КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ
Массовая коммуникация
(Mass communication, К\пч=л=к байланышы) - распространение сообщений (через печать, радио, телевидение и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Массовая коммуникация
англ. mass communication)
1) систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий;
2) система, состоящая из источника сообщений и их получателя, связанных между собой каналами движения сообщений. Такими каналами являются: интернет; радио и телевидение - сеть широковещательных станций и кабельного телевидения и аудиторий, имеющих радио- и телеприемные устройства; печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и прокатной сетью; система производства и распространения видео, аудио записей.
1) систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий;
2) система, состоящая из источника сообщений и их получателя, связанных между собой каналами движения сообщений. Такими каналами являются: интернет; радио и телевидение - сеть широковещательных станций и кабельного телевидения и аудиторий, имеющих радио- и телеприемные устройства; печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и прокатной сетью; система производства и распространения видео, аудио записей.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ
разновидность социальной коммуникации. К.м. - это процесс, в ходе которого специфически организованные институты (организации) посредством технических средств производят и передают информацию большой, гетерогенной и рассеянной в пространстве аудитории. Процесс К.м. носит однонаправленный и внеличностный характер. К.м. осуществляется при помощи средств массовой коммуникации (в отечественной литературе более распространен термин "СМИ" - "средства массовой информации", а в англоязычной литературе - "масс-медиа"). К средствам К.м. относятся пресса, электронные средства (радио и телевидение), а также кинематограф. В начале XX в. происходит становление самостоятельной научной дисциплины "теория массовой коммуникации". У ее истоков стояли Дж. Дьюи, Ч. Х. Кули, У. Липпман и др.
Источник: Политология: Словарь-справочник
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
от лат. communicatio - сообщение, передача) - систематическое распространение (с помощью технических средств тиражирования) специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость среди численно больших, анонимных, рассредоточенных аудиторий с целью оказания влияния на УСТАНОВКИ, оценки, мнения и ПОВЕДЕНИЕ людей. М.к. представляет собой важный социальный и политический институт современного общества, выступающий в качестве подсистемы более сложной системы - коммуникации и в широких масштабах выполняющий функции идеологического и политического влияния, поддержания социальной общности, организации, информирования, просвещения и развлечения, конкретное содержание которых решающим образом зависит от особенностей общественного строя. Практика функционирования систем М.к. показала большую зависимость их эффективности от учета психологических особенностей аудитории: внимания, восприятия, понимания, запоминания предлагаемых сообщений. Зависимость психической переработки сообщений от специфики М.к. вообще и каждого конкретного ее средства в частности, от организации информационного потока, от специфики интересов тех или иных ГРУПП аудитории, соответствующие помехи и барьеры, способы их преодоления и т.д. изучаются психологией, социологией и семиотикой М.к.
Массовая коммуникация
один из массовых современных процессов производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения и общение людей через «массы» (коллективные группировки, спонтанно возникающей за пределами устойчивого общественного разделения труда), осуществляющиеся с помощью технических средств. Быстрое индустриальное развитие, которое сопровождается урбанизацией, сделало несостоятельными и неэффективными прежние способы социальных взаимосвязей, требовало новой формы общения. Этой формой и стала массовая коммуникация - среда функционирования и распространения образцов поведения, через усвоение которых происходит воспроизводство «политизированной массы». Появление такой массы людей, очутившихся в условиях неустойчивого и ненадежного существования, а потому испытывающих острую потребность в новых эффективных идеях, резко обострило политическую борьбу, как магнитом притягивая к ней внимание всевозможных политических сил, поскольку становилось ясно, что успех может быть на стороне того, кто выступит в качестве наиболее привлекательного политического актора в глазах «массы», соответствующим образом перестроив свою политическую деятельность. Для изучения того, насколько сообщения СМИ соответствуют сознанию слушателей и воспринимаются ими, используются социологические исследования, выступающие таким образом все более значимым орудием политической борьбы и политической конкуренции.
