КОМИССИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ В РФ

Найдено 1 определение
КОМИССИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ В РФ
специальные коллегиальные органы власти, отвечающие за подготовку и организацию выборов и референдумов, реализацию и защиту избирательных прав граждан РФ. Не входят ни в одну из ветвей власти, но взаимодействуют с законодательными, исполнительными и судебными органами. Формируются по принципу от вышестоящих к нижестоящим. Вышестоящие избирательные комиссии — комиссии, обладающие более высоким объемом полномочий по отношению к иным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов. Соответственно нижестоящие комиссии обладают меньшим объемом полномочий. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) — главный избирательный коллегиальный орган, отвечающий за подготовку и проведение выборов и референдумов в масштабах всей страны. Региональные избирательные комиссии (комиссии субъектов РФ) отвечают за организацию подготовки и проведение выборов на территории субъекта РФ. На уровне муниципальных образований есть городские и иные муниципальные избирательные комиссии, именуемые территориальными. За регистрацию и составление списков избирателей, непосредственную организацию и проведение голосования отвечают участковые избирательные комиссии, формируемые на уровне избирательных участков в избирательном округе. В российском избирательном законодательстве комиссия, которая руководит деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, называется организующей выборы. Это может быть ЦИК, комиссия субъекта РФ, городская комиссия и т. д. в зависимости от уровня проведения выборов. В состав избирательных комиссий входят представители органов государственной власти и муниципального управления, политических партий, а также в зависимости от уровня избирательной комиссии члены вышестоящей или организующей данные выборы комиссии.
Порядок формирования избирательных комиссий должен способствовать их независимости. Депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, выборные должностные лица (губернаторы и президенты республик РФ) и главы местных администраций, судьи и прокуроры, кандидаты, их доверенные лица и родственники, члены комиссий с правом совещательного голоса не могут входить в состав избирательных комиссий. ЦИК состоит из 15 членов. Пять членов являются представителями Государственной Думы РФ и рекомендуются фракциями или депутатами. Пять членов назначаются Советом Федерации из кандидатур от законодательных органов субъектов РФ и от высших должностных лиц субъектов РФ. Оставшиеся пять членов назначаются Президентом РФ. В составе избирательных комиссий различных субъектов РФ — от 10 до 14 членов. Половина членов комиссии назначается законодательным органом власти субъекта РФ, другая половина — главой субъекта РФ. При этом половину от числа назначаемых ими членов комиссий они назначают по предложениям политических партий и не менее чем одного члена комиссии — по предложению ЦИК РФ. Предлагать кандидатуры в комиссию соответствующего уровня могут партии, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ либо в законодательном органе субъекта РФ. Территориальные избирательные комиссии, комиссии муниципальных образований формируются на основе предложений избирательной комиссии субъекта РФ, представительных органов муни-
ципальных образований, партий, а также собраний избирателей по месту жительства, учебы, работы, службы. Срок полномочий ЦИК РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, муниципальных избирательных комиссий составляет 4 года. Избирательные комиссии в РФ действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Участковые избирательные комиссии формируются в РФ в период избирательной кампании до официального опубликования результатов выборов на основе предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, учебы, работы и службы. Половину членов участковых комиссий составляют представители от политических партий.
Деятельность избирательной комиссии любого уровня должна строиться на принципах открытости и гласности. Это значит, что решения избирательной комиссии, непосредственно связанные с подготовкой и организацией выборов, своевременно доводятся до сведения избирателей через публикацию в СМИ либо иным путем. Представители СМИ, наблюдатели от кандидатов, партий и международных организаций контролируют законность действий избирательной комиссии в период подготовки выборов и во время голосования и определения результатов выборов. В случае, если избирательная комиссия, организующая выборы, не была сформирована в установленные сроки или по каким-то причинам распущена, в России применяется институт временной избирательной комиссии, которая действует на период организации конкретных выборов.
Я. Г. Ашихмина

Источник: Терминологический толковый словарь по дипломатическому и консульскому праву.



Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
204.84 кб

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

Гришин Н.В.
Целью статьи является уточнение вопроса о специфике, времени возникновения и этапах развития института избирательных комис-сий как наиболее распространенной разновидности органов электорального менеджмента.
Читать PDF
388.95 кб

Деятельность Центральной избирательной комиссии в РФ (1993-1999гг. ): историографический обзор

Кудряшова Татьяна Николаевна
Статья посвящена деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Читать PDF
370.04 кб

Система независимых избирательных комиссий Российской Федерации: атрибут реализации народовластия

Демидов Дмитрий Геннадьевич
Статья посвящена проблемам формирования системы избирательных комиссий как независимых государственных органов.
Читать PDF
126.00 кб

Повышение правовой культуры участников выборов как практическая задача избирательной комиссии субъек

Барежев В. А.