КИТАЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Китай
государство в центральной и юго-восточной Азии, крупнейшее по населению-450 млн. и одно из крупнейших по площади-около 10 млн. кв. км. На востоке омывается морями Тихого океана: Желтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским. Восточную часть Китая составляют 18 провинций, занимающих 2/5 площади Китая, но имеющих свыше 90 процентов всего населения. Кроме того, в Китай входят: 3 северо-восточные провинции, составляющие Маньчжурию, 4 провинции Внутренней Монголии, 2 западные провинции и, наконец, Синьцзян и Тибет. Маньчжурия и часть Внутренней Монголии еще в 1931-1933 гг. захвачены Японией; в 1935 г., а затем в 1937-1938 гг. ею же захвачена часть Северного Китая и Шанхайский район. Тибет находится под влиянием Англии. Китай издавна был ареной хищнических устремлений мирового империализма. В ряде крупнейших городов иностранцы владеют целыми кварталами (сеттльменты) и держат свои военные гарнизоны. Китай-аграрная страна. Земледелие сосредоточено по долинам рек Хуанхэ, Янцзы, Сицзян, Ляохэ и Сунгари. Преобладает помещичье и кулацкое землевладение. Основная масса крестьянства страдает от малоземелья и ведет хозяйство на земле, арендуемой у помещиков на кабальных условиях. Почти все сельскохозяйственные работы производятся вручную, примитивными орудиями. Поливное орошение, грядковая культура и удобрения дают сравнительно высокие урожаи. Важнейшие культуры: рис, соевые бобы, просо, гаолян, пшеница, кукуруза, шелк, чай, хлопок, земляной орех, кунжут. Промышленность развита слабо. Крупная промышленность и транспорт находятся в руках или под контролем иностранцев. Важнейшие отрасли промышленности-пищевая, хлопчатобумажная и шелковая. Железных дорог, очень мало. Крупнейшие города: Шанхай, Нанкин, Тяньцзинь, Бейпин, Кантон, Ханькоу, Чанша, Чунцин. Число индустриальных рабочих доходит до 3 млн., а рабочих ремесленного и мануфактурного производства (см. Мануфактура) - 10-12 млн. С 1911 г. Китай-республика. После захвата Нанкина японцами в конце 1937 г. центральное правительство Китая переехало в Чунцин. С конца 1927 г. революционное движение в Китае приняло форму борьбы за советскую власть. Уже в 1927 г. в Китае появляются первые советские районы (см. Советы в Китае). В 1931 г. й провинции Цзянси, в городе Жуйцине, было создано первое центральное советское правительство Китая во главе с Мао Цзе-дуном (см.). Нападение Японии на Китай в 1937 г. вызвало широкий подъем антиимпериалистического антияпонского движения и повело к созданию единого фронта борьбы против японских захватчиков (см. Единый национальный антияпонский фронт в Китае). В 1937 г. между СССР и Китаем заключен договор о ненападении, а в 1939 г торговое соглашение.
Коммунистическая партия Китая-основана в июле 1921. Для укрепления единого общенационального фронта борьбы против империалистических держав, закабаляющих Китай, коммунистическая партия на своем III съезде (в 1923 г.) приняла решение о вступлении коммунистов в партию Гоминдан. Гоминдан, в то время был блоком рабочих, крестьян, городской мелкой буржуазии, буржуазной интеллигенции и части национальной буржуазии. Коммунисты вступили в Гоминдан в начале 1924 г. Коммунистическая партия Китая продолжала вести самостоятельную политическую и организационную работу. Коммунистическая партия активно участвовала в Северном походе революционной армии (1926-1927 гг.). Она вела жестокую борьбу с агентами империализма-троцкистскими провокаторами и правыми предателями. После измены национальной буржуазии в 1927 г. делу революции коммунистическая партия подверглась жесточайшим преследованиям: начались массовые убийства и казни коммунистов, бесчисленные аресты. Но коммунистическая партия продолжала героическую борьбу. Под ее руководством произошли Наньчанское (август 1927 г.) и Кантонское (декабрь 1927 г.) восстания. Во время Кантонского восстания в Китае впервые было поднято знамя Советов. В начале 1930 г. начался новый подъем революционною движения, возросла активность рабочих в юродах, ширилось крестьянское партизанское движение и борьба за землю, возникали советские районы. Создалась славная Китайская красная армия, отбившая шесть походов реакционеров против советских районов. После вторжения японскою империализма в Китай (1937 г.) коммунистическая партия сосредоточила свои усилия на объединении всех сил китайского народа для защиты свободы и независимости Китая, для борьбы против империализма, против японских захватчиков. По ее предложению было достигнуто в 1937 г. соглашение между Гоминданом и коммунистической партией Китая. Красная армия была преобразована в 8 народно-революционную армию. Коммунистическая партия и ее организации стали легальными. Коммунистическая партия Китая является ведущей силой в борьбе китайского народа против империализма. В начале 1939 г. она насчитывала в своих рядах 148 тыс. членов. Центральные органы партии: ежедневная газета «Синьхуажибао» («Новый Китай»), выходящая с января 1938 г., и периодический орган «Гейфан» («Освобождение»). Во главе коммунистической партии Китая стоят Мао Цзедун и Чжу Дэ.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