Среди основных результатов воздействия массовой коммуникации обычно выделяют закрепление уже существующих установок и представлений, наибольшие изменения, соответствующие эволюционности общественного развития, и конверсию как следствие переломных сдвигов в сознании аудитории, «политизированной массы». Наиболее известным примером последнего является анализ массовой коммуникации как «индустрии культуры», проделанный представителями Франкфуртской школы Т.Адорно и М.Хоркхаймером и оказавший серьезное влияние на политическую и социологическую мысль. Западная социально-политическая концепция массовой коммуникации отразила негативное, критическое отношение ее создателей к культуре, политике и состоянию сознания современного западного общества. Поэтому на первом плане формирования этой концепции особую роль играли не позитивные результаты прогресса массовой коммуникации, сыгравшие исключительную роль в демократическом процессе, в реализации идеи «четвертой власти», эффективного социального контроля со стороны государства, всех его институтов, а использование массовой коммуникации в лице ее информативных источников для манипулирования общественным сознанием, что породило даже особый политологический термин - «миф в массовой политической информации», развеявший «миф XX века» Л.Розенберга - «вестерны», «мыльные оперы» и т. п. Этот «миф XX века» развеян в трудах М.Маклуэна. доказавшего, что в силу самой своей сути СМИ погружают человека в миф о характере современного глобалистского (а теперь и однополярного) развития капиталистического общества.
Адорно и Хоркхаймер сближают униформизм (одномерность) по-коммерчески организованного массового духовного производства (прежде всего в США, в известной степени в Великобритании и в некоторых других странах) с характером «политизированной массы», оформившейся в переходном к власти в Германии национал-социализма, поскольку и в том, и в другом случае проявлялась непримиримая враждебность к казавшимся ранее привлекательным идеалам добра, справедливости, заботе о благе народа и т. п. мифам. Последующие исследования массовой коммуникации во многом усвоили разработанное учеными Франкфуртской школы понимание политической аудитории массовой коммуникации как в основе своей пассивного, глубоко безвольного и беспредельно лояльного продукта не только авторитарных, но даже тоталитарных идеологий и политических принципов, оказываясь их продуктом, т.е. «политизированная масса» выступает как множество самодовольно-ограниченных, непоколебимо уверенных в своей суверенности, а на самом деле легко манипулируемых индивидов. «Развлечения» на уровне массовой коммуникации рассматриваются в связи с этим как «социальная терапия побега от действительности» (Х.Хольцср), как способ наделения людей умственным развитием безвольных и безропотных манекенов, как подмена всего сущностного и проблемного занимательным. Эта критика, тем не менее, оказывается функциональной в процессе демократизации общественно-политической жизни, поскольку служит постановке и, в ряде случаев, решению практических задач выявления и преодоления действительной ограниченности массового сознания. Для понимания сути массовой коммуникации важно иметь в виду, что она представляет весь мир в виде непрестанно обновляющегося потока сообщении, как правило, не связанных друг с другом прямой однозначной логической или смысловой связью. Возрождение н «мозаичность» новостей особенно очевидно проявляется в телевидении. Сжатие телепрограмм как неизбежное следствие их мозаичной структуры создаст противоречие между действительным содержанием освещаемого события и отведенным для его демонстрации узкими временными рамками. В результате информация может превратиться в дезинформацию, а «резонанс» от неё будет заглушать и оглуплять здравую мысль и в головах появится не реальное представление о событиях, а некий (нс очень далекий от мифа) хаос. В последние годы вес более пристальное внимание исследователей-политологов и социологов привлекает роль массовой коммуникации именно как мощного генератора политических мифов. Гипертрофированное влияние СМИ, особенно телевидения, на массовое сознание выразилось в образовании «телевизионного электората», когда люди голосуют по существу не за программу той или иной политической партии, а за телевизионный имидж претендентов на значимые государственные должности. Средства коммуникации по своим возможностям обеспечивают вхождение мирового сообщества в высокую степень информационного общества.
