий ради будущего вознаграждения. В этом смысле идеи консерватизма аналогичны этическим принципам протестантизма. Консерватор отрицательно относится к переменам в общественной жизни. С его точки зрения мир может изменяться, но постепенно. Историк Г. Химмельфорб отмечает, что "консерватор более пассивен в политических и социальных вопросах, потому что он предпочитает то зло, которое он знает, тому, которое он не знает, но легко может вообразить".
В 70 - 80-х гг. XX века в США, ФРГ, Великобритании и других странах на смену традиционному консерватизму пришел неоконсерватизм, главная особенность которого состоит в том, что он не только не против реформ, но и за наиболее радикальные средства в их осуществлении. Выбор в пользу неоконсерватизма был сделан потому, что он обещал экономический подъем за счет большей свободы рыночных отношений, поощрения предпринимательства, ограничения вмешательства государства в экономику, снижения безработицы. Неоконсерватизм выступал с обещаниями морального обновления, возрождения, восстановления порядка.
Консерватизм можно определить через следующие тезисы: 1) в экономической сфере - решительное высвобождение и поощрение частнопредпринимательской инициативы; 2) в социальной политике - сокращение государственных программ на социальные нужды, помощи безработным; 3) во внутренней политике - решительные меры по отношению к инициаторам беспорядков ради общественной стабильности; 4) во внешней политике - применение средств давления по отношению к политическому противнику.
Анализ либеральных и консервативных взглядов показывает, что и те, и другие выступают за индивидуальную свободу, конституционное государство и соблюдение законов. Данный симбиоз привел к появлению понятия "либеральный консерватор".
П.В. Шарапов. Фрагмент из учебника "Культурология" (авт. коллектив)
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
Литература: Берк Э. Размышления о Французской революции // Политические институты и обновление общества. М., 1989; Консерватизм: современные интерпретации. М., 1990; Перегудов С. Неоконсервативная модель общественных отношений // Мировая экономика и международные отношения, 1990, № 11.
Источник: Толковый политический словарь
Многочисленные социальные изменения, потрясшие европейский порядок в связи с крушением феодализма, вызвали к жизни такое явление как консерватизм. Впервые термин "консерватизм" был введен в обиход французским писателем Ф.Р.Шатобрианом (1768-1848), основавшим журнал "Консерватор", который выражал взгляды сторонников политической и религиозной реставрации в послереволюционной Франции. Консерватизм в то время означал идеологию феодально-аристократической реакции, критику идей Просвещения "справа", апологию феодальных устоев и дворянско-клерикальных привилегий.
Ведущими теоретиками консерватизма конца XVIII-начала XIX веков были Э.Берк, С.Колридж, У,Вордсворт, Ж.де Местр и др. Э.Берк написал в 1790 году книгу "Размышления о французской революции", которая стала "Библией" консерватизма.
На раннем этапе своего развития консерватизм отражал интересы дворянских кругов, а в XIX веке, приняв во внимание ряд положений классического либерализма, стал превращаться в идеологическое оружие буржуазии. Самым важным вкладом в развитие либеральной политической и экономической философии стало укрепление консерватизмом социальной интеграции.
Традиционализм как разновидность консерватизма делает упор на необходимости сохранения социальных устоев и соблюдении моральных традиций, присущих рыночному капитализму, а в некоторых случаях и феодализму.
В ходе своего развития консерватизм приобрел ярко выраженные черты либертаризма, центральными позициями которого стали крайний антиэтатизм, неограниченная свобода индивида. Либертаризм утверждает первенство прав индивида над интересами коллектива, недопустимость государственного вмешательства в экономику, рассматривает государство благосостояния лишь вариантом социализма.
Другой разновидностью консерватизма, как считают многие политологи, является неоконсерватизм. По своему подходу к решению важнейших политических и социальных вопросов очень близок к неолиберализму
Исследование различных форм неоконсерватизма в Западной Европе и США позволил ряду политологов сделать вывод о том, что существует три его разновидности. Первая - либерально-консервативная, которая ярко выражена в Великобритании и США, где слияние либерализма и консерватизма полностью завершилось, и либерализм представляет единая партия, находящаяся на правом фланге политического спектра, обладающая однородной идеологией и устойчивой социальной базой. Эта форма неоконсерватизма утверждает максимально тесные связи между рыночной экономикой, индивидуальной свободой и властью закона.
Следующая разновидность - христианская демократия. Здесь главный акцент ставится на ценности христианского морального порядка. Христианская демократия одобряет в отличие от либерального консерватизма государственное регулирование поведения людей, а концепция органичного общества сохраняет большое влияние.
Наблюдается растущее сближение этих двух разновидностей современного консерватизма.