Китай
На фоне непросто развивающихся отношений между Россией и Западом геополитическая пара евразийских соседей «Россия-Китай» остается в тени российского общественного мнения. «Китайское чудо» — что оно сулит России сегодня и на перспективу? Исследование, проведенное ВЦИОМ в июле 2005 г., показывает, что Китай вызывает противоречивые чувства у большинства россиян — и уважение, и симпатии, и одновременно опасения.
Судя по качественным исследованиям, значительный экономический подъем Китая позитивно воспринимается большинством респондентов: он дает надежду на возрождение России, а кроме того, способствует созданию нового баланса политических сил.
На примере китайской экономики отмечалась необходимость пересмотра российской экономической стратегии. По мнению участников фокус-групп, важным уроком китайского успеха должна стать приоритетность экономических интересов над политическими в противовес устоявшейся российской практике. У многих опрошенных способность Китая выстоять и «высоко подняться» вопреки неблагоприятным условиям (перенаселение, низкий исходный экономический уровень) вызывает уважение и восхищение. Как правило, главную причину успешного развития экономики страны респонденты видят в сочетании национальных особенностей китайского народа и умелого государственного управления.
Сегодняшние отношения с Китаем скорее могут быть занесены в актив российской внешней политики. По мнению 40% опрошенных, они — нормальные, спокойные, но не более того.
Тех, кто оценивает эти отношения выше — 34%, в том числе для 15% они дружественные, для 19% — хорошие, добрососедские.
Тех, кто оценивает их хуже, чем просто нормальные — 15% (для 10% — они скорее прохладные, для 3% — напряженные, для 2% — даже враждебные). При этом в последние 10 лет они если и меняются, то скорее в лучшую сторону (28%), чем в худшую (12%). Впрочем, большая часть опрошенных, интересующихся российско-китайскими отношениями (39%), не видит существенных перемен. Еще более полярного мнения на этот счет придерживаются жители ДВО, которые не понаслышке осведомлены о динамике российско-китайских отношений. 36% из них видят улучшение этих отношений, а 20% фиксируют ухудшение.
По мнению 34% опрошенных, Китай сегодня — это стратегический и экономический партнер России, для 22% — дружественное государство, союзник, для 24% — экономический и политический соперник, конкурент, а для 4% — даже враждебное государство, вероятный противник (среди опрошенных жителей Дальнего Востока таких 8%). И в будущем, в течение ХХI в. отношения с Китаем могут складывать по-разному. Здесь отсутствуют единые оценки. По мнению 22% россиян, КНО будет со временем союзником России, дружественным государством, для 26% он останется партнером, возможно, и близким, 25% (в том числе 36% жителей ДВ) опасаются, что Китай превратится в опасного соседа, соперника, еще 6% полагают, что Пекин станет противником, врагом. Значительное большинство опрошенных (53%) уверены, что нынешние формы экономического сотрудничества между Китаем и Россией явно в пользу Китая. Лишь 8% видят в нем большие выгоды России, и еще 25% полагают, что обе страны имеют примерно равные преимущества от торгово-экономического сотрудничества. Особенно категорично мнение жителей Дальнего Востока: 75% из них полагают, что отношения складываются преимущественно в пользу Китая и только 5% — что в пользу России. Аналогичные выводы получены и из фокус-групп. По мнению их участников, российско-китайское партнерство в реальности несимметрично. Экономическая активность выше у китайских предпринимателей: их экспансия на российском рынке имеет экстенсивный характер — китайский экспорт более многопрофильный, более объемный в сравнении с отечественным. Респонденты также отмечали неоднозначные последствия открытости рынка с Китаем: отечественная продукция неконкурентоспособна китайским аналогам (имеющим высокое качество при более низкой себестоимости), что способствует «замораживанию» российского производства. Причем, если со стороны Китая наблюдается многопрофильный экспорт, то с российской стороны — только ресурсный (нефть, газ, железная руда, лес). Как считают опрошенные, несравнимы и объемы поставок китайских промышленных, фармацевтических и других товаров, «заполонивших» российский рынок. Вот характерные высказывания участников фокус-групп: «Наши туда везут лес, который растет по сто лет, а они нам овощи, которые собирают по два урожая за полгода» (мужчина, 48 лет, Хабаровск). «Насколько я в курсе, из Китая вывозятся товары, а в Китай ввозится сырье. Товары можно делать до бесконечности. И как показывает практика, страна которая поставляет сырье, экономически проигрывает» (мужчина, 70 лет, Москва).
Такой же перекос наблюдается и в миграционной политике. 66% высказали опасения в связи с массовой миграцией китайцев в Сибирь и на Дальний Восток в поисках трудоустройства, гораздо меньше тех (17%), кто подобные миграционные процессы считает скорее полезными для России. 81% жителей Дальневосточного федерального округа высказывают в этой связи опасения.
Миграционная российская политика была подвергнута критическим замечаниям участниками фокус-групп в силу ее неэффективности. Камнем преткновения всех правительственных нововведений, по мнению респондентов, является коррумпированность чиновников, и как следствие, рост нелегальной миграции. Пессимистичные прогнозы вызваны, с одной стороны, актуализацией миграционной проблемы, а с другой, беспомощностью населения в данном вопросе. Привлекательность Дальневосточного региона для китайских мигрантов базируется на возможностях «ухода» от российского законодательства, нарушениях правил трудовой миграции. Наиболее остро ощущают стремительное расширение китайского присутствия жители Хабаровска. В случае сохранения пренебрежительной политики федеральных властей в отношении Дальнего Востока многие прогнозируют пессимистичное будущее этого региона: китайские мигранты выживут местное население, внедрившись во все сферы экономической и социальной жизни, имея порой более высокую конкурентоспособность, чем россияне.
