В постсоветском пространстве изменилось геополитическое положение Кавказа, где проснулся этноконфессиональный «вулкан». В 19 в. здесь несколько десятилетий продолжалась оплаченная обильной кровью Кавказская война. В 1813 г. был взят Азербайджан, в 1859 г. — Дагестан и Чечня, а в 1864 г. — Черкесия. Некоторые северокавказские народы, например, кабардинцы, еще в 16 в. приняли подданство России, ища защиту от Крымского ханства и султанской Турции. На протяжении веков Грузия находилась в вассальной зависимости от великих держав, соперничавших на Ближнем Востоке. Особенно тяжелым для Грузии было владычество иноверных мусульманских государств, сопровождавшееся геноцидом и массовыми депортациями. После неоднократных обращений с просьбами о покровительстве в состав Российской империи вошли в 1801 г. Восточная Грузия, в первой половине 19 в. — остальные грузинские княжества и Восточная Армения. В 1922 г. историческая область армян Карабах была передана Азербайджану в угоду Турции.
Геополитические интересы Российской империи не ограничивались Закавказьем. С 1878 года Карская область вошла в состав империи, а в период Первой мировой войны русская армия заняла Армянское нагорье, часть Курдистана и проникла даже в Месопотамию, но наступил 1917 год. Согласно меморандуму Троцкого, направление на Юг занимало важное место в пожаре «мировой революции», что нашло отражение в действиях промосковской полубандитской «Персидской Красной Армии».
В 1944 чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков и ногайцев депортировали в Среднюю Азию и Сибирь. После их возвращения в 50-е годы на родину, советской власти не удалось решить проблему местной безработицы. Этнополитические, конфессиональные и экономические проблемы стали основой возрождения на Кавказе Чеченского конфликта. После распада Советского Союза исламский Восток приблизился к границам России.
Кавказ
Кавказ
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
Кавказ
Как показало исследование ВЦИОМ, проведенное в июле 2005 г., ситуация на Северном Кавказе, в частности, в сфере межнациональных отношений, продолжает обостряться. Но если к Чечне как к постоянной «горячей точке» общественное мнение давно привыкло, то ухудшение обстановки в других национальных республиках Северного Кавказа (Дагестан, Осетия, Карачаево-Черкесия и др.), вызывает все большее беспокойство. 44% опрошенных полагают, что ситуация на Северном Кавказе не становится ни лучше, ни хуже, а пессимисты, фиксирующие заметное ухудшение (35%), значительно преобладают над оптимистами (13%). Особенно мало последних в Южном и Поволжском федеральных округах (по 10%), непосредственно примыкающим к неспокойным республикам, а в удаленной Сибири оптимисты составляют 23%. Какой-то единой причины, с помощью которой можно было бы объяснить эту негативную тенденцию, общество не видит.
Налицо разрастающийся системный кризис, разрешить который сегодня чрезвычайно трудно. Отвечая на вопрос, с чем связано ухудшение ситуации на Северном Кавказе, респонденты указывают на целый комплекс примерно равновесных факторов. Это и религиозная нетерпимость, влияние радикального ислама (27%), и нежелание некоторых народов Северного Кавказа жить в составе России (26%), и негативное влияние стран Запада (26%), и социально-экономические проблемы (24%), и ошибочная политика российских властей (23%), и коррумпированность властей местных (21%).
По мнению 51% опрошенных, Северный Кавказ скорее всего останется формально в составе России, но положение там еще долго будет нестабильным. Значительно меньше тех, кто полагает, что российские власти рано или поздно сумеют навести порядок в регионе (21%), а также тех, кто уверен, что Россия потеряет некоторые республики (15%). Впрочем, сами жители Южного федерального округа считают последнюю версию весьма маловероятной (7% сторонников), в отличии от резидентов Дальнего Востока (21%), для которых все более актуальной становится проблема роста собственных сепаратистских настроений. Большинство опрошенных склоняются к жестким силовым «рецептам» для решения проблем Кавказа. 31% предлагают сформировать в регионе мощную военную группировку, 23% — ввести в неспокойных республиках прямое президентское правление. Подобных «ястребов» особенно много в Южном федеральном округе (63%). 14% респондентов считают, что ситуацию можно спасти за счет увеличения социально-экономической помощи региону. 27% — что России не стоит слишком вмешиваться в дела этого региона, пусть они решают свои проблемы сами, 9% — что следовало бы представить независимость всем республикам Северного Кавказа, которые не хотят жить в составе России. Еще 12% опрошенных продолжают поддерживать идею переговоров с местными элитами, включая те из них, которые выступают против нынешних властей. Как показывают исследования, доля тех, кто верит в мирное решение проблемы того же терроризма, — «стоит только начать переговоры» — постоянно падает. Действительно, за последнее десятилетие с лидерами террористов были и мирные переговоры, и, напротив, тактика их «точечного уничтожения», но позитивного результата как нет, так и не было.