К третьей разновидности относится авторитарный консерватизм или консервативный национализм, который отстаивает сильное государство, необходимой для защиты консервативных ценностей. За государством признается право вмешиваться как в экономику, так и в деятельность отдельных институтов, поскольку рынок и личность считаются выражением анархистских начал. Национализм и популизм в значительно большей степени присущи именно данной разновидности. Консервативный национализм придает первенствующее значение национальным традициям, национальному единству и национальной гордости, что работает на укрепление государства. Все три разновидности консерватизма, несмотря на различия в своих идеологических нюансах и акцентах, должны рассматриваться как составные части целостной консервативной плеяды, имеющей ряд основных принципов, которые разделяются всеми его подразделениями. К ним относятся следующие:
- существует универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией;
- природа человека несовершенна, в ней скрывается неразумие и греховность;
- естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития;
- попытки социального уравнительства с помощью силы закона бесперспективны;
- важнейшая роль частной собственности для достижения личной свободы и защиты социального порядка;
- ненадежность прогресса; традиционные нормы являются главной движущей силой прогресса;
- сфера человеческого разума ограничена, отсюда вытекает важность традиций, институтов, символов, ритуалов и даже предрассудков;
- рассредоточение, ограничение и сбалансированность политической власти, которая способна предотвратить возможную тиранию правления большинства.
Источник: Словарь по политологии
К основным "заповедям", принципам К. относятся следующие:
1. Убежденность в существований нравственного непреходящего закона в том, что человеческая природа измена и моральные истины постоянны. К. исходит из постулата об ограниченности сферы человеческого разума и, следовательно, важности универсального морального порядка, с кционированного и поддерживаемого религией; в особой роли, которая принадлежит в этой связи традициям, титулам, ритуалам и даже предрассудкам.
2. Консерваторы придерживаются обычаев, традиций и преемственности хотя и считают перемены необходимыми.
Они полагают, что любые общественные перемены должны внедряться постепенно, обдуманно, выборочно. Одни из философско-мировоззренческих максим К. гласит: "То, что можно не менять, менять не нужно".
3. Консерваторы верят в принцип заведенного порядка вещей. Например, мораль и право собственности во многом держатся на принципе давности.
4. Вся деятельность политика-консерватора должна оцениваться с точки зрения долгосрочных последствий, а не временных преимуществ и популярности.
5. Консерваторам правится разнообразие традиционно сложившихся социальных институтов и форм жизни. Люди не равны. Социальная организация сложна и всегда содержит в себе различные классы, сословия и группы. Расслоение, иерархия и подчинение - неизбежные черты любого общества. Единственное равенство, которое признают консерваторы, - это "равенство перед Богом и божественным -правосудием".
6. По мнению консерваторов, "стремиться к утопии - значит закончить катастрофой". Необходимо стремиться к приемлемому общественному порядку, справедливости и свободе, улучшая и сохраняя этот порядок благоразумными реформами.
7. Частная собственность - продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель.
8. Консерваторы исходят из догмата об изначальном несовершенстве человека, который не может опираться ни на свои природные инстинкты, ибо уже растерял их, ни на свой разум, ибо вся истекшая история показывает, что человек способен на действия, противоречащие разуму. Человек страдает от многих недостатков или, как учит христианство, над ним довлеет действие первородного греха Будучи таковым, человек не может создать совершенное человеческое общество.
9. Коллектив выше личности. Источник зла в природе человека, а не в отдельных социальных институтах.
10. Существует презумпция "в пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта. Попытки устранить существующее зло вызывают обычно еще большее зло".
Анализируя консервативное направление, английский ученый М. Оукшотг пишет: "Быть консерватором означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт - выдумке, действительность - тому, что возможно, ограниченное - безграничному, близкое - далекому, достаточное - изобилию, сегодняшнее веселье - утопическому блаженству".
В конце XIX - начале XX в. К. интегрировал важнейшие элементы классического либерализма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции.
В русском К. можно выделить два основных типа: ценностный, основывающийся на убеждении, что цель общества состоит в сохранении и воплощении основополагающих ценностей - ценностей социальной интеграции: Бог, родина, община, этничность, общее прошлое, общая судьба и др.; структурный, который исходит из того, что стабильность общества обеспечивается не сохранением ценностей, а общественными структурами (и прежде всего государством).
Сторонники ценностного К. (славянофилы, "почвенники" и др.) идеализировали не государство, а народ и ставили все вопросы, связанные с функциями государства, в зависимость от нравственных проблем "народности", национального "духа жизни". По их мнению, власть сама по себе бессильна, если ее намерения не находят живого, однозначного отклика в народе, не содействуют его сплочению, отстают от его подлинных потребностей или, наоборот, опережают их, иными словами, не соответствуют основному вектору его духовной ориентации. Так, славянофильская идеология была ориентирована на факторы неправового и негосударственного порядка: общину, народный дух, культурную традицию и пр., что не могло не сказаться на ее прохладном отношении ко всяким правовым и государственным категориям и институтам. Государство - в интерпретации славянофилов - только форма, оболочка, щ не живой дух, поскольку в нем нет ничего субъективного, а следовательно, и творческого.