В большей степени негативно воспринимаются российским общественным мнением такие процессы, как рост в наших магазинах товаров из Китая (62% — отрицательно и скорее отрицательно; 34% — положительно и скорее положительно); приобретение китайскими бизнесменами собственности в России (соответственно, 82% против 13%); увеличение числа китайских работников на российских предприятиях (81% против 15%). По мнению опрошенных, все эти процессы требуют регулирования, в том числе достаточно жесткого, чего явно не наблюдается сегодня. 69% россиян считают, что следует ограничить свободный въезд рабочей силы из Китая в Россию (против 28%); ввоз импортных товаров из Китая в Россию (62% против 34%); приобретение китайскими предпринимателями российской собственности (65% против 33%).
Впрочем, российское общественное мнение настоятельно требует введения миграционных ограничений на трудовую силу из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Востока. Исключение составляют только русские из республик бывшего СССР, для которых, по мнению 50,1% россиян, не следует вводить никаких ограничений и даже поощрять их приезд. Даже в отношении представителей славянских стран — Белоруссии и Украины — только 17% считают, что не следует вводить никаких ограничений, 49 % — что их приезд следует ограничивать и 26% — что вообще не следует поощрять их приезд. 46 % россиян настроены против приезда в Россию рабочей силы из стран Закавказья; 47% против приезда мигрантов из стран Центральной Азии; 53% (в том числе 63% жителей ДВ) против мигрантов из стран Юго-Восточной Азии; 55% против приезда турок, арабов и других представителей южного «дальнего зарубежья». Из-за избыточной миграции сегодня, как отмечают опрошенные, во многих населенных пунктах России русские и другие коренные национальности уже не составляют большинства (26 %). Пожалуй, лишь в Северо-Западном федеральном округе ситуация в этом отношении выглядит более благополучной.
Кроме миграционных и торговых отношений, развивающихся явно не так как надо, болезненной темой российско-китайских отношений является уступка российской стороной Китаю нескольких островов на пограничной реке Амур. Это тема широко обсуждалась в СМИ (лишь 17% опрошенных ничего не знают об этой проблеме), и, судя по всему, не встретила поддержки со стороны россиян. 76% респондентов выступают против передачи островов (в том числе 52% решительно против), только 12% готовы поддержать этот акт. Среди жителей Сибирского федерального округа — 80% против передачи островов, среди жителей ДВ — 79%. Большинство участников фокус-групп интерпретировали передачу островов как проигрыш России, сдачу без боя ее геополитических позиций. Что особенно болезненно, это событие произошло без всяких консультаций с общественностью. «История с островами», по мнению респондентов, будет имеет отрицательные последствия — «успешный» китайский опыт будет стимулировать практику территориальных претензий, причем не только со стороны Китая, но и других приграничных государств. Кроме того, беспрепятственная передача островов может стать не единичным случаем в урегулировании внешнеполитических конфликтов российскими властями; возможность повторения ситуации вызывает страх и беспокойство среди жителей Дальнего Востока. Вот мнения участников фокус-групп: «Лично мне островов не жалко. Китайцы скорее всего ими лучше распорядятся, но смущает не факт передачи островов, а то как это сделано. Нас просто поставили перед фактом» (мужчина, 52 года, Москва). «Почему Путин отдал острова, маленькие острова, накануне празднования 9 Мая? Если Путин отдал эти острова, в этом слабость России. Когда эти острова перейдут Китаю, мало того, что прямая наводка на Хабаровск, вслед за ними перейдет часть территории Китаю. Это прямая угроза России» (женщина, 30 лет, Екатеринбург).
Для большинства россиян (53%) уступка островов — это не вопрос российско-китайских отношений, это вопрос принципа.
По их мнению, никаких территорий нельзя уступать никому, какие бы выгоды взамен ни предлагались. Только 3% опрошенных считают, что острова можно было отдать «за так», ничего взамен не требуя, 8% уверены, что важны требования международного права, для 13% кажется уместным торг — можно отдать острова на взаимовыгодных условиях. Многие респонденты убеждены, что значительный вред передача островов принесла политическому имиджу российского государства и, что значительно важнее, моральному духу населения приграничных с Китаем территорий.
Учитывая и без того низкий уровень доверия к власти, это решение правительства способствовало усилению неопределенности будущего Дальневосточного края.
Необходимым шагом нормализации ситуации вдоль российско-китайской границы большинство респондентов считают изменение федеральной политики в Дальневосточном округе. Многие участники исследования убеждены в высоком природном потенциале этой территории — инвестирование в лесоперерабатывающую, рыбную промышленность могло бы привести к сокращению государственного дотирования региона. Именно экономическое развитие региона могло бы сгладить существующую ассиметрию в отношениях России и Китая.
Л.Г. Бызов

