КОМПЛЕКСНЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИДЕЙНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Найдено 1 определение
КОМПЛЕКСНЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИДЕЙНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
наиболее полно отвечающий современному этапу развития советского общества способ совершенствования воспитательной практики, повышения ее эффективности, один из важных методологических принципов деятельности Коммунистической партии, государственных и общественных организаций по формированию всесторонне развитой личности.
Идея комплексного подхода к постановке всего дела воспитания, т. е. обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся, порождена самим развитием советского общества и получила подробное обоснование на съездах партии. В Программе КПСС, утвержденной XXVII съездом, отмечено, что партия будет настойчиво вести целенаправленную работу по идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию советских людей, формированию гармонично развитой, общественно активной личности. Такие высокие ее качества вырабатываются всем социалистическим укладом жизни, всем ходом дел в обществе и целенаправленной, настойчивой идейно-воспитательной работой.
Суть взаимосвязанного решения задач воспитания состоит в обеспечении тесного единства всех его направлений и видов, более полном использовании форм, методов и средств воздействия на человека, в дифференцированном подходе ко всем слоям населения, различным категориям и группам Трудящихся в целях активного осуществления программной задачи формирования нового человека. Реализация выдвинутой партией задачи ускорения социально-экономического развития, перестройки всех сфер жизни в конечном счете зависит от прочного сопряжения хозяйственной и воспитательной деятельности, постоянного сочетания идейно-теоретической, политико-воспитательной и организаторской работы. Революционная по своей сути перестройка требует и соответствующего идеологического обеспечения.
Системный подход предусматривает формирование у трудящихся научного мировоззрения, заинтересованного отношения к труду, высокой идейности и нравственной культуры, советского патриотизма и социалистического интернационализма. Эти определяющие направления коммунистического воспитания влияют и на др. формы общественного сознания, практическую деятельность людей, их социальную ориентацию. Мерило успеха воспитания масс их конкретные дела. Коммунистическая идейность это сплав знания, убеждения и практического действия. Любые наши планы повиснут в воздухе, отмечалось на XXVII съезде партии, если оставят равнодушными людей, если мы не сумеем пробудить трудовую и общественную активность масс, их энергию и инициативу. Мощное средство развития их развертывание всесторонней социалистической Демократии, широких основ социалистического самоуправления, активной социальной политики. Они оказывают глубокое воздействие на хозяйственную практику, общественно-политическую жизнь страны, на нравственную атмосферу в обществе.
Осн. принципами комплексного решения проблем воспитания являются: конкретно-исторический подход всесторонний учет внутренних и международных факторов современного общественного развития; четкая классовая направленность воспитания; тесная связь его с революционно-преобразующей деятельностью людей. Успешное достижение воспитательного и социально-экономического результата полнее обеспечивается путем Тесной взаимосвязи воспитания с системой обучения и просвещения, организации и мобилизации советских людей, повсеместного укрепления дисциплины и организованности, настойчивой борьбы с пьянством и нетрудовыми доходами, активного приобщения трудящихся к управлению производством, делами государства, обществом в целом.
Организационными формами, повышающими действенность комплексного подхода, служат практика разработки перспективных сводных планов идеологической деятельности; изучение, обобщение и внедрение передового опыта перестройки идейно-воспитательной работы; применение социологических исследований, глубокое изучение и формирование общественного мнения; координация усилий всех идеологических ведомств и учреждений, средств массовой информации и пропаганды; всемерное развитие гласности в работе, критики и самокритики, преодоление назидательности, пустословия и администрирования; органическое соединение воспитательной деятельности в трудовых коллективах и по месту жительства, индивидуальных и массовых форм работы, усилий идеологических, хозяйственных и др. кадров.
Такой взаимосвязанный подход к организации, перестройке идеологической работы, повышению ее эффективности способствует активизации человеческого фактора как решающего условия успешного осуществления намеченных партией крупномасштабных задач по коренному обновлению нашего общества.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987