Для сторонников структурного К. в России (М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова и др.) характерен отказ от выдвижения всеобщих моделей политического устройства, разумно-пессимистическое убеждение в том, что "мы недостаточно совершенны для совершенных учреждений", опора на многообразие политических, религиозных, исторических и пр. особенностей русского общества. Представители структурного К. выступали за сильное и авторитарное государство, рассматривая его прежде всего, как охранительный институт, обеспечивающий порядок и стабильность в стране, сложившиеся структуры и иерархическое строение общества. Они полагали, что только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Сдвиг общества влево сочетается с ростом интереса к российской почве, социальной и исторической «органике». Одновременно растет и этническая составляющая российского национального сознания. Однако ограничить магистральный социальный запрос одной половинкой национального порядка, встроенного в рамки нынешней социальной системы, невозможно. У него два носителя: 1) лево-правый запрос и левая идея социальной справедливости и 2) правая идея национального порядка, которые в любом случае как-то придется синтезировать, хотим мы этого или не хотим. На самом деле к этому синтезу общество готово, но нет ни политических партий, ни институтов, которые в состоянии переварить этот запрос. Поэтому второй важнейшей компонентой социал-консервативного запроса является национальная составляющая, отражающая и состояние национальной идентичности, и процессы формирования политической нации.
Поворот общества в направлении социально-консервативных ценностей меняет соответствующим образом и исторические оценки, и культурные вкусы россиян. Население хочет порядка, твердой власти, крепкого государства. По данным опросов ВЦИОМ, 60 % респондентов считают, что России надо идти своим путем, учитывая, но не повторяя опыт других стран; 41% — что реформы в обществе надо начинать с экономики, а не с политической системы и демократии; 41% — что России нужна твердая и сильная власть; 34% — что нельзя менять жизнь методом революций, необходимы постепенные преобразования в обществе.
В подобной оценке солидарны практически все общественные группы, кроме СПС. Они по-прежнему полагают, что западная модель развития наиболее эффективна, что России следует ориентироваться на опыт Запада, что твердая и сильная власть не только не нужна, но и опасна для современной России. Консерватизм же остальных групп, составляющих в стране твердое большинство, явно окрашен в почвеннические тона. «Надо идти своим собственным, русским путем» — этот тезис вызывает сегодня наибольшее согласие. Особенно много его сторонников среди электората «Родины» — 74%, КПРФ — 60% и «Яблока» –57%. СПС сохранилась как носитель традиционной западнической ментальности, характерной для демократического движения начала 1990-х годов, и в этом смысле «шагает не в ногу» с общими настроениями страны, а «Яблоко» образует как бы новую ветвь «почвенной» или национальной демократии, скептически относящейся к западной политической и экономической культуре.
Несмотря на консервативный крен, общество остается в целом антимобилизационным. 60% опрошенных заявляют о своей неготовности к каким бы то ни было жертвам во имя какой бы то ни было «великой цели» — за исключением угрозы безопасности лично для себя и своих самых близких. Современный россиянин хочет быть полновластным хозяином на отвоеванном у общества маленьком социальном плацдарме. В то же время он не готов брать на себя и толики социальной ответственности за все, что выходит за границы этого пятачка, охотно подчиняясь на тех или иных условиях воле «большего, чем он» хозяина. Налицо приватизация и фрагментация социального пространства, кризис субъектности, отсутствие носителей стратегических интересов общества. Исследования ВЦИОМ выявили доминирование локальных идентичностей и локальных социальных мотиваций.
Оказалось, что мобилизационная компонента россиян достаточна высока, но направлена практически исключительно на сферу локальных интересов. 44% опрошенных готовы «пожертвовать личным благополучием и материальным достатком» ради будущего своих детей; 37% — ради безопасности своего дома, своей семьи. Лишь на третьем месте в качестве сверхценности выступает безопасность России (24% опрошенных). Впрочем, в современной России подобная индивидуализация бытия видна и невооруженным социологическими методами взглядом. Свободная экономика раскрепостила океан человеческой энергии, который, однако, как правило, заканчивается за пределами забора собственной дачи или коттеджа. Исследование также продемонстрировало, что никакие идеи не являются сегодня сверхценностями ни для каких социальных групп. Ради целостности страны готовы пойти на жертвы 4% россиян; ради коммунистической идеи — 2%; ради идеи демократии, прав человека — 2%; ради идеи прогресса, блага всего человечества — 2%; ради православной идеи — 2%.