Источник: Словарь политических терминов.

КИТАЙ
Китайская Народная Республика, КНР) — государство в Центральной и Восточной Азии, располагающее 3-й по величине территорией в мире (после России иКанады) и самым большим населением — 1,339 млрд чел. (2009). Темпы ежегодного прироста населения оцениваются примерно в 1,3%.
В КНР 56 национальностей. 92% от общего числа населения составляют ханьцы.
Китай — древнейшее государство мира, насчитывающее многотысячелетнюю имперскую и культурную историю. Здесь родились не только шелк и фарфор, бумага и порох, книгопечатание и компас, но и многие философские системы, религии, великие образцы поэзии, литературы, музыки.
Китайцы — один из немногих народов в мире, история которого начиналась на той же территории, где этот самый многочисленный в мире этнос живет и в настоящее время. Все это во многом и определило традиционное мировоззрение китайцев, считающих все прочие этносы отсталыми народами.
Идея этнической и культурной неполноценности окружающих «срединные царства» народов получила выражение в учении Конфуция. Логическим следствием этой идеи явилась доктрина о мессианской роли Китая, его духовной обязанности просвещения своих соседей и невозможности обратного процесса.
По традиционной китайской доктрине мироустройства Китай является центром мира, а все страны, когдалибо с ним контактировавшие, находятся от него в иерархически выстроенной вассальной зависимости. Место каждого из этих государств зависит от того положения, какое оно занимало во внешнеполитических интересах Поднебесной. Согласно этому представлению Китай имеет право на территории всех тех народов, что когда-либо жили в пределах империи либо платили ей дань, посылали послов или даже ее… покоряли. Эта парадигма сохраняется и по сию пору.
Основные религии Китая — буддизм северной ветви, даосизм и конфуцианство, зачастую сильно смешанные между собой.
Китайская цивилизация зародилась в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. Необходимость обеспечения нормального режима ирригации (организация работ по прокладке каналов, строительству оборонительных сооружений) привела к возникновению первых государств.
Согласно традиционной китайской историографии первой династией была Ся (предположит. XXI–XVI вв. до н. э.), создавшая первое в истории рабовладельческое государство. В те времена были возведены городские стены, создана армия, тюрьмы, календарь, введен уголовный кодекс. После упорной борьбы племя ся было изгнано из долины Хуанхэ племенем шан (позднее инь).
При династии Шан-Инь (1766– 1122 гг. до н. э.) достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и бронзовые сосуды. Уже у высшей иньской знати и администрации возникает представление о верховенстве Инь над соседними территориями, которое обеспечивает верховный правитель древних китайцев в силу того, что он является наместником на земле Верховного владыки, шан ди — высшего божества.
В начале первого тысячелетия до н. э. Шан-Инь попало под власть племени чжоу, пришедшего с запада. Чжоусцы заимствовали и развили иньские институты государственности, а также культ Верховного владыки, которого стали именовать Тянь (Небо), и, соответственно, представление о власти своего правителя, получившего наименование Тяньцзы (Сын Неба). Процветало сельское хозяйство, были усовершенствованы земледельческие орудия труда, создано много памятников литературы и искусства, а также трудов по философии, политике и истории («Книга песен»). Царство Чжоу просуществовало с 1122 до 247 гг. до н. э., когда окончательно распалось на отдельные княжества.
Этот период государственной раздробленности в китайской исторической традиции называется эпохой Чуньцю, то есть «Весны и Осени» (770–403 гг. до н. э.). В это время были изобретены технологии выплавки железа. Зародился обычай использовать рогатый скот при обработке земли. На смену рабовладельческому пришел феодальный строй. Именно к этому времени относится появление самоназваний хуа ся и Чжунго (Срединное государство) и завершение процесса формирования этнического самосознания.
Это не могло не внести качественные изменения в представление об обитаемом мире. Если раньше идея главенства над соседними племенами и народностями исходила из представления о божественном характере власти правителей, то теперь эта идея подкрепляется представлением о принадлежности к более высокоорганизованной культуре.
С 403 по 221 гг. до н. э. продолжалось время Воюющих Царств. Победителем из многолетней кровопролитной войны семи царств вышло царство Цинь. Его правитель, 30-летний Чжан-ван, стал именоваться Цинь Шихуанди. Он стал первым императором династии Цинь (221–206 гг. до н. э.), покончил с всевластием удельных князей, провел административную реформу, разделив страну на области и уезды, правители которых назначались и снимались лично им, ввел единую денежную систему, упорядочил меры веса и длины, установил единые образцы, по которым должны были шиться одежда, изготавливаться оружие и другие предметы.
Семью он воспринимал как важную часть государственного механизма, она по закону несла ответственность за поведение своих членов.
Цинь Шихуанди проводил активную внешнюю политику. Услышав пророчество, что «Цинь погубят хусцы с севера», он бросил десятки тысяч людей на строительство оборонительного вала для защиты от северных кочевников. Это колоссальное сооружение, которое потом достраивалось многими поколениями китайцев, вошло в историю под названием Вань Ли чан чэн («Стена длиной в 10 тысяч ли»), или Великая Китайская стена.
Династия Цинь закончилась после смерти ее основателя. Вспыхнула междоусобная борьба, победителем в которой стал правитель волости Лю Ба, основавший новую династию — Раннюю (Западную) Хань (206 г. до н. э. — 25 г. н. э.). Новый правитель отменил наиболее жестокие законы своего предшественника, дал свободу значительной части подневольных людей, принял энергичные меры по восстановлению сельского хозяйства, развитию различных ремесел.
Экономический рост в ханьской империи способствовал укреплению государства, правители стали проводить завоевательную политику по отношению к соседям. Войны разоряли простой народ и государственную казну. Начались бунты. Воспользовавшись смутой, в 9 г. н. э. трон захватил сановник Ван Ман. Против узурпатора выступили широкие народные массы, вспыхнуло восстание Краснобровых. После гибели Ван Мана в 23 г. власть в стране захватил Лю Сю, положивший начало Поздней (Восточной) Ханьской династии (25–220). Столица была перенесена с запада — из г. Чанъань на восток, в Лоян. В этот период произошли значительные изменения в производстве — для выпаривания соли и выплавки чугуна стали применять воздуходувки на природный газ; нашли способ изготовления дешевой бумаги из древесной коры и старого тряпья. Но бесчисленные войны, которые вели правители, привели в конце концов к массовому недовольству.
