КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
в официальной идеологии под этим понятием предполагалась возможность «перековки» людей в целях их всестороннего, гармоничного развития. Воспитание было призвано создать новый тип человека, способного к творческому труду. «В СССР в результате победы социалистической революции и строительства коммунистического общества на практике осуществляются идеи коммунистического воспитания, строятся отношения, основанные на принципах коллективизма, интернационализма, товарищества, преданности общественному долгу... Убеждение, воспитание масс все больше становится основным методом регулирования общества... В Программе КПСС сформулирован моральный кодекс строителей коммунизма... Воспитание нового коммунистического отношения к труду — задача исключительной трудности... Отношение к труду становится мерилом качеств члена социалистического общества... забота об интересах всего общества — вот в чем выражается нравственное значение коммунистического труда... Руководящей и направляющей силой в процессе коммунистического воспитания выступает КПСС. Владея знаниями законов развития общества, она обеспечивает правильное руководство всей работой по строительству коммунизма, придает ей планомерный научно обоснованный характер» (ФЭ. М., 1964, т. 3, с. 36-37).

Источник: Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода 2004 г.

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
целенаправленная, последовательно осуществляемая Коммунистической партией и Советским государством долговременная система мер, средств, способов и методов воспитания, формирующих целостную систему взглядов и убеждений человека, побуждающих его к сознательной и целеустремленной деятельности по претворению в жизнь идеалов и принципов коммунизма, утверждению социалистического образа жизни.
Основы К. в. были заложены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, развиты в работах В.И. Ленина, в материалах съездов партии, пленумов ЦК КПСС. В процессе социалистического строительства, на каждом из его этапов, совершенствовались и обогащались формы и методы воспитания советских людей в соответствии с изменяющимися условиями внутренней и международной жизни. Реализовались на деле ленинские требования в области воспитания принципы партийности, конкретно-исторического подхода, связи с жизнью.
В современных условиях система К. в. предстает как сложившаяся концепция, края требует, однако, постоянного осмысления, развития своих методологических и организационных основ, активизации объективных и субъективных факторов, уточнения главных задач, направлений и перспектив, путей и способов достижения конечных целей воспитания. В Программе КПСС дан свод основополагающих задач и практических мер по совершенствованию всей идеологической, воспитательной работы с учетом возросших современных требований, чтобы в полной мере использовать преобразующую силу марксистско-ленинской идеологии для ускорения социально-экономического развития страны, для последовательного и настойчивого осуществления перестройки всех сторон нашей жизни, как определено это в решениях XXVII съезда КПСС, последующих пленумов ЦК КПСС. Революционной перестройке идеологию обновления. Таково требование времени.
Главное в К. в. формирование у советских людей научного, марксистско-ленинского мировоззрения, прочной идейной убежденности и четких классовых позиций; высокой трудовой и политической активности в борьбе за осуществление задач социального, экономического и духовного обновления общества; активной жизненной позиции, нравственной чистоты и физического совершенства; высокого чувства патриотизма и социалистического интернационализма, готовности защитить завоевания социализма.
К. в. советских людей осуществляется под влиянием всего социалистического образа жизни, при определяющем воздействии целостной системы семейного и дошкольного воспитания, общеобразовательного и профессионально-технического обучения, подготовки специалистов высшей и средней квалификации, политической и экономической учебы, переподготовки кадров. В соответствии с решениями февральского (1988) Пленума ЦК КПСС в этой области осуществляются ныне кардинальные преобразования, обеспечивающие в конечном счете формирование системы непрерывного образования. В реализации задач воспитания большая роль принадлежит профсоюзам, комсомолу, культурно-просветительным учреждениям и физкультурно-спортивным организациям, средствам массовой информации и пропаганды, литературно-художественным и др. творческим объединениям. Особое значение в К. в. имеет активное непосредственное участие людей в перестройке экономики и общественно-политической жизни, в управлении делами государства и общества, в демократизации всех сфер деятельности.
Важным звеном, где происходит целенаправленное воспитание и самоутверждение человека, является трудовой коллектив, действующий ныне в условиях Закона о государственном предприятии (объединении). Именно здесь прочнее, чем где-либо, формируются прогрессивные качества и свойства личности, основные черты характера. В этих целях активно используются социально=воспитательная сила состязательности, соревнования, освобожденного от формализма и косности, опыт передовиков, новаторов и рационализаторов производства; ведется борьба за экономию и бережливость, укрепление трудовой и производственной дисциплины; настойчиво повышаются политический, культурно-технический уровень и профессиональное мастерство работающих; последовательно формируются высокие нравственные качества, чувство хозяина, коллективизма и взаимопомощи, чему активно способствуют подрядные формы организации и стимулирования труда, последовательное внедрение во всех звеньях принципов хозяйственного расчета, самоокупаемости, всемерное развитие производственной демократии, укрепление социальной сферы. В условиях коллектива, более конкретно ведется борьба со всякого рода отклонениями от норм и правил социалистического общежития, проявлениями индивидуализма, рецидивами иждивенческой и потребительской психологии.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
645.53 кб

Воспитание ответственного отношения к семье как часть коммунистического воспитания молодежи

К. Т. Винченко