Если в начале 1990-х годов практически все «консерваторы» были государственниками-этатистами, ориентированными скорее на традиционалистские ценности, пусть и в их «советском» варианте, а «демократы» — индивидуалистами-анархистами, то за последнее время появились другие значимые группы с ярко выраженной тягой к социальному порядку, представляющие преимущественно «средние» слои нынешнего российского общества. Социокультурный раскол общества на консерваторов советского образца и либералов западнического образца преодолевается, в либеральном сегменте общества возникают группы, ориентированные на социальные стратегии с характерной для них либерально-консерватив ной системой ценностей. Это группы среднего достатка и средних возрастов, т.е. те, кто составляет сегодня самую активную часть общества. Данный фактор и определил основное содержание сдвига к консервативным ценностям. «Неоконсервативная» волна, которую мы сегодня наблюдаем, никак не есть возврат к традиционному консерватизму. Напротив, по своей социокультурной природе она связана с завершением процессов распада традиционного общества, индивидуализацией общественного бытия и социальных связей, формированием потребности в новом гражданском объединении общества на новых, посттрадиционных основах.
Л. Г. Бызов
Источник: Словарь политических терминов.
В XVII–XVIII вв. идейная борьба разворачивалась между теми, кто отстаивал феодальные порядки — церковь, государство, деревенскую простую жизнь, семью и проч. (консерваторы), и теми, кто выступал за науку и технику, промышленность, город, свободу слова, институты гражданского общества, равные избирательные права всем видам меньшинств, предпринимательство без границ (либералы).
Именно в XVIII в. складывается новая концепция истории как освобождения человека. Либерализм, определяющий сущность человека как свободу, требует освобождения от прошлого, традиций, которые интерпретируются как оковы и рабство. Консерватизм, наоборот, предполагает проведение некой охранительной политики.
«Контрреволюционер», «реакционер», «консерватор» — так либералы клеймили тех, кто не разделял их ценностей. Эти характеристики должны были показать, что консерватизм — идеология торможения прогресса и не несет в себе никакой позитивной программы. Например, в слове «реакционер» присутствует семантика «вторичности», т. к. реакционер — это тот, кто реагирует на действия другого.
Кто такой консерватор? Это тот, кто всего лишь консервирует, сохраняет, однако никакого движения вперед он не предполагает. Тогда как каждое следующее поколение считало себя более свободным и прогрессивным, чем предыдущее, то, соответственно, все прошлое объявлялось реакционным и консервативным. Однако наступил момент, когда либеральные идеи в результате безудержной гонки за миражом прогресса оказались запятнаны кровью миллионов людей. Тогда симпатии усталого от революций и бесконечных изменений общества вернулись к тем, кто был назван консерваторами.
Консервативные идеи развивали Э. Берк (1729–1797), Ж. де Местр (1753–1821) и Л. де Бональд (1754–1840). В их трудах концепция истории представляет собой перевернутую теорию прогресса, удачно подогнанную под некоторые интерпретации христианской истории: мир движется к апокалипсису, любое изменение есть изменение к худшему, следовательно, нужно избегать изменений, ибо противостояние изменениям (консервация) — благо. Те же изменения, которые можно признать полезными, необходимыми, должны вводиться плавно, эволюционно, но никак не революционно.
Основные положения консерватизма таковы:
1. Основа общества — религия. Человек — существо по своей природе религиозное, следовательно, для него естественно религиозное смирение и самовоспитание, нежели политическая и общественная деятельность.
2. Общество — продукт истории, а не конструирования. Нет никаких «общественных договоров». Политические институты накапливают знания многих поколений столетиями, что определяет уважительное отношение к ним. Все изменения нужно осуществлять предельно осторожно.
3. В общественной жизни имеет значение не только разум людей, но и их привычки. Поэтому общественная и государственная жизнь во многом опирается на предубеждения и опыт, т. е. на то, что появляется раньше убеждений и имеет инстинктивный, а не рациональный характер. Именно в привычках концентрируется правда, проверенная временем и опытом поколений.
4. Общество значит больше индивида, а потому права личности связаны с ее обязанностями. Поскольку человеческая природа, а не общественное устройство, является носителем зла, то все планы и попытки построить идеальное общество безосновательны и бесполезны. Гораздо полезнее воспитывать человека.
5. Общество — это в первую очередь иерархия социальных слоев, групп, индивидов. Равенства не существует, неравенство естественно и необходимо, т. к. благодаря неравенству общество становится управляемым и упорядоченным. Каждому даруются разные таланты, и именно
это обусловливает творческий процесс, создание всех достижений мирового искусства и культуры. В дилемме свобода или равенство безусловный приоритет принадлежит свободе.
6. Проверенные жизнью, сложившиеся формы общественного устройства и государственного управления предпочтительнее новых, рискованных проектов. Невозможно уничтожить все недостатки. Стремления же победить всякую несправедливость, как правило, заканчиваются еще большими бедами и злом. Общество можно улучшать лишь в рамках уже существующего.
Консерваторами — сторонниками этих идей в России были, например, Николай I, Александр III, граф С. Уваров, К. Победоносцев, К. Леонтьев. Однако эта аристократическая трактовка консерватизма оставляет нерешенным вопрос, почему консерватизм существует до сих пор, когда социальные слои, поддерживавшие эту идеологию, давно ушли в прошлое?