Грозное Восстание Желтых повязок в 184 г. нанесло Поздней Хань смертельный удар, от которого она так и не сумела оправиться. Последний император династии Хань Сяньди стал заложником военачальников Цао Цао и Дун Чжо. Наступил период Троецарствия (220–280), закончившийся, когда войска царства Вэй, покорившие в 263 г. царство Шу, разгромили государство У.
Уже с 265 г. правящая династия Вэй стала именовать себя Западной Цзинь. В 318 г. на смену ей пришла династия Восточная Цзинь. Наступило время Южных династий. На севере укрепились неханьские (некитайские) династии сяньбийцев, в т. ч. Северная Чжоу. В 581 г. власть в государстве захватил Ян Цзянь. Он завоевал Северный Китай и, разгромив на юге династию Чэнь, в 589 г. объединил всю страну.
Основанная Вэнь-ди (так стал именовать себя Ян Цзянь) династия Суй просуществовала менее 30 лет. Император пал от руки собственного сына Ян Гуаня (Ян-ди), а после того, как тот сам погиб от рук придворных, трон перешел к полководцу Ли Юаню, принявшему императорское имя Гао-цзу. Так началась длительная эпоха династии Тан (618–907).
В это время в стране происходит значительный культурный подъем, создаются великолепные образцы искусства, литературы, особенно поэзии. Танский Китай стал ведущей державой Восточной Азии. Значительно расширились границы империи. Танские правители вели завоевательные войны. На западе — с тюрками, Тибетом и Арабским халифатом, на юге — с Вьетнамом.
В VIII в. власть императора ослабевает, резко возрастает влияние военных губернаторов. Мятеж Ань Лушаня, а затем и крестьянское восстание Хуан Чао в 874 г. поставили империю на грань гибели. После падения династии Тан в 907 г. начался период «Пяти династий и десяти царств». Междоусобица закончилась в 960 г. утверждением новой династии, правителю которой в 979 г. удалось объединить весь Китай.
На протяжении всей эпохи Сун (960–1279) китайцам приходилось вести упорную борьбу с враждебными государствами Севера: сначала с царством тангутов Си Ся и киданьским царством Ляо, а затем с чжурчжэнями. Они захватили Северный Китай, основав свое государство Цзинь, которое просуществовало с 1115 по 1234 гг., пока не было разгромлено монголами. Проиграв войну чжурчжэням, императорский двор переехал на юг, в Ханьчжоу. Начинается период Южной Сун (1117–1279).
Правление этой династии — один из самых плодотворных периодов в китайской истории. Именно в сунское время были изобретены книгопечатание, порох, компас. Но слабость власти, непопулярность династии в народе ослабили империю, и она не могла противостоять мощному натиску с севера. Разгромив чжурчжэней, монголы положили конец династии Сун, основав собственную — Юань, которая правила Китаем с 1280 по 1368 гг.
Впервые в истории Китай оказался подчиненным чужеземцам. Однако китайцам удалось «китаизировать» своих захватчиков, которые в значительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и систему государственного управления, законодательство. Столицей Юаньской империи стал г. Пекин (Дада). Весь период монгольского владычества китайцы боролись с захватчиками. Изгнать их удалось отрядам буддийского монаха Чжу Юаньчжана. Началась эпоха правления династии Мин («Блестящая») — с 1368 по 1644 гг.
Бесконечные войны, которые вели минские императоры, истощали казну, разоряли крестьян и ремесленников. Ответом народа на притеснения чиновников стало восстание Ли Цзычэна. Он собрал большое войско, захватил Пекин и провозгласил себя императором. Минский правитель вынужден был прибегнуть в борьбе с восставшими к помощи воинственных маньчжуров. После разгрома восставших северяне отказались покидать китайскую территорию, разгромили минские войска и основали новую династию Цин (1644–1911), последнюю династию императоров в китайской истории.
Эпоха Цин была временем, когда Китай значительно расширил свою территорию. На западе китайцы присоединили к империи земли Джунгарского ханства и Тибет, на севере — монгольские территории. К началу XVIII в. Китай превращается в самое могущественное государство Восточной Азии, представлявшее собой метрополию (имперский центр), окруженное вассальными и зависимыми государствами, включая современные Корею, Индокитай, Таиланд, Бирму и Непал.
Влияние Китая распространялось от территории российского Дальнего Востока через Южную Сибирь до оз. Байкал и на территорию современного Казахстана, затем в южном направлении в сторону Индийского океана и на восток через Лаос и Северный Вьетнам.
У Китая была самая крупная экономика в мире. Еще в 1750 г. на долю Китая в мировом выпуске продукции обрабатывающей промышленности приходилась одна треть. Население страны составляло 200 млн чел., при этом цинский Китай занимал ведущие позиции в мире не только по производительности сельскохозяйственного труда, промышленным нововведениям, но и по уровню жизни, а также военной мощи.
Но уже к концу XVIII в. обозначаются признаки упадка, вызванного отсталостью, застоем в хозяйственной жизни. Политика самоизоляции усугубляла глубокий социально-экономический кризис китайского общества. В середине XIX в. Китай оказался бессилен против колониальной экспансии западных держав, прежде всего Великобритании, навязывавших крайне вредоносную для Китая «свободную торговлю», в т. ч. и наркотиками, составлявшими в конце XIX в. 30% китайского импорта.
Итогом первой «опиумной войны» с Великобританией стало заключение унизительного для Поднебесной договора: китайцы вынуждены были открыть несколько портов для беспошлинной торговли иностранцами и уступили Британии Гонконг. Еще более кабальными были условия Тяньцзинского договора 1858 г. после окончания второй «опиумной войны», когда плохо вооруженная и деморализованная цинская армия была наголову разгромлена объединенными силами англичан и французов. А после того как в ходе третьей «опиумной войны» 1860 г. армия западных союзников вошла в Пекин, Китай быстрыми темпами стал превращаться в полуколониальную страну, где хозяйничали иностранцы.
Отвечая на вызов эпохи, правящая элита инициировала т. н. «политику самоусиления» (1861–94), направленную на собственную капитализацию и приумножение военной мощи Китая. Лозунгом «движения самоусиления» стал тезис «китайская мудрость для фундаментальных принципов, западная мудрость для практического использования», авторство которого обычно приписывается видному сановнику-реформатору того времени Чжан Чжидуну.
