КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Конкурентоспособность
(Competitvnce, Атаандаштык ж\нд\м) – свойство объекта, характеризующая степень удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Оценка этого свойства позволяет выделять высокую, среднюю, низкую К.

Источник: Геокультурная энциклопедия

Конкурентоспособность
Competitiveness Конкурентоспособная экономика характеризуется постоянно высоким темпом роста продуктивности. В рамках Лиссабонской стратегии была поставлена цель сделать Европу самым конкурентоспособным и динамичным экономическим пространством в мире. Конкурентоспособность при этом стала одним из политических приоритетов Европейского Союза. Конкурентоспособная европейская экономика является непременным условием для реализации экономических, социальных целей Сообщества и политики рационального использования окружающей среды, а также для роста качества жизни европейских граждан. Предпринятые Европейским Союзом усилия по упрочению конкуренции также нацелены на приспособление европейской экономики к новым рамочным условиям: структурные сдвиги, перевод индустриальной деятельности в развивающиеся страны, перемещение рабочих мест и ресурсов в новые экономические отрасли, риск деиндустриализации. Конкурентоспособность Союза определяется ростом продуктивности и зависит от достижений и перспектив европейской экономики, в частности, от ее способности осуществлять структурную адаптацию. Если Союз хочет оставаться конкурентоспособным, необходимо в любом случае достичь большей продуктивности в таких областях, как исследования и инновации, информационные и коммуникационные технологии, предпринимательство, конкуренция, общее и профессиональное образование. Для создания фундамента действий, предпринимаемых ЕС в отношении роста Конкурентоспособности, нельзя обойтись без горизонтального экономического анализа в сочетании с подробным анализом отдельных экономических отраслей.

Источник: Глоссарий терминов Европейского союа и Восточного партнерства 2012

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
от лат. concuro — столкновение, соревнование) — способность к соревнованию, к лидерству, к победе.
Понятие конкуренции было введено экономистом А. Смитом в XVIII в. Он предполагал, что в идеальных условиях свободного рынка частные предприятия, сталкиваясь в войне за потребителя, предлагают все более низкую цену и все более высокий уровень сервиса на определенный товар. В результате те, кто не способен это сделать, разоряются. На деле, однако, государства, как правило, создавали конкурентные преимущества для своих производителей, оказывая им различную помощь, либо мешая иностранцам на своей территории за счет различных протекционистских мер. В такой ситуации конкуренция частных капиталов превращается в скрытую конкуренцию государств, которые стоят за кулисами и создают различные преимущества своему капиталу.
Одним из методов такой конкурентной борьбы является требование к соперникам «играть по правилам свободного рынка», а самому в это же время пользоваться возможностями своего государства. Для этого существует сеть международных институтов типа МВФ и Всемирного банка, но прежде всего — ВТО, организация, созданная по типу пирамиды, каждый последующий участник которой должен договариваться с предыдущими и потенциально находится в более невыгодной позиции.
Те государства и правительства, которые верят в риторику «свободного рынка», всерьез отказываются от протекционистских мер и начинают играть по правилам свободной торговли там, где все играют без правил. В итоге такая страна теряет внутренние рынки, уничтожает собственных производителей, набирает кредиты, теряет политическую независимость, за что получает похвалы как «самая свободная и демократичная». На самом деле, чтобы быть конкурентоспособным, надо использовать все возможности, которые имеются в распоряжении. У кого-то дешевая рабочая сила, а у кого-то дармовая энергия, у кого-то возможность силового и политического давления.
Если сегодня кто-то требует, чтобы Россия перестала помогать своим предприятиям, повысив на внутреннем рынке «несправедливо низкие» тарифы на энергию, то это выпад в конкурентной борьбе. Ведь с тем же успехом можно, борясь за права человека, требовать от Китая, чтобы рабочие на заводах получали по 5 тыс. долларов в месяц, как в США, и тогда вся китайская экономика будет неконкурентоспособной.
Но самое главное, есть еще один аспект. Конкуренция — это только одна из стадий рынка. Как правило, рынок начинается и заканчивается монополией. Если появляется новый товар или услуга, то никто еще не соревнуется, не конкурирует и не успевает принять никаких протекционистских мер, новатор пользуется этим и получает монопольную прибыль. Потом, на стадии конкуренции, кто-то оказывается эффективнее и в итоге завладевает всем рынком (как правило, все традиционные рынки монополизированы 2–3 субъектами), так как остальные разоряются. Они опять получают почти монопольную прибыль.
Таким образом, можно говорить о трех видах конкурентоспособности. Первый состоит в умении предлагать инновации и получать прибыль до того, как началась собственно конкурентная борьба. Второй тип конкурентоспособности состоит в умении перехватывать инициативы, находить уже существующие инновации и за счет качества, низких издержек производства, развитого маркетинга и проч. захватывать большую долю рынка. И, наконец, третий тип конкурентоспособности состоит в умении удерживать победу, в возможности диктовать свои правила игры на данном рынке неэкономическими либо псевдоэкономическими методами. Например, через установление стандартов, законов, барьеров, правил, принуждение к определенным параметрам производства, потребления, распределения и проч. Идеальная конкурентоспособность — это конкурентоспособность во всех трех смыслах.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