На самом деле правильнее рассматривать консерватизм не как «идеологию феодального дворянства и клерикальных кругов», а как современный феномен, поскольку он имеет общее для эпохи Просвещения убеждение, что сущность человека есть свобода.
Либерал говорит, что свободный свободен от прошлого, а консерватор возражает: нельзя бездумно уничтожать прошлое, т. к. оно было порождением человеческой свободы.
Либерал говорит, что свободный человек не будет поклоняться никакому высшему существу, а консерватор возражает: Бог мыслится нами как абсолютно свободная сущность, значит, истинный либерал должен верить в Бога.
Либерал говорит, что свободный человек превыше государства, а консерватор возражает: только в государстве и гарантируется свобода отдельных людей, оно возникло для защиты свободы одного, развивалось далее для защиты свободы некоторых и сегодня служит защите прав и свободы всех. Значит, истинный либерал должен быть государственником.
Также проявлением свободы является и собственность — она проявление воли и власти человека как свободного существа над вещью природы. Значит, истинный либерал должен быть за собственность, против всяких социализмов и коммунизмов.
Вся предшествующая история тоже порождение свободы, а значит воевать с историей — это воевать со свободой. В ходе истории человек показал, на что он способен: были беспримерные подвиги, были низость, предательство и рабство, был великий террор, было великое благоденствие, был хаос, но был и порядок. Ничего нового человек уже не создаст, а значит просто надо обобщить и упорядочить все проявления свободы, а затем сознательно их использовать во всех сферах общественной и государственной жизни.
На основании этих положений были попытки представить консерватизм как некий вневременной феномен, утверждающий вечные ценности типа порядка, равновесия, постоянства. Дескать, консервативные убеждения высказывали такие исторические личности как Лао-цзы, Конфуций, Платон, Аристотель, Гуго Гроций и др. Этой консервативной линии в истории философской мысли соответственно противопоставляется «революционное генеалогическое древо». Тем не менее, очевидно, что консерватизм все равно остается в подчиненном положении у либерализма. Ведь именно новаторы творят историю: они создают то, что потом, уже позже, сохраняют консерваторы.
В общественном сознании стало обычным представление, что в молодости человеку свойственно быть либералом, а в старости консерватором. Консерватор отличается трезвым, взвешенным отношением к жизни. Действительность для консерватора более значима, чем гипотетическая возможность, близкое — более, чем далекое, а настоящее для него предпочтительнее, чем счастье будущего.
Выбор между традициями и нововведениями консерватор сделает в пользу традиций. И даже если консерватор согласен с тем, что свобода является «самой существенной сущностью человека», а историю делают разные революционеры, то он будет утверждать, что якорь не менее важен не корабле, чем парус, а тормоз в машине — чем газ… Этого либерального течения в консерватизме придерживались М. Сперанский и О. фон Бисмарк, Г. В. Ф. Гегель и П. Столыпин, а XX в. — М. Ататюрк и У. Черчилль, Ш. де Голль и К. Аденауэр.
После Первой мировой войны консерватизм, долгое время уступавший в европейской интеллектуальной моде социализму и коммунизму, вновь стал популярен. Он проявился в наиболее радикальных формах традиционализма и неоязычества (Ф. Ницше, Л. Клагес, О. Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, Э. Юнгер, М. Хайдеггер), антисемитизма и фашизма (А. Гитлер, Б. Муссолини, А. Розенберг, А. Боймлер, Э. Крик, К Шмитт, Дж. Джентиле). Вдумчивое и осторожное отношение к новому усугубилось до его полного отрицания и углубления в традицию вплоть до язычества. Соответственно, прежним политическим категориям стали противопоставлять понятия, свойственные общинно-родовому мышлению. Так в фашизме вся история представляется через призму борьбы арийских и семитских рас за выживание.
Консерватизм очень быстро вытеснил либерализм как главного противника социализма и коммунизма, которые рассматривались как порождения евреев, которые якобы захватили идеологическую, финансовую и медийную власть над миром. Это столкновение левой и правой идеологий кончилось Второй мировой войной, которая характеризуется самыми масштабными жертвами в истории и невиданным раннее геноцидом.
Однако после Второй мировой войны консерватизм опять оказывается забыт. Он возрождается в новых формах, в частности, в неоконсерватизме, в трудах и деятельности Г.-К. Кальтенбрунера, Лео Страуса, С. Хантингтона, в политической практике Р. Рейгана, М. Тэтчер, Г. Коля, Дж. Буша-ст. и Дж. Бушамл., П. Бьюкенена и др.