Под знаком «движения самоусиления» в Китае стали возникать внешнеполитические ведомства, первые оружейные заводы, верфи, металлургические предприятия, железнодорожные и пароходные компании, с 1901 г. начинается реформа китайских вооруженных сил, на учебу в японские учебные заведения отправляются многие тысячи молодых людей. Вместе с тем китайское правительство старалось монополизировать процесс капитализации Китая, вытесняя частных предпринимателей и ограничивая развитие рынка свободной рабочей силы. Подобный государственно-милитаристский капитализм не способствовал подлинной капиталистической трансформации общества.
Неспособность правящей верхушки обеспечить суверенитет государства и сбросить ярмо унизительной зависимости от империалистических держав вызвали в начале XX в. мощное народное движение против династии Цин. В 1911 г. династия была свергнута в ходе Синьхайской революции. Но пришедший к власти генерал Юань Шикай продолжил политику Цин. После его смерти страна фактически распалась: губернаторы и генералы не подчинялись центральному правительству, располагали собственными армиями, самостоятельно заключали союзы с западными державами.
Подлинным центром объединения Китая в эти трагические годы стал юг страны, где действовало правительство Сунь Ятсена, основателя Национальной партии (Гоминьдана), одного из лидеров китайской революции. Тогда же выдвигается генерал Чан Кайши, начальник штаба гоминьдановской армии.
После смерти Сунь Ятсена он становится во главе правительства и партии. В результате победоносного Северного похода в 1925–27 гг. его власть признал почти весь Китай за исключением Маньчжурии. После этого Чан Кайши, ранее активно поддерживаемый СССР, резко меняет политический курс и начинает сближение с Западом. Многие в Китае восприняли это как предательство идеалов национальной революции, идей доктора Сунь Ятсена. Немалое число китайцев, разочаровавшихся в Чан Кайши и непоследовательной политике Гоминьдана, примкнули к коммунистам, контролировавшим ряд территорий страны.
С 1929 г. борьбу Коммунистической партии Китая (КПК) за власть в стране возглавил Мао Цзэдун (1893–1976). На словах представляясь марксистом и другом СССР, Мао демонстрировал поразительную неразборчивость в стратегических связях во имя захвата власти. Еще в октябре 1940 г. он ратовал за то, чтобы на международной арене проводить линию союза фашистских Германии, Италии и милитаристской Японии с СССР. Внутри же страны предлагал создать единый фронт с японцами и Ван Цзин-вэем против Чан Кайши (большинство членов КПК придерживались противоположного мнения, высказываясь за антияпонский единый фронт в союзе с Гоминьданом).
В конце Второй мировой войны Мао Цзэдун вел активные переговоры и с представителями Коминтерна, и с американцами, находившимися в 1944–45 гг. в столице Особого района Китая г. Яньань в составе союзнической группы наблюдателей («миссия Дикси»). Хотя в конце войны стратегические интересы КПК и США были в основном едины (скорейшая победа над Японией и достижение Китаем мощи и стабильности), Вашингтон не смог преодолеть свою идеологическую непримиримость. С приходом к власти президента Трумэна главной стратегической целью США стало сдерживание коммунизма, и, соответственно, высшим стратегическим интересом в Китае — создание проамериканского правительства и недопущение попадания страны в сферу интересов СССР.
В июне 1946 г. в Китае началась полномасштабная гражданская война. На фоне сокрушительных побед поддерживаемых Советским Союзом китайских коммунистов над вооруженными силами Гоминьдана США приняли решение оказать военную и финансовую (в размере 570 млн долларов) помощь правительству Чан Кайши. Ослепленность классовой ненавистью к коммунистам помешала тогда Вашингтону пойти навстречу ясно выраженному стремлению руководства КПК к сотрудничеству с США и осознать вполне очевидный факт, что установление отношений с новым Китаем помогло бы Америке сдерживать Советский Союз.
Отношения между КНР и США оказались замороженными на длительный срок — с 1949 по 1972 гг. Одновременно Америка продолжала в эти годы поддерживать разносторонние, в т. ч. дипломатические, отношения с частью китайской нации на о-ве Тайвань, куда после революции 1949 г. бежал бывший китайский руководитель Чан Кайши.
1 октября 1949 г. Мао Цзэдун провозгласил образование КНР. Советский Союз первым признал Китайскую Народную Республику и установил с ней дипломатические отношения на следующий же день. 14 февраля 1950 г. был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР. Советский Союз предоставил правительству КНР долгосрочный экономический кредит, пересмотрел в пользу КНР соглашение от 14 августа 1945 г. о Чанчуньской железной дороге, Порт-Артуре и Дальнем.
С провозглашением КНР в Китае была установлена новая система государственной власти. «Демократическая диктатура народа» предполагала союз рабочего класса, крестьянства, мелкой буржуазии и национальной буржуазии. Конституция 1954 г. закрепила руководящую роль Коммунистической партии в деятельности всех правительственных и общественных институтов.
КПК является центром сосредоточения политической власти и политического влияния в Китае и в настоящее время.
В начальный период своего существования КНР проводила курс на поддержку «социалистического лагеря» во главе с СССР и противостояние «империалистическому лагерю» во главе с США. Социалистический лагерь приобрел угрожающие очертания — вместе с Китаем и СССР он занимал огромную территорию, включал в себя чуть ли не половину населения Земли и сосредоточивал значительную часть природных и хозяйственных ресурсов.
После XX съезда КПСС (февраль, 1956) началось идеологическое размежевание между КНР и СССР, приведшее в результате к ярко выраженной конфронтации. Провозглашенный Н. Хрущевым принцип мирного сосуществования фактически лишал Китай как части руководимого СССР соцлагеря права на самостоятельную политику по отношению как к Америке, так и к развивающимся странам, а стало быть, ставил под сомнение тезис Мао о лидерстве КНР в «мировой деревне» — странах третьего мира. Большой обидой для Мао Цзэдуна стало и аннулирование в июне 1959 г. соглашения о предоставлении КНР образцов атомной бомбы. В ответ Китай активизировал деятельность по расколу мирового коммунистического движения для создания «нового антиимпериалистического блока», оказывая давление на руководителей зарубежных профсоюзов и представителей компартий развивающихся стран.
16 июля 1960 г. Н. Хрущев принял решение об отзыве из КНР советских специалистов, что еще больше ожесточило китайскую сторону и привело к обострению конфронтации между СССР и Китаем.