Среди основных результатов воздействия массовой коммуникации обычно выделяют закрепление уже существующих установок и представлений, наибольшие изменения, соответствующие эволюционности общественного развития, и конверсию как следствие переломных сдвигов в сознании аудитории, «политизированной массы». Наиболее известным примером последнего является анализ массовой коммуникации как «индустрии культуры», проделанный представителями Франкфуртской школы Т.Адорно и М.Хоркхаймером и оказавший серьезное влияние на политическую и социологическую мысль. Западная социально-политическая концепция массовой коммуникации отразила негативное, критическое отношение ее создателей к культуре, политике и состоянию сознания современного западного общества. Поэтому на первом плане формирования этой концепции особую роль играли не позитивные результаты прогресса массовой коммуникации, сыгравшие исключительную роль в демократическом процессе, в реализации идеи «четвертой власти», эффективного социального контроля со стороны государства, всех его институтов, а использование массовой коммуникации в лице ее информативных источников для манипулирования общественным сознанием, что породило даже особый политологический термин - «миф в массовой политической информации», развеявший «миф XX века» Л.Розенберга - «вестерны», «мыльные оперы» и т. п. Этот «миф XX века» развеян в трудах М.Маклуэна. доказавшего, что в силу самой своей сути СМИ погружают человека в миф о характере современного глобалистского (а теперь и однополярного) развития капиталистического общества.
Адорно и Хоркхаймер сближают униформизм (одномерность) по-коммерчески организованного массового духовного производства (прежде всего в США, в известной степени в Великобритании и в некоторых других странах) с характером «политизированной массы», оформившейся в переходном к власти в Германии национал-социализма, поскольку и в том, и в другом случае проявлялась непримиримая враждебность к казавшимся ранее привлекательным идеалам добра, справедливости, заботе о благе народа и т. п. мифам. Последующие исследования массовой коммуникации во многом усвоили разработанное учеными Франкфуртской школы понимание политической аудитории массовой коммуникации как в основе своей пассивного, глубоко безвольного и беспредельно лояльного продукта не только авторитарных, но даже тоталитарных идеологий и политических принципов, оказываясь их продуктом, т.е. «политизированная масса» выступает как множество самодовольно-ограниченных, непоколебимо уверенных в своей суверенности, а на самом деле легко манипулируемых индивидов. «Развлечения» на уровне массовой коммуникации рассматриваются в связи с этим как «социальная терапия побега от действительности» (Х.Хольцср), как способ наделения людей умственным развитием безвольных и безропотных манекенов, как подмена всего сущностного и проблемного занимательным. Эта критика, тем не менее, оказывается функциональной в процессе демократизации общественно-политической жизни, поскольку служит постановке и, в ряде случаев, решению практических задач выявления и преодоления действительной ограниченности массового сознания. Для понимания сути массовой коммуникации важно иметь в виду, что она представляет весь мир в виде непрестанно обновляющегося потока сообщении, как правило, не связанных друг с другом прямой однозначной логической или смысловой связью. Возрождение н «мозаичность» новостей особенно очевидно проявляется в телевидении. Сжатие телепрограмм как неизбежное следствие их мозаичной структуры создаст противоречие между действительным содержанием освещаемого события и отведенным для его демонстрации узкими временными рамками. В результате информация может превратиться в дезинформацию, а «резонанс» от неё будет заглушать и оглуплять здравую мысль и в головах появится не реальное представление о событиях, а некий (нс очень далекий от мифа) хаос. В последние годы вес более пристальное внимание исследователей-политологов и социологов привлекает роль массовой коммуникации именно как мощного генератора политических мифов. Гипертрофированное влияние СМИ, особенно телевидения, на массовое сознание выразилось в образовании «телевизионного электората», когда люди голосуют по существу не за программу той или иной политической партии, а за телевизионный имидж претендентов на значимые государственные должности. Средства коммуникации по своим возможностям обеспечивают вхождение мирового сообщества в высокую степень информационного общества.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013