Неоконсерватизм сочетает в себе приверженность свободному рынку и революционные методы насаждения своего порядка, государственный, религиозный мессианский патриотизм и геополитический подход. Сегодня к консервативным политическим силам относят республиканскую партию США, консервативную партию в Великобритании, французских голистов и партию Лепена, партию «Вперед, Италия» в Италии, ХДС/ХСС в Германии, ЛДПр в Японии, ЛДПР и в значительной мере «Единую Россию» в России.
из них планам. По-видимому, этот вывод, дающий простор позитивным теориям, позволяет составить наиболее верное представление о консерватизме как общеполитическом явлении. Он приводит к возникновению способа мышления, который можно назвать скептическим редукционизмом и который ставит перед всеми грандиозными предложениями и принципами вопрос: "Действительно ли хороша эта идея при данных конкретных условиях?" Такой вопрос задают и Эдмунд Берк, и Бенджамин Дизраэли, и лорд Солсбери, и Майкл Оукшотт (Oakeshott) и Маргарет Тэтчер. Вполне возможно, что лишь это объединяет их как консерваторов. Таким образом, консервативный реформизм скорее относится к ядру консервативной традиции, нежели к ее периферии, или является отклонением от нее. Труднее принять идею радикального консерватизма. В той мере, в какой радикализм понимается согласно его первоначальному значению, предполагающему, что радикалы всегда выступают за систематическую смену институтов и практической деятельности, выражение "радикальный консерватизм" представляет собой терминологическое противоречие. Оно приемлемо в менее буквальном понимании, т.е. как вера в то, что при определенных обстоятельствах для сохранения присущих системе положительных элементов требуются безотлагательные радикальные перемены. Например, к этой категории можно отнести веру в то, что для сохранения жизнеспособности капиталистической системы необходимо жесткое сокращение расходов на общественные нужды с одновременной приватизацией сферы услуг и высоким уровнем безработицы. Однако абсолютную веру в "свободные" рынки и минимальную роль государства, чего никогда не было или было в очень отдаленном прошлом, вообще нельзя всерьез называть консерватизмом. В XIX в. главное содержание консерватизма состояло в том, что с полным основанием можно назвать либеральной программой расширения прав. В разных условиях он то выигрывал, то проигрывал сражения, иногда опираясь на прежние взгляды своих противников. Консерватизм того времени представляется более плодотворным, если рассматривать его как методический подход к изучению природы изменения, а не как самостоятельную доктрину о значимости конкретных форм общественного устройства. В ХХ в. консерватизм почти полностью посвятил себя борьбе против разных форм социализма, в результате многие стали отождествлять его с антисоциализмом, что является ошибочным. Если бы это было верно, то конец социализма означал бы и конец консерватизма. Но в действительности нет – и не может быть – недостатка в разного рода убеждениях, которым консерватизм противостоит по самой своей природе. Можно быть уверенным в том, что разновидности феминизма, движения в защиту окружающей среды, радикальные демократические теории и учения о правах человеках будут inter alia и впредь выдвигать такие политические проекты, которые послужат консерватизму одновременно и стимулом, и объектом противодействия.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Следует сразу же подчеркнуть сложность точного определения смыслового понятия "консерватизм" не только из-за его многозначности и неравной аксиологической значимости в обыденной жизни (чаще всего консерватизм - нечто отрицательное) и в политической сфере (здесь консерватизм довольно часто - нечто позитивное), но и потому, что сплошь и радом переплетается аксиологическая неравнозначность одного и другого смысла "консерватизма, требуя уточнений, конкретного выяснения характера словоупотребления. Но существует и вполне определенный смысл консерватизма, связываемый с конкретной политикой, той или другой консервативной партии (например, консервативной партии Англии).
Если не брать широкую область бессознательного, с его часто проявляемым неприятием перемен, то в сфере человеческого сознания прежде всего политического сознания консерватизм выступает как понятие противоположное во многом понятиям "прогрессизм", "модернизация". Однако, и в этом своем содержании консерватизм чаще всего бывает двух видов: ситуативным с четко выраженной здесь релятивностью, подвижностью связываемого с ним смысла и онтологическим с неизмеримо более устойчивым и определенным смыслом.
Когда речь идет о ситуативном консерватизме, то подразумевается не обязательно отказ от прогресса, изменений и перемен, хотя это тоже может иметь место, но в первую очередь - большая сдержанность, взвешенность, устойчивость позиции в сравнении с другой, более радикальной, более решительной. Только в данной ситуации, только в данном конкретном отношении - в сравнении с этой другой позицией - данная позиция является более консервативной, хотя абсолютно консервативной она не является, ибо вполне возможна и, как правило, существует в жизни еще более консервативная позиция, в сравнении с которой данная выглядит уже как прогрессистская. Наглядным примером может служить позиция Е.Лигачева по коренным проблемам перестройки, если рассматривать ее в сопоставлении с позицией М.Горбачева, инициатора перестройки и ее архитектора. По отношению к позиции М.Горбачева по основным проблемам перестройки Е.Лигачев занимал, как правило, консервативные позиции. Но если сопоставить позиции Е.Лигачева с позициями, скажем, В.Гришина или других представителей брежневско-черненковского окружения по этим же вопросам, то очевидно, что позиции Е.Лигачева выглядят предпочтительнее, они значительно более прогрессивны, а вовсе не консервативны.
