КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Киотский протокол
соглашение, подписанное в Киото (Япония) в 1997 г. Подписавшие его стороны обязывались сократить выбросы в атмосферу газов, которые вызывают парниковый эффект, во избежание глобального потепления и изменения климата.

Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.

Киотский протокол
международное соглашение, принятое в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата в г. Киото (Япония) в декабре 1997 г. на III Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (см. Конвенция ООН об изменении климата). В соответствии с этим протоколом страны взяли на себя юридические обязательства, выраженные в конкретных количественных параметрах, сократить в 2008–2012 гг. выбросы парниковых газов в атмосферу.

Источник: Энергетическая дипломатия. Международная энергетическая безопасность. 2013

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ
международное соглашение, направленное на сокращение выбросов вредных газов, способствующих глобальному потеплению. Подписано в 1997 г. в японском городе Киото, вступило в силу 16 февраля 2005 г. после его ратификации Россией. Всего К.п. ратифицировали 192 государства мира, включая все развитые государства, кроме США и Австралии. Канада заявила о выходе из К.п. в 2011 г. Киотский протокол был принят в качестве первого дополнения к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и является международным договором, согласно которому страны – участницы Протокола обязуются выработать специальные национальные программы по сокращению выбросов парниковых газов. Несмотря на низкую эффективность К.п., необходимость создания новых международно-правовых механизмов регулирования уровня загрязнения окружающей среды находит неизменную поддержку.

Источник: Словарь международного права. 2014

Киотский протокол
Kyoto Protocol Этот протокол к рамочной конвенции ООН по климатическим изменениям (UNFCCC) был принят в декабре 1997 г. Он выражает новую позицию международного сообщества в отношении изменений климата. Развитые промышленные страны обязуются за период 2008--2012 гг. снизить выброс шести создающих парниковый эффект газов (углекислого газа, метана, оксида азота, фторированного углеводорода, гидрофторированного углеводорода и гексафторида серы) минимум на 5% в сравнении с уровнем 1990 г. В Киотском протоколе предусматриваются три рыночных механизма: распределение выбросов между странами, подписавшими протокол; совместное проведение этими странами проектов; выработка механизма экологически чистого развития (с третьими странами, не подписавшими протокол). Страны Европейского Союза обязуются за названный период снизить выбросы на 8%. В 2003 г. доля Союза в мировом выбросе шести создающих парниковый эффект газов была на 1,7% ниже, чем в 1990 г. 31 мая 2002 г. Союз и его участники ратифицировали Киотский протокол. Ратификации протокола Россией в 2004 г. позволила протоколу вступить в силу 16 февраля 2005 г., и он стал обязательным для подписавших стран. Киотский протокол является первым шагом на пути приостановки климатических изменений. В ноябре 2005 г. состоялась конференция стран-участников UNFCCC и Киотского протокола, давшая новый импульс и заложившая фундамент будущим дискуссиям о международных формах борьбы с изменениями климата. На заседании Европейского Совета в марте 2007 г. Европейский Союз принял одностороннее обязательство по снижению выбросов CO2 на 20% к 2020 г. Кроме того, он призвал развитые страны к заключению международного соглашения, устанавливающего в качестве цели общее сокращение выбросов на 30% к 2020 г.

