Концепция национальной безопасности Российской Федерации

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Концепция национальной безопасности Российской Федерации
система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga

Концепция национальной безопасности Российской Федерации
система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в СНГ: возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы РФ и внешних границ государств – участников СНГ; притязания на территорию РФ. Серьезную угрозу национальной безопасности РФ представляют так же терроризм; вытеснение России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационной войны, возрастание уровня и масштаба угроз в военной сфере, увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий, активизация деятельности на территории РФ иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Источник: Словарь-справочник. Международное право. 2013

КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
официальная система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, излагающая важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000. Под национальной безопасностью Российской Федерации в Концепции понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В ней подчеркивается, что Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями, и объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах. Она выступает за формирование многополярного мира, совершенствование механизмов многостороннего управления международными процессами, широкую интеграцию Российской Федерации в мировую экономику и против попыток создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права. Основные цели стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства определяют национальные интересы России, которые носят долгосрочный характер и обеспечиваются институтами государственной власти в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции и законодательства Российской Федерации общественными организациями. В Концепции отмечается, что реальное состояние страны, осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности России. Это придает приоритетное значение политике в области обеспечения безопасности. Она призвана решать большой круг задач в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому обеспечение экономической безопасности имеет ключевое значение. Государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей. При этомважно проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов. Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства. Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. Вместе с тем в Концепции констатируется, что значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным, а уровень и масштабы угроз в военной сфере возрастают. Исходя из этого, в Концепции обеспечение военной безопасности квалифицируется как важнейшее направление деятельности государства. При этом в предотвращении войн и военных конфликтов отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Более того, Россия выступает за упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН, для сохранения глобальной и региональной стабильности. Она выражает заинтересованность в осуществлении мер по укреплению доверия и стабильности и в разработке при необходимости новых соглашений в этой области. Применение военной силы для обеспечения безопасности жестко ограничено. Во внешнем плане ее использование возможно в случае необходимости отражения агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными. Внутри страны применение военной силы допускается в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, угрозы насильственного изменения конституционного строя. Необходимы новый подход к организации и ведению гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предуп-реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области. Ее основу составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие президент Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, политические партии и общественные объединения. В тексте Концепции подчеркивается, что полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является нормативно-правовым актом: она не содержит прямых предписаний непосредственного действия. Тем не менее, утвержденный Указом Президента этот документ играет большую роль в регулировании отношений в области безопасности и обороны страны. В нем сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации, которые определяют содержание и формы соответствующей деятельности органов государственной власти и управления. Функционирование Концепции национальной безопасности Российской Федерации завершено 12 мая 2009 г. в связи с Указом Президента Российской Федерации об утверждении «Стратегии национальной безопаснос- ти Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537. Публ.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 10.01.2000 № 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170.

Источник: Геокультурная энциклопедия

|