Данное обстоятельство весьма важно учитывать, ибо сплошь и рядом оценка "консерватизм", "консерватор", данная в подобном конкретном отношении, тем более не единожды повторенная, без всякого основания абсолютизируется, а ее приверженец навечно заносится в число консерваторов, хотя это и не верно.
Говоря о так называемом онтологическом консерватизме, связанном не с ситуацией и не с отношением "по поводу" с тем или иным аналогом, а с определенным общим неприятием перемен, что объясняется устойчивой или даже постоянной негативной оценкой изменений, приверженностью к традициям, традиционным ценностям, что не только обнаруживает связь, но и приводит к отождествлению подобного консерватизма с традиционализмом. Такого рода консерватизм тоже далеко не одномерен, не однозначен: здесь и эмоционально окрашенная неудовлетворенность изменениями, неприязнь к переменам, а вместе с тем и рационально осмысленный и достаточно обоснованный отказ от них.
Поскольку отличительной чертой XX в. является то, что он особенно богат войнами и революциями, разного рода "революционными ломками", переворотами, реформами и перестройками, а их общий баланс отнюдь не позитивен, то противостоящий всему этому консерватизм был назван Д.Беллом "мятежом против современности". Но при всем сходстве такого консерватизма с традиционализмом налицо и заметная разница: здесь консерватизм - это не просто традиционализм, а осознанный традиционализм или, как справедливо считают его приверженцы, это традиционализм, который стал сознательным. Имеется здесь и другое отличие, состоящее в том, что сознательный традиционализм, выступая как консерватизм, чаще всего не включает в себя архаизма, основанного на идеях возврата, реставрации, что отмечал А.Тойнби, но он органически связан с идеями сохранения, продолжения, премственности.
Не менее важно указать на такое проявление онтологического консерватизма, как отказ от нового, неприятие нового в силу непомерно высокой цены замены старого новым. Именно это качество, чуждое эмоциям и привычкам, вполне рационалистическое (ибо осоновано оно на обоснованном неприятии нового) и составляет наиболее часто встречающуюся форму теоретического и политического консерватизма.
Рассматривая различные варианты смысла содержания, вкладываемого в понятие "консерватизм", следует подчеркнуть, что, хотя это понятие действительно связано с реальным соотношением изменчивости и устойчивости в общественной жизни, тем не менее политическое и политологическое значение консерватизма чаще всего неверно оценивается массовым (обыденным) сознанием. Вопреки предрассудкам, согласно которым консерватизм воспринимается в качестве препятствия обновлению и переменам, в реальной жизни консерватизм сплошь и рядом выступает в роли защитника общественной жизни от волюнтаризма и волюнтаристов, авантюризма и авантюристов, в качестве гаранта от необдуманных и необоснованных мер вождей и политических лидеров. Поэтому вразрез с молвой, меры и перемены пропущенные через строгий контроль и критику консерватизма, отличаются особой основательностью, стабильностью, прочностью.
В этом плане наиболее существенное политическое значение имеют те формы консерватизма, которые связаны не только с рационалистическим взвешиванием цены предлагаемых перемен, но и с практической деятельностью консервативных организаций, учреждений и партий. Наличие консерватизма как политического течения существенно также в том смысле, что оно способствует воспитанию граждан и развитию всей политической системы общества в традициях взвешенности, выдержанности, обоснованности.
Всплеск консерватизма в конце XX в. - естественная реакция общества на обнаружившуюся малую эффективность характерных для этого столетия форм прогрессизма и революционаризма.
Классический консерватизм. Классическим консерватизмом мы будем называть теорию Эдмунда Берка, которая появилась в конце XVIII в. и которая достаточно отличается от современного консерватизма. Берк, выходец из Ирландии и представитель Бристоля в английском парламенте, знал Адама Смита и поддерживал его мнение о том, что лучшей экономической системой является свободный рынок. Берк также выступал против отправки войск в Америку для подавления восстания: он говорил, что они боролись за права, которыми англичане уже давно обладали. Так что в принципе высказывания Берка кажутся довольно либеральными.
Но он возражал против того, как французские революционеры воспользовались идеями либерализма. Во Франции либерализм превратился в радикализм под воздействием теорий Жана Жака Руссо и Томаса Пейна, на взгляды которого большое влияние оказала американская революция. И, как часто бывает, идеология, созданная в одном месте и применительно к одним условиям, была искажена, когда ее попытались применить совсем в других условиях и при других обстоятельствах. Либерализм например, очень быстро прижился в Америке как только англичане и сторонники тори покинули страну либерализм без всякого сопротивления занял свое место в жизни США. Но во Франции значительная прослойка аристократии и католическая церковь, пользовавшаяся поддержкой государства, в штыки восприняли новую теорию. Революционеры тогда решили воспользоваться гильотиной, чтобы преодолеть возникшие затруднения; но при этом они разрушили все ранее существовавшие институты.
