термин Фукуямы. Мондиалист ский тезис о тотальной победе талассократии и либерально-демократической модели на всей планете. См. мондиализм, Единый Мир.
Конец Истории
Конец Истории
Источник: Геополитический глоссарий
КОНЕЦ ИСТОРИИ
Заглавие нашумевшей статьи американского политолога Френсиса Фукуямы, рассматривавшего историю как борьбу идеологий. После победы либерального капитализма над коммунизмом Фукуяма считал, что истории пришел конец.
Пару лет назад среди «яйцеголовых» политологов было модно цитировать статью Фрэнсиса Фукуямы с многозначительным названием «Конец истории». Концом в ней признавалось исчезновение коммунизма, на смену которому наступает, якобы, «золотой век» демократии западного толка. С последним американец явно поспешил.
(«Коммерсантъ-Daily» (Москва). 16.04.1994).
В 1989 г. американский политолог Франсис Фукуяма вызвал бурю споров в интеллектуальных кругах статьей «Конец истории?» в журнале National Interest. Его тезис сводился к следующему. История — это борьба идеологий. Коммунизм — последняя идеология, побежденная либеральным капитализмом. Следовательно, истории пришел конец.
(«Ведомости» (Москва). 05.06.2003).
Пару лет назад среди «яйцеголовых» политологов было модно цитировать статью Фрэнсиса Фукуямы с многозначительным названием «Конец истории». Концом в ней признавалось исчезновение коммунизма, на смену которому наступает, якобы, «золотой век» демократии западного толка. С последним американец явно поспешил.
(«Коммерсантъ-Daily» (Москва). 16.04.1994).
В 1989 г. американский политолог Франсис Фукуяма вызвал бурю споров в интеллектуальных кругах статьей «Конец истории?» в журнале National Interest. Его тезис сводился к следующему. История — это борьба идеологий. Коммунизм — последняя идеология, побежденная либеральным капитализмом. Следовательно, истории пришел конец.
(«Ведомости» (Москва). 05.06.2003).
Источник: Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов
Конец истории
Историческое видение, светское наследие телеономических и сотериологических религий спасения, согласно которому история конфликтующих друг с другом народов идёт естественным путем Прогресса к своему концу, когда человечество объединится в одно Мировое государство, управляемое одними и теми же индивидуалистическими нормами мира, процветания и единообразия. Конец истории — это утопия, которую некогда проповедовал марксизм, а сегодня ислам (когда джихад, священная война, закончится завоеванием мира), а также либерализм (в частности, Фрэнсис Фукуяма): крах коммунизма приведет в течение XXI века все народы к слиянию в мировом либеральном обществе, где будут лишь мелкие проблемы, решаемые с помощью полиции и регламентации, под эгидой всемогущего и регулирующего рынка. Утопия конца истории скрытно присутствует во всех идеологиях современности и в эгалитаризме. Её цель — устранение различий и конфликтов между народами в рамках единой человеческой модели (образцом служит верующий или буржуазный потребитель, в зависимости от учения). Эта утопия явно не имеет никаких шансов на осуществление, но она пагубна для европеицев в той мере, в какой она подрывает основы идеи независимости, самобытности и суверенитета народа. Будучи связанной с понятием «всемирного умиротворения человечества», утопия конца истории по сути своей глубоко тоталитарна. Но история это непредсказуемый и неиссякаемый поток Судьбы.
В XXI веке, наоборот, произойдут гигантские столкновения этнических блоков, и в нём, может быть, будет даже больше конфликтов и войн, чем в XX веке, но не вопреки мондиализиции, а из-за неё! На перенаселённой планете, перед лицом нарастания угроз, мы увидим не конец истории в Мировом демократическом и либеральном государстве, а интенсификацию истории, как сути конкуренции между народами на планете, где императивы отбора и борьбы за жизнь снова станут главными. (См. «История»).