С середины 1960-х гг. внешняя политика Китая основывалась на идее Мао о борьбе КНР с «гегемонизмом сверхдержав», а главным образом — с Советским Союзом. В 1963 г. начинают озвучиваться территориальные претензии Китая к СССР — всего на более чем 1,5 млн кв. км. К тому времени КНР уже имела возможность демонстрировать мускулатуру на международной арене — до ее вступления в «ядерный клуб» оставались считанные месяцы.
Первые испытания китайской атомной бомбы состоялись в октябре 1964 г., всего через 2 дня после отстранения Н. Хрущева от власти. Китайская пресса писала о неизбежности военного столкновения с Советским Союзом. С резкими выпадами против советского ревизионизма выступали все ведущие политические деятели страны, в т. ч. авторы будущих реформ и возрождения Китая Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин. В 1969 г. китайцы осуществили акты агрессии на о-ве Даманский и в районе оз. Жаланашколь, но были отбиты советской армией.
Тем временем руководство КПК решительно взялось за налаживание отношений с США. В начале апреля 1971 г., впервые после Второй мировой войны, Китай посетила американская делегация. Это были спортсмены, прибывшие на турнир по пинг-понгу. А уже в феврале 1972 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в КНР, завершившийся подписанием т. н. Шанхайского коммюнике, в котором заявлялась необходимость противостоять гегемонизму СССР. В декабре 1978 г., во время президентства Дж. Картера и после смерти Мао, КНР и США заключили Коммюнике об установлении дипломатических отношений.
По-настоящему активных действий на международной арене Пекин уже не предпринимал, тем более что опыт «педагогической войны» 1979 г. продемонстрировал военную слабость Китая даже в сравнении с такой маленькой страной, как Вьетнам. В связи с этим Дэн Сяопин как начальник генштаба НОАК был просто вынужден изменить внешнеполитический курс своей страны, перенеся его на позиции «невмешательства».
Под руководством Дэн Сяопина Китай решил заняться исключительно внутренним реформированием, или «самоусилением». Высочайшим государственным интересом для КНР были объявлены стабильность и развитие экономики. Именно тогда официальный Пекин провозгласил принцип «держаться в тени», который со временем принес КНР значительные дивиденды. Из нищей полуграмотной страны Поднебесная буквально на глазах стала превращаться в экономически мощную державу.
К началу дэнсяопиновской модернизации КНР представляла собой страну, совершенно подорванную «Великим скачком» и Культурной революцией. В Китае недоедало 80% населения, лишь треть взрослых умела писать и читать. Одна и та же одежда носилась от поколения к поколению, а символом благополучия служили велосипед и наручные часы. Страна страдала от чудовищных неурожаев, во время которых вымирали сотни тысяч человек и даже отмечались случаи каннибализма. В результате проведенных под руководством Дэн Сяопина блестящих экономических реформ уже через 10 лет народ перестал голодать и бедствовать. Темпы роста ВВП в КНР в 1979–2002 гг. составили более 9% в год, в 2 раза выше, чем за предыдущие 30 лет.
В связи со стремительным развитием коммунистического Китая США активизировали идеологический прессинг против КНР. Пытаясь дестабилизировать КНР по схеме, успешно применявшейся в СССР, Америка пошла в конце 1980-х гг. на «раскачивание» ситуации в Китае через создание демократических организаций (НГО/НКО), формирование агентуры влияния в высших государственных и партийных органах КНР, поощрение сепаратистских тенденций, в т. ч. в Синцзяне и Тибете и т. п. Эта политика привела к большим финансовым затратам и закончилась полным провалом.
Жесткое подавление массовых волнений на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 г., часто сравниваемых с событиями в СССР в августе 1991 г., показало, что Китай ни в какие революции по чужим сценариям играть не намерен. Сохранение стабильности и преемственности, пусть даже насильственными методами, обеспечило КНР сохранение территориальной целостности (в отличие от СССР) и поспособствовало дальнейшему экономическому подъему страны.
Принятая в 2002 г. на XVI съезда КПК доктрина «трех представительств» сняла все идеологические и организационные преграды на пути вхождения в ряды компартии предпринимателей, ученых и прочих «непролетариев». Таким образом, отказавшись от курсов как на классический «научный коммунизм», так и на тотальную вестернизацию, китайское руководство избрало для страны «третий путь»: капитализм и интеграция в мировую экономику в сочетании с политическим авторитаризмом, национализмом и возвращением к корням традиционной китайской культуры.
Важнейшими факторами китайского экономического подъема стали присоединение Гонконга в 1997 г. и Макао в 1999 г., а также становление «Большой китайской экономики». Уже в 1997 г. ВВП Китая (если производить расчеты по паритету покупательной способности национальной валюты) занимал 2-е место в мире и продолжает его удерживать (в 2008 г. ВВП КНР составил 7800 млрд долларов). На сегодняшний день Китай занимает 4-е место в мире по объему экспорта и 3-е по импорту. В Китай направляется более 30% всех инвестируемых в мире денежных средств. Китай прочно удерживает мировое лидерство по валютным резервам (1,954 трлн долларов на март 2009 г.).
Рост влияния КНР в мировой политике отнюдь не означает, что он уже превратился в мировую державу, располагающую достаточными ресурсами, которые бы позволяли осуществлять проекты силового характера на планетарном уровне. Перед Китаем стоят серьезные проблемы, в т. ч. проблема энергоносителей (нарастающая зависимость от ввозимой нефти), продовольственной безопасности (за прошедшие 10 лет площади сельскохозяйственных земель в Китае уменьшились на 10%), регионального и социального неравенства. Серьезным ударом по экономике страны может стать и политика гонки вооружений (оборонный бюджет Китая в 2006 г. превысил 35 млрд долларов).
Для российско-китайского конфликта существует много причин: географических (характер и протяженность границы), исторических (территориальные претензии Пекина на 1,5 млн кв. км российской территории), экономических (необходимость для китайской экономики водных, лесных, энергетических ресурсов Сибири), политических (разногласия по вопросам прав человека), демографических (сейчас против 10 млн сибирского населения РФ в граничащих с Россией территориях Китая живет до 200 млн чел.).
Вместе с тем Пекин не отрицает выгод от установления более тесных взаимоотношений и с Россией. На сегодняшний день снят ряд территориальных противоречий между Россией и Китаем, демаркирована граница. Товарооборот в 2008 г. достиг 50 млрд долларов.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