Берк считал это ужасной ошибкой. Либералы слишком полагаются на человеческое благоразумие, а на самом деле только часть человеческих действий можно считать рациональными, так как люди часто совершают нерациональные и неразумные действия. Для того, чтобы каким-либо образом их сдерживать, годами создавались институты, как, например, монархическая система правления, воспитывались традиции и основы морали, которые например, представляет церковь. Если все это отбросить, то нерациональные действия людей приведут к хаосу, который в свою очередь, повлечет за собой тиранию еще хуже той, против которой когда-то боролись революционеры. В 1792 г. Берк в своей книге "Размышлений о французской революции" предсказал, что во Франции установится власть военной диктатуры, и в 1799 г. к власти пришел Haполеон.
Существующие институты и традиции не так уж плохи, считал Берк, так как они являются результатом вековой деятельности человека. Народ уже привык к ним. И лучшие должны быть сохраны или "законсервированы" (отсюда название идеологии - консерватизм). Не стоит обращать внимание, что некоторые из них несовершенны - главное, они действуют. Однако, это не значит, что ничего не должно меняться, безусловно, эти традиции будут меняться, - писал Берк, но только постепенно, давая, таким образом, людям время, чтобы приспособиться к переменам. Многие современные консерваторы никак не могут понять, что Берк не был противником перемен. Он писал: "Государство без определенных средств для проведения преобразований нельзя назвать консервативным".
Берка можно считать серьезным мыслителем по нескольким причинам. Он первым открыл иррациональность человеческого поведения. Он понял, что институты подобны живущим существам: они растут и приспосабливаются к новым обстоятельствам. Но самое главное заключается в том, что Берк понял, что революции обычно добром не заканчиваются, так как невозможно мгновенно перестроить общество в соответствии с велением человеческого разума. Хотя идеи Берка часто называли антиидеологией, так как они были направлены против набиравшего тогда силу во Франции радикализма, они все-таки обладают какой-то неослабевающей силой. То, что Берк особое значение придавал религии, традициям, морали, находит сейчас отклик в сердцах многих консерваторов. Сомнения Берка относительно разумного разрешения социальных проблем нашли свое отражение в теории Жанны Кирпатрик. Мисс Кирпатрик вывела заключение, что ленивые всегда считают, что положение может быть лучше, чем оно есть на самом деле, когда на самом деле вооруженное восстание только значительно ухудшает положение. В этом отношении классический консерватизм оказывает влияние на современную мысль даже сейчас.
Современный консерватизм. Что же стало с другим направлением либерализма, со сторонниками исходной доктрины Адама Смита - невмешательства правительства? Их взгляды в принципе остались прежними, только теперь мы называем их консерваторами (в Европе позиции либеральных партий, по американским меркам, более соответствуют консервативным, т.е. они отдают предпочтение регулированию с помощью свободного рынка. Подобные позиции занимают либеральные партии Италии, Швеции и Западной Германии). Милтон Фридман, экономист, получивший за свои труды Нобелевскую премию, подверг позиции американских консерваторов острой критике. Он заявил, что принцип свободного рынка действует безотказно, что первоначальная теория Адама Смита была правильной и что вмешательство правительства только приводит к углублению ситуации. Маргарет Тэтчер в Англии и Рональд Рейган в США пытались применить эту ослабленную теорию классического либерализма в 80-х гг. Это дало самые противоречивые результаты. Уровень инфляции понизился, но безработица поползла вверх, а бюджеты - камень преткновения консервативной политики - оказались в страшном дефиците. И Англия, и США испытали в начале 80-х гг. экономический спад. Правительство заняло позицию невмешательства, но это вызвало недовольные отклики, особенно в США, что правительство разбазаривает национальные ресурсы и что оно снижает допустимые нормы, предъявляемые к загрязнению окружающей среды, с тем, чтобы богатые стали еще богаче. То, что изложено в теории, не всегда срабатывает на практике, - это применимо ко всем идеологиям.
У Эдмунда Берка современный консерватизм заимствовал то значение, которое тот уделял традициям, особенно религиозным. Американские консерваторы добились введения молитв в общественных школах, сделали все возможное, чтобы было принято законодательство, запрещающее аборты, и чтобы взимался меньший налог с семей, чьи дети учатся в церковноприходских школах. Современные консерваторы также придерживаются традиционного подхода в отношении прав женщин и гомосексуалистов, они просто их не признают. Современный консерватизм, таким образом, является смесью экономических положений Адама Смита и традиционного консерватизма Эдмунда Берка.