В XXI веке, наоборот, произойдут гигантские столкновения этнических блоков, и в нём, может быть, будет даже больше конфликтов и войн, чем в XX веке, но не вопреки мондиализиции, а из-за неё! На перенаселённой планете, перед лицом нарастания угроз, мы увидим не конец истории в Мировом демократическом и либеральном государстве, а интенсификацию истории, как сути конкуренции между народами на планете, где императивы отбора и борьбы за жизнь снова станут главными. (См. «История»).
Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.
«Конец истории»
Концепция американского политолога Френсиса Фукуямы содержит идею «полной и окончательной» победы либеральной демократии западного образца в качестве окончательной, наиболее разумной формы государства после крушения биполярного миропорядка. Появилась на волне неолиберального романтизма после окончание холодной войны, но не выдержала испытание современностью. В книге «Конец истории и последний человек» (1992) ученый отмечает фундаментальные изменения во всемирной истории. ХХ век был пронизан идеологическим насилием, когда либерализм вынужден был бороться с остатками абсолютизма, большевизмом и фашизмом и новейшим марксизмом, грозившими ввергнуть мир в апокалипсис ядерной войны. И только в конце столетия, вместо конвергенции капитализма и социализма, вновь наступает прерванный триумф западной либеральной демократии. С концом холодной войны наступает конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и утверждения либеральной демократии западного образца в качестве окончательной, наиболее разумной формы государства. Часто возвышение и падение великих государств объясняют экономическим перенапряжением. Современный мир обнажил нищету материалистических теорий экономического развития. Несомненно, свободные рынки и стабильные политические системы — непременное условие роста. Но, когда речь идет о странах Азиатско-Тихоокеанского региона, не менее значимы культурно-исторические традиции, трудовая этика, семейная жизнь, бережливость и религия, которая, в отличие от ислама, не накладывает ограничений на формы экономического поведения. Именно культура является, в сущности, материнским лоно экономики.
Политический либерализм идет вслед либерализму экономическому. Сила либеральной идеи затронула древнейшую из сохранившихся китайскую государство-цивилизацию. Падение коммунистических режимов в Восточной Европе ознаменовало крах левого тоталитаризма. События на «родине мирового пролетариата» — в Советском Союзе — забили последний гвоздь в крышку гроба марксизма-ленинизма.
Но как пишет Фукуяма, хотя коммунизм мертв, политического спокойствия не предвидится, так как на его место приходит нетерпимый и агрессивный национализм. Поэтому будущее Восточной Европы какое-то время не будет ни мирным, ни демократическим, оставаясь опасным для западных демократий. В странах с традиционными элитами формальная демократия лишь маскирует фактическое неравенство и богатство. Демократия не всегда подходит для разрешения споров между различными этнонациональными группами. Авторитарные режимы, ориентированные на рыночное хозяйство, зачастую оказываются намного более эффективными для создания социальных условий экономического роста и со временем для становления демократических порядков.
Политический либерализм идет вслед либерализму экономическому. Сила либеральной идеи затронула древнейшую из сохранившихся китайскую государство-цивилизацию. Падение коммунистических режимов в Восточной Европе ознаменовало крах левого тоталитаризма. События на «родине мирового пролетариата» — в Советском Союзе — забили последний гвоздь в крышку гроба марксизма-ленинизма.
Но как пишет Фукуяма, хотя коммунизм мертв, политического спокойствия не предвидится, так как на его место приходит нетерпимый и агрессивный национализм. Поэтому будущее Восточной Европы какое-то время не будет ни мирным, ни демократическим, оставаясь опасным для западных демократий. В странах с традиционными элитами формальная демократия лишь маскирует фактическое неравенство и богатство. Демократия не всегда подходит для разрешения споров между различными этнонациональными группами. Авторитарные режимы, ориентированные на рыночное хозяйство, зачастую оказываются намного более эффективными для создания социальных условий экономического роста и со временем для становления демократических порядков.
Источник: Геоэкономический словарь-справочник