Последние несколько лет российское кино переживает свое второе рождение. Каждый год в прокат выходят по-настоящему талантливые фильмы, появляются новые звезды — актеры, режиссеры, сценаристы и т.д. Остался позади период жесточайшего финансового кризиса, когда в силу отсутствия иных вариантов денежных вливаний спонсорством кинопроектов занимались представители преступного мира. Этой неприглядной стороне отечественной действительности было посвящено немалое число «кино-шедевров» в период «шальных» 1990-х.
Если исследования середины 1990-х гг. ставили под вопрос само существование российского кино как феномена национальной культуры, то на сегодняшний день статистика кинопроката фиксирует невиданный зрительский интерес к фильмам отечественного производства. Это особенно заметно по объемам кассовых сборов таких отечественных блокбастеров, как «9 рота», «Турецкий гамбит» и «Ночной дозор». Фильм «Ночной дозор» был первым в ряду успешных российских фильмов последних лет. Интересен тот факт, что его появление на экранах россияне отметили как одно из ярчайших событий 2004 г., причем одно из немногих положительных.
В итоге можно констатировать, что спустя десятилетие после распада СССР, эпохи, где важнейшим из искусств являлось кино, россияне вновь потянулись в кинотеатры. Сегодня эту форму досуга предпочитают 22% наших соотечественников. Очевидно, что зрительская аудитория российских кинотеатров многолика — это люди разных профессий, возрастов и уровня благосостояния.
Вместе с тем нельзя не отметить, что наиболее активными их посетителями являются молодые люди или девушки, учащиеся или студенты, которые обладают свободным временем для посещения кинотеатров не менее одного раза в месяц. При этом, среди этой группы населения (18–24 лет и 25–34 лет) кино является однозначным лидером с большим отрывом от других форм досуга (54% и 40% соответственно).
Вместе со стабильным развитием киноиндустрии окрепли и отечественные кинопремии. Свой 15-летний юбилей в этом году справляет национальная премия «Ника» под патронажем Ю. Гусмана и И. Шабдурасулова. Первые шаги делает другая премия — «Золотой Орел», появлением которой россияне обязаны Н. Михалкову. Интерес россиян к церемонии вручения премии «Золотой Орел», проходившей в январе 2005 г., оказался невелик. Всего лишь 23% опрошенных заявили о том, что они следили за ходом вручения этой награды. Примечательно, что внимание, которое россияне уделяют различным кинопремиям, в том числе и зарубежным, примерно одинаково. Так, в этом году премию американской киноакадемии «Оскар» планировала посмотреть треть опрошенных (30%).
Как показал опрос, вручение кинопремий это прежде всего шоу для домохозяек и обеспеченных россиян. Состав зрительской аудитории обеих церемоний практически не отличается друг от друга. В основном это женщины и представители высокодоходных групп населения.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image32.png" width="429" height="229" alt="" style="border-width:0px;"
В церемониях вручения кинопремий — «Золотого Орла» и «Оскара» — россиян привлекает в первую очередь возможность увидеть дайджест лучших фильмов (13% и 18%), во вторую — дефиле кинозвезд (9% и 13%) и, в третью — ощутить царящую на приеме атмосферу (7% и 11%). 27% россиян считают, что российский аналог «Оскара» немного не дотягивает до своего прототипа по яркости и зрелищности самой процедуры. В отношении качества представляемых фильмов и качества актерских работ «Золотой Орел» в принципе не уступает американской статуэтке — 16% и 18% россиян соответственно считают, что они примерно одинаковы.
Таким образом, несмотря на любовь россиян к кино, интерес наших соотечественников к кинофестивалям невысокий. Вероятно, значительная часть российских граждан подустала от трансляций вручения различного рода премий, начиная от местечковых музыкальных в сфере шоу-бизнеса и заканчивая национальными телевизионными, такими как ТЭФИ.
Н. А. Тихомирова
0.00 байт
Российские кинофестивали зачем и для кого?
нынешнее размножение фестивалей в мире и в Российской Федерации в частности вызвано тем, что диапазон коммерческого проката за последние двадцать лет резко сократился, все это связано, в основном, с неимоверно развивающимися интер