Китайская Восточная железная дорога
Китайская Восточная железная дорога
(КВЖД) - построена царским правительством России по договору, заключенному с Китаем в 1896. Соединяет кратчайшим путем Дальний Восток через Северную Маньчжурию и Сибирскую магистраль с Европой. Длина КВЖД вместе с Южно-Маньчжурской железной дорогой (ЮМЖД) - 2500 км. КВЖД являлась предметом захватнических стремлений империалистических держав, имеющих интересы на Дальнем Востоке, в частности Франции. Отрезок дороги от станции Чанчунь до Дайрена был уступлен в 1905 г. после русско-японской войны царской Россией Японии и был переименован в ЮМЖД. ЮМЖД-огромное предприятие, в которое входят металлургические заводы, угольные шахты, торговые и транспортные организации. Южно-Маньчжурская железная дорога-орудие японского империализма в Китае. КВЖД перешла к Советскому Правительству 31 мая 1924 г., после восстановления дипломатических отношений между СССР и Китаем. В противоположность царскому правительству, сделавшему КВЖД орудием своей империалистической политики, Советское Правительство превратило КВЖД в предприятие, в котором китайская сторона могла участвовать на основе полного равенства. Такое положение противоречило интересам империалистических держав, и они подготовили насильственный захват КВЖД 10 июля 1929 г. китайскими генеральскими бандами. Красная Армия разгромила эти банды, пробовавшие прощупать штыком обороноспособность СССР; 22 декабря 1929 г. был подписан Хабаровский протокол, по которому на КВЖД было восстановлено положение, предусмотренное соглашением 1924 г. После захвата Японией Маньчжурии в 1931 г. на КВЖД вновь создалось напряженное положение. Советское Правительство, основой внешней политики которого является борьба за мир, 2 мая 1933 г. предложило Японии немедленно приступить к переговорам о продаже дороги. 23 марта 1935 г. в Токио между СССР, с одной стороны, и Японией и Маньчжурией - с другой, было подписано соглашение о продаже КВЖД. Дорога была продана за 140 млн. иен, причем сверх этого японо-маньчжуры обязались уплатить 30 млн. иен рабочим и служащим-гражданам СССР, уволенным в связи с продажей дороги.
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940