Источник: Глоссарий терминов Европейского союа и Восточного партнерства 2012

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ
к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, международное соглашение о контроле за выбросами парниковых газов в 2008—2012. Его цель — за 2008—2012 снизить выбросы парниковых газов в мире минимум на 5,2% по сравнению с уровнем 1990. Был принят в 1997 на экологической конференции в японском городе Киото. К. п. обязывает все подписавшие его страны заняться сокращением выбросов парниковых газов. У каждой страны-участницы протокола свои нормы, они зависят от площади страны и объемов вырабатываемых ею выбросов. Например, страны ЕС должны за десять лет сократить объем выбросов углекислого газа на 8%, Япония — на 6%. Страны Восточной Европы и Прибалтики обязались уменьшить выбросы в среднем на 8%, Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990. Предполагается, что Россия не сможет выработать предназначенные ей квоты и получит шанс продать их тем странам, которым квот не хватит. Однако критики К. п. отмечают, что потребности покупателей в квотах около 300 млн т, а нынешний «запас» России — 3 млрд т в год. Россия готова продавать квоты по 200 долл. за тонну, а покупатели, по оценкам специалистов, сегодня вряд ли способны предложить более 10 долл. за тонну. В то же время вступление протокола в силу потребует от большинства стран перейти с нефти на другие источники энергии. А это весьма невыгодно экспортерам нефти, и в частности России. В ноябре 2000 на конференцию в Гааге, где собрались представители 160 стран, чтобы обсудить механизмы реализации К. п., США, посчитав, что затраты на перестройку своей промышленности, которые потребуются для соблюдения всех условий протокола, будут чрезмерно большими, отказались его ратифицировать. Государства с активно развивающейся индустрией — Китай и Индия, не собираются связывать себя ограничениями. Страны третьего мира, у которых нет развитой промышленности, поддерживают соглашение — оно предоставляет им право продавать собственные квоты на выброс вредных газов. Основные обязательства по сокращению выбросов взяли на себя индустриальные страны. Для вступления протокола в силу его должны ратифицировать не менее 55 стран, на долю которых по состоянию на 1990 приходилось не менее 55% выбросов. К соглашению присоединилась 121 страна в том числе 28 самых развитых, которые обеспечивают 43,9% эмиссии парниковых газов. Судьба протокола оказалась в зависимости от России, доля которой составляет 17,4% мирового объема выбросов. Российская Федерация ратифицировала К. п. 4.11.2004 со следующим заявлением: «Российская Феде-рация исходит из того, что обязательства, налагаемые Протоколом на Российскую Федерацию, будут иметь серьезные последствия для ее экономического и социального развития. В связи с этим решение о ратификации было принято после тщательного анализа всех факторов, в том числе с учетом значения Протокола для развития международного сотрудничества, а также с учетом того, что Протокол вступит в силу только при условии участия в нем Российской Федерации. Протокол определяет для каждой из подписавших его Сторон обязательства по количественным показателям сокращений эмиссии парниковых газов в атмосферу в первый период его действия — с 2008 по 2012. Обязательства Сторон Протокола по количественным показателям сокращений эмиссии парниковых газов в атмосферу во второй и последующие периоды действия Протокола, то есть после 2012, будут определяться в ходе переговоров со Сторонами Протокола, которые должны начаться в 2005. По итогам этих переговоров Российская Федерация примет решение о своем участии в Протоколе во второй и последующие периоды его действия». Док.: Собрание законодательства Российской Федерации. № 45. 8 ноября 2004. Официальное издание. Ст. 4378.