|

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
99.77 кб

Евразийские гиганты Россия и Китай в современном мире: проблемы, противоречия, перспективы (обзор до

Фурсов Андрей Ильич
Читать PDF
137.14 кб

Экспертный треугольник: о возможностях трехстороннего сотрудничества Россия США Китай

Лукин Александр Владимирович
В Вашингтоне 20-21 сентября с.г. состоялась первая трехсторонняя российско китайско американская конференция по международным проблемам.
Читать PDF
1.10 мб

Китай в миротворческой деятельности ООН

Зародов Игорь Анатольевич
Статья посвящена важному и актуальному вопросу китайского миротворчества в системе ООН.
Читать PDF
178.47 кб

Россия и Китай: конструктивное партнерство, обращенное в XXI век

Мясников В. С.
The author analyses traditional standards of Russia and China in the, realization of their foreign policy, which, in its turn, are reflecting the nature of inter-civilizational contacts.
Читать PDF
92.63 кб

АСЕАН — Китай: от противостояния к диалоговому партнерству (1967–1991 гг. )

Журавлева Елена Семеновна
В статье восстанавливается хронология сложных взаимоотношений между Китаем и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в период с 1967 до начала 1990-х годов.
Читать PDF
153.93 кб

Россия, Индия и Китай в Центральной Азии: к конфликту или к сотрудничеству?

Штолленверк Филипп
Читать PDF
90.21 кб

2003. 03. 011. Рой Д. Китай и война с терроризмом. Roy D. China and the war on terrorism // Orbis. P

Кузнецова С. И.
Читать PDF
309.78 кб

Лексютина Я. В. США и Китай: линии соперничества и противоречий. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011. 230 с

Радиков Иван Владимирович
Читать PDF
356.14 кб

Китай - от «Жертвы милитаристов» до «Брата-пролетария» (эволюция образа Китая в советских СМИ. 1946-

Павлюкевич Р. В.
В статье на основе анализа рассматривается развитие и формирование образа Китая в сознании граждан СССР в 1946-1953 гг.
Читать PDF
200.77 кб

Япония и Китай в Юго-Восточной Азии: политическое измерение

Мартынова Елена Святославовна
Рассматривается политика Японии и Китая в Юго-Восточной Азии на современном этапе.
Читать PDF
318.11 кб

Управление АТР на примере «Стратегического треугольника Россия - Индия - Китай»: межпарадигмальный п

Панченко Михаил Юрьевич
В статье рассматриваются межпарадигмальные представления об основах, механизмах и перспективах управления регионального международного порядка.
Читать PDF
186.44 кб

Япония и Китай в Юго-Восточной Азии: политическое измерение

Мартынова Елена Святославовна
В статье рассматривается политика Японии и Китая в Юго-Восточной Азии на современном этапе.
Читать PDF
250.36 кб

2011. 04. 024. Бардхан П. Индия и Китай: вопросы управления и развитие. Bardhan p. India and China:

Фурсов К. А.
Читать PDF
0.00 байт

2006. 03. 016-017. Китай и центральная Азия

Кузнецова С. И.
Читать PDF
0.00 байт

2011. 04. 025. Шарко С. В. Россия и китай: возможности и развитие региональной интеграции. - М. : Ин

Тупов Б. С.

Похожие термины:

  • Большой Китай

    надгосударственное образование или своеобразная транснациональная корпорация, включающая кроме континентального Китая, Гонконг (Сянган), Тайвань, Сингапур и обширную китайскую диаспору (300 млн.
  • Китай. Главная геополитическая цель

    Воссоединение Тайваня с континентальным Китаем является главной геополитической целью КНР. Однако время работает не в пользу Пекина. На Тайване, где в конце 80-х годов 80 % жителей были выходцами из
  • Китай. Геоэкономический код

    Постепенный переход социалистической экономики к капиталистическим рыночным отношениям под руководством Коммунистической партии Китая. «Не важно, какая кошка — черная или белая, главное, чтобы
  • Китай. Геополитический код

    Единственное в мире государство, создавшее Великую цивилизационную геополитику, основанную на философии Великого китайского порядка. Китай на протяжении многих веков стремится к сохранению еди
  • БРИК (Бразилия Россия Индия и Китай)

    группа наиболее перспективных и динамично развивающихся экономик и рынков мира, где проживает более одной трети населения мира. На страны БРИК приходится 25,9 % поверхности суши и 40 % населения Зем
  • Французский Индо-Китай

    важнейшее французское колониальное владение в Азии. Состоит из шести тропических стран, расположенных у Южно-Китайского моря и объединенных под властью французского генерал-губернатора. Площадь
  • Индо-Китай

    полуостров на юговостоке Азии, между Индийским и Тихим океанами. Площадь-около 2 млн. кв. км; население-свыше 50 млн. Восточная часть Индо-Китая принадлежит Франции, западная (Бирма) - Англии; между, ни
  • Китай/Китайская народная республика

    (Кнр) China / Volksrepublik China (VRC). China / People´s Republic of China (PRC) КНР (Zhonghua Renmin Gongheguo) расположена в Юго-восточной Азии. Столица – Пекин (Beijing). Конституция 1982 г. определяет КНР как «социалистическое государство под де