Концепция баланса сил

Найдено 1 определение
Концепция баланса сил
определяет специфическую форму равновесия системы международных отношений. В истории политики и демократии понятие «баланса сил» встречается начиная с периода Возрождения. В ХIII-ХVII вв. оно в качестве «принципа равновесия» органично вошло в политическую и дипломатическую практику ведущих европейских и др. мировых держав, стремившихся сохранить исторически сложившиеся отношения между ними, создавая противовес той новой тенденции, которая слишком быстро набирала силы. В XIX веке баланс сил превратился в доминирующую концепцию, определявшую состояние системы межгосударственных отношений, прежде всего, выразившейся в «Европейском концерне». После второй мировой войны на фоне широкого развития теоретико-политологических исследований международных отношений концепция баланса сил стала предметом особого внимания специальных социально-политических исследований, прежде всего американских, западноевропейских и советских ученых. Динамическое равновесие системы как основной закон ее функционирования не тождественен балансу сил как концепции, лишь отражающей в сознании объективный закон функционирования системы. Это отражение проявляется в двух формах: как политика баланса сил и как теоретические концепции главным образом представителей школы политического реализма.
Многозначность и неясность самого термина существенно затрудняет его концептуализацию. Американский исследователь Э.Хаас, например, различает минимум восемь взаимоисключающих интерпретаций понятия «баланс сил», встречающихся в научной литературе. Одно из наиболее признанных его значений связано с идеей, что мир может быть установлен в случае, если сила государств, понимаемая, прежде всею, как военная сила (и военная мощь), распределяется таким образом, чтобы ни одно государство не могло представлять угрозу для других. Если же кто-то вырывается вперед, другие государства, исходя из собственных интересов, должны заключить военно-политический союз и восстановить тем самым утраченный баланс сил и военно-политическое статус-кво. Мир, таким образом, является следствием сбалансированного веса конкурирующих акторов на мировой арене. Теоретические выводы из рассматриваемой концепции отличаются большим разнообразием. Прежде всего, это выводы о том, что на добрую волю и заверения о мире и сотрудничестве других государств полагаться нельзя, ибо все руководствуются лишь собственными интересами и преследуют собственные цели и реализуют их через силу, т. е. господствует уже неоднократно упоминавшаяся концепция Т.Гоббса: «война всех против всех». Практически не бывает ситуации, чтобы какое-либо государство ставило интересы другого государства выше собственных национальных интересов, т. е. каждое государство заботится не о благе другого, а, прежде всего, о своем собственном благе, и стремится к увеличению своей военной силы в противовес противостоящей этому государству военной силы потенциального противника. В концепции «баланса сил» присутствует вера, что увеличение военного потенциала и военной мощи улучшают, повышают возможности мира и что к войне ведут, прежде всего, слабость, уязвимость, провоцирующие нападение агрессора.
В качестве механизма, способного обеспечить международную стабильность и надежный миропорядок, выдвигается идея создания военно-политических союзов, коалиций государств. Союзы в классической концепции «баланса сил» вовсе не предполагают дружбы (даже лояльности) по отношению к другим их участникам. Динамику и сущность политики военных союзов и тем самым «баланса сил» определяет принцип: «никаких постоянных связей, только постоянные интересы». Между союзами и внутри них, в свою очередь, возможна конкуренция в борьбе за военную силу.
В условиях новой политической реальности, определяемой наличием ядерной угрозы, сторонники концепции «баланса сил» пытаются ее модернизировать, вписать в ядерную систему координат. В связи с этим существуют две полярные точки зрения на роль «баланса сил» в современном мире. Одна из них (например, Х.Балл и др.) заключается в том, что система «баланса сил» рассматривается в качестве действующего, а не исторического феномена, выполняющего тс же функции в отношении международного порядка, что и раньше. Однако речь идет лишь о балансе сил среди наиболее значимых акторов. Сила в подобной системе не означает, что все главные политические акторы равны по влиянию. Их сила соизмерима лишь в ситуациях, когда они «играют» на целой серии «шахматных досок» (а не на одной «большой шахматной доске», по З. Бжезинскому) - таких как ядерное оружие и средств его доставки, обычные высокоточные ракеты ближнего, дальнего и сверхдальнего действия и т. п. Так же, как и «классический», современный баланс сил выполняет, по мнению сторонников этого подхода, все тс же зри основных функции: во-первых, предотвращает превращение системы государств в единую глобальную империю: во-вторых, местные балансы сил там, где они существуют, в определенной степени служат защите независимости государств от доминирования наиболее сильных в данном регионе государств; в-третьих, обусловливает институты, от которых зависит международный миропорядок. Существует и пессимистичная точка зрения, выражаемая С.Хоффманом и рядом других исследователей. Суть ее в том, что концепция «баланса сил» безнадежно устарела, что современный международный порядок не удовлетворяет тех надежд, которые необходимы мировому сообществу.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

|