|

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
115.10 кб

Конкурентоспособность и модернизация современных политий в постсоветском пространстве

Алекперов З.
Коллапс СССР, ознаменовавший начало беловежской геополитической эпохи, привел наряду со множеством других необратимых процессов и к разрушению единого советского правового пространства.
Читать PDF
434.75 кб

Конкурентоспособность теорий социального государства (на примере концепции «Сочетанной власти» Л. А.

Подольский Вадим Андреевич
Автор рассматривает проблему конкурентоспособности теорий социального государства на примере концепции «сочетанной власти» Л.А. Тихомирова. В статье предпринимается попытка доказать, что социальное государство не феномен XX в.
Читать PDF
93.73 кб

Потенциал политического дискурса-диалога: политическая конкурентоспособность и политическая модерниз

Алиев Заур Табризович
Рассматривается политический дискурс-диалог современных государств в международной конкурентоспособности.
Читать PDF
7.07 мб

ПРОТЕКЦИОНИЗМ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Щербаков А. П.
Читать PDF
408.25 кб

Вячеслав Самойлов: «Аккорк обеспечивает образовательный аудит и конкурентоспособность вузов»

Самойлов Вячеслав Александрович
Читать PDF
70.31 кб

Международная научно-практическая конференция «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛ БИЗНЕСА»

Подсыпанина Т. Д.
Читать PDF
886.33 кб

Личная конкурентоспособность студента

Читать PDF
725.26 кб

Политическая и экономическая конкурентоспособность Европы и России: возможности синергии

Якунин В.И.
В условиях обостряющейся глобальной конкуренции возрастают угрозы сохранения России и Европы в качестве самостоятельных политических центров силы. Они могут укрепить свои позиции путем углубленной кооперации на мировой арене.
Читать PDF
263.45 кб

Конкурентоспособность библиотекарей на рынке труда

Ринчинова Юлия Сергеевна
Анализируется конкурентоспособность библиотечных специалистов в условиях современного общества. Предлагается модель конкурентоспособного специалиста, определены соответствующие индексы.
Читать PDF
362.93 кб

Конкурентоспособность вузов как результат инновационной деятельности

Беляева Ю. В., Говорухина Е. Г., Двойных Т. В., Чекмарев В. В.
В статье исследуются процессы обеспечения конкурентоспособности вузов
Читать PDF
122.73 кб

Анкетирование и конкурентоспособность государственных стоматологических учреждений

Бугорков И. В.
Работа посвящена вопросам повышения эффективности работы ортопедических отделений государственных стоматологических поликлиник.
Читать PDF
134.25 кб

Образовательные услуги, рынок труда и конкурентоспособность

Хмельницкий В. А.
Читать PDF
269.30 кб

Конкурентоспособность вузов в контексте эффективности сферы образования России

Болдырев Н. Б.
Читать PDF
232.54 кб

Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента

Шаповалов В. И.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние сертификации туристских услуг на развитие и конкурентоспособность региона

Эбзеев Х-М.И., Лайпанова Д.Б., Суюмбаева Р.А.
Сертификация, при всех ее издержках, к которым относились недостаточность документальной базы некоторых органов по сертификации, небольшая практика деятельности в туризме привлекаемых экспертов, станет для Карачаево-Черкесской рес

Похожие термины:

  • Конкурентоспособность страны

    (Competitiveness of country, Мамлекеттин атаандаштык жндм=) – способность страны конкурировать с другими странами, уровень ее развития. Определяется качеством жизни населения, ее средней продолжительностью