Источник: Геокультурная энциклопедия

Киотский протокол
международное соглашение, принятое в дополнение к Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК) ООН на Третьей конференции сторон РКИК, проходившей в Киото в 1997 г. Однако он вступил в силу лишь через семь с лишним лет с момента его подписания. Это связано с тем, что К.п. мог вступить в силу при соблюдении двух условий. Во-первых, к нему должны были присоединиться не менее 55 государств (под присоединением предусматривается ратификация К.п. парламентом страны). Этот рубеж был преодолен в мае 2002 г., когда соответствующее решение принял Парламент Исландии. Во-вторых, к данному соглашению должны были присоединиться государства, на долю которых в совокупности в 1990 г. приходилось не менее 55 % общих выбросов парниковых газов. К сентябрю 2004 г. 124 государства ратифицировали соглашение, однако их суммарный объем эмиссий CO2 не превышал 44 %. Судьба К.п. в значительной степени зависела от России, занимавшей 3-е место в мире после США и Китая по объему выбросов парниковых газов.
После ратификации К.п. Государственной Думой РФ (Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. № 128 «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата») предел в 55 % был преодолен, и К.п. вступил в силу.
В отличие от других международных соглашений в области охраны окружающей среды К.п. предусматривает в качестве дополнительных мер по соблюдению своих обязательств сторонами экономические (гибкие) механизмы, к которым относятся:
• торговля квотами на выброс парниковых газов;
• механизм чистого развития (МЧР);
• проекты совместного осуществления (ПСО).
В рамках гибких механизмов стороны могут передавать друг другу часть национальной квоты на выбросы парниковых газов (торговля квотами) или приобретать единицы сокращенных по проектам МЧР и ПСО выбросов. Для учета передаваемых углеродных единиц используется тонна CO2 эквивалента, умножаемая для каждого парникового газа на соответствующий коэффициент в соответствии с его потенциалом глобального потепления.
Принцип действия этих механизмов заключается в следующем. Климатические эффекты не зависят от места выброса парниковых газов, а парниковые газы в имеющихся в атмосфере концентрациях прямо не вредят здоровью человека. Поэтому каждая сторона К.п., взявшая на себя конкретные количественные обязательства, может выполнять часть своих обязательств по снижению выбросов, приобретая с помощью гибких механизмов соответствующие квоты на выбросы в странах, где меры по снижению выбросов обходятся дешевле в силу разных причин.
Вместе с тем необходимо учитывать, что применение механизмов К.п. может быть лишь дополнительным инструментом к реализуемым национальным политике и мерам.
Таким образом, К.п. инициировал создание нового международного углеродного рынка. Несмотря на то, что первый период действия протокола (2008–2012) начался совсем недавно, углеродный рынок существует уже несколько лет. Так, проекты МЧР по снижению выбросов парниковых газов, осуществляющиеся на территории развивающихся стран за счет инвестиций со стороны промышленно развитых стран, к настоящему времени получили широкое распространение благодаря тому, что сделки на передачу углеродных единиц в рамках МЧР могут заключаться с 2000 г. В мире реализуется множество таких проектов: в Китае, Индии, странах Латинской Америки, а сделки по ним составляют до 1 млрд долл.
Два других механизма К.п. – торговля квотами на выброс парниковых газов и проекты совместного осуществления – начали действовать с 2008 г. Они осуществляются между промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой, к которым относится Россия.
В 2007 г. США, отказавшиеся от подписания К.п., выдвинули инициативу, представляющую собой новый подход к решению вопросов глобальной энергетической безопасности и изменения климата. Она основывается на продвижении международного сотрудничества в области разработки и внедрения энергосберегающих технологий и развития стимулов для модернизации наиболее энергоемких секторов экономики за счет принятия совместных добровольных целей. В рамках этой инициативы 27–28 сентября 2007 г. в Вашингтоне состоялась первая встреча представителей крупнейших экономик мира по вопросам энергетической безопасности и изменения климата. В ней приняли участие представители 17 крупнейших экономических держав мира (Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Индонезии, Италии, Канады, Китая, Мексики, России, США, Франции, ЮАР, Южной Кореи, Японии и Португалии, представляющей Европейский Союз), на долю которых в совокупности приходится около 90 % мировых выбросов парниковых газов. На встречу также были приглашены представители международных организаций и форумов, бизнеса, неправительственных организаций.
В ходе встречи состоялся обмен информацией о политике и мерах, осуществляемых странами в области повышения энергоэффективности их экономик и смягчения последствий изменения климата, а также обмен мнениями о будущем режиме после 2012 г. Участники отметили необходимость внедрения чистых угольных технологий, развития альтернативных источников энергии, атомной энергетики, повышения энергоэффективности, выработки адаптационных мер и соответствующих адаптационных технологий, разработки финансовых механизмов для стимулирования инвестиций в чистые технологии и их передачу. В рамках встречи США выступили с предложением об осуществлении оценки накопленного технологического потенциала ведущих стран мира, о необходимости введения новых технологий, а также создания благоприятных условий, включая торговые преференции и финансовую поддержку для их масштабного внедрения. В связи с этим Дж. Буш-мл. в своем выступлении предложил создать международный фонд чистых технологий.
В связи с тем, что изменение климата является весьма сложной и актуальной проблемой, мировая общественность, политики нуждаются в объективном источнике информации о причинах изменения климата, его потенциальном воздействии на окружающую среду и социально-экономическую сферу, а также о возможных вариантах мер реагирования. (А.Л. Свечников)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
281.05 кб

Задачи высшего образования в связи с вступлением в действие Киотского протокола

Коробова О. С., Михина Т. В.
Читать PDF
822.51 кб

ПОЛЕМИКА ВОКРУГ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА: РАЗУМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОБЩЕСТВЕННОГО

Васильева Галина Михайловна
В статье исследуется Киотский протокол первое соглашение глобального уровня, касающееся проблем изменения климата.