Несмотря на безысходность ситуации на Северном Кавказе, отмечаемой большинством опрошенных, общественное мнение выступает против «интернационализации» конфликта и не допускает присутствия в регионе международных миротворческих сил (72%). Альтернативной точки зрения придерживаются 16% россиян. Подобное соотношение не в пользу международных миротворцев характерно для всех значимых общественных групп.
В наиболее неблагоприятном русле за последний год развивались события в Дагестане, некогда одной из самых спокойных автономных республик СССР. Если экономическое положение здесь остается стабильно плохим, то политическая ситуация продолжает стремительно ухудшаться. 26% опрошенных отмечают значительные ухудшения, и еще 23% — некоторые ухудшения за последний год. Лишь 7 % жителей Дагестана характеризуют ситуацию как «подъем, динамичное развитие», 33% — как «стабильную, нормальную», тогда как половина опрошенных признают, что республика либо находится на грани гражданской войны (42%), либо, что война в ней уже фактически идет (8%). В Дагестане явно назревает кризис власти — 44% считают главной причиной катастрофического ухудшения ситуации неэффективность и коррумпированность местного руководства. Что касается угрозы ваххабизма (ее отмечают как наиболее важную причину дестабилизации 15%), то, по мнению опрошенных жителей республики, это скорее прикрытие провалов в сфере социально-экономической политики. В то же время реальность ваххабистской угрозы признают 67% опрошенных дагестанцев. Главным фактором, дестабилизирующим ситуацию, являются противоречия между различными властными группировками, борьба за власть (38%). Межнациональное (19%), внутриисламское (20%) и в меньшей степени межконфессиональное (5%) противостояние тоже носят существенный характер, но все же занимают второстепенное место.
Не один Дагестан превращается на наших глазах в очередную хроническую «горячую точку». Напряжение растет в Ингушетии, Северной Осетии, Адыгее, Карачаево-Черкесии, причем особенно стремительно там, где по тем или иным причинам местная власть оказалась неспособной к разрешению кризиса, потеряла доверие населения. В этой связи особое значение приобретает деятельность федеральных органов власти по урегулированию только возникающих признаков системного кризиса. Как показывают исследования, большинство кавказцев продолжают идентифицировать себя в качестве россиян (59% в Дагестане). Поддержкой и доверием по-прежнему пользуются федеральные власти в целом и президент В. Путин. Москва должна показать, что она в состоянии адекватно ответить на этот запрос общества.
Л. Г. Бызов
Налицо разрастающийся системный кризис, разрешить который сегодня чрезвычайно трудно. Отвечая на вопрос, с чем связано ухудшение ситуации на Северном Кавказе, респонденты указывают на целый комплекс примерно равновесных факторов. Это и религиозная нетерпимость, влияние радикального ислама (27%), и нежелание некоторых народов Северного Кавказа жить в составе России (26%), и негативное влияние стран Запада (26%), и социально-экономические проблемы (24%), и ошибочная политика российских властей (23%), и коррумпированность властей местных (21%).
По мнению 51% опрошенных, Северный Кавказ скорее всего останется формально в составе России, но положение там еще долго будет нестабильным. Значительно меньше тех, кто полагает, что российские власти рано или поздно сумеют навести порядок в регионе (21%), а также тех, кто уверен, что Россия потеряет некоторые республики (15%). Впрочем, сами жители Южного федерального округа считают последнюю версию весьма маловероятной (7% сторонников), в отличии от резидентов Дальнего Востока (21%), для которых все более актуальной становится проблема роста собственных сепаратистских настроений. Большинство опрошенных склоняются к жестким силовым «рецептам» для решения проблем Кавказа. 31% предлагают сформировать в регионе мощную военную группировку, 23% — ввести в неспокойных республиках прямое президентское правление. Подобных «ястребов» особенно много в Южном федеральном округе (63%). 14% респондентов считают, что ситуацию можно спасти за счет увеличения социально-экономической помощи региону. 27% — что России не стоит слишком вмешиваться в дела этого региона, пусть они решают свои проблемы сами, 9% — что следовало бы представить независимость всем республикам Северного Кавказа, которые не хотят жить в составе России. Еще 12% опрошенных продолжают поддерживать идею переговоров с местными элитами, включая те из них, которые выступают против нынешних властей. Как показывают исследования, доля тех, кто верит в мирное решение проблемы того же терроризма, — «стоит только начать переговоры» — постоянно падает. Действительно, за последнее десятилетие с лидерами террористов были и мирные переговоры, и, напротив, тактика их «точечного уничтожения», но позитивного результата как нет, так и не было.
Несмотря на безысходность ситуации на Северном Кавказе, отмечаемой большинством опрошенных, общественное мнение выступает против «интернационализации» конфликта и не допускает присутствия в регионе международных миротворческих сил (72%). Альтернативной точки зрения придерживаются 16% россиян. Подобное соотношение не в пользу международных миротворцев характерно для всех значимых общественных групп.
В наиболее неблагоприятном русле за последний год развивались события в Дагестане, некогда одной из самых спокойных автономных республик СССР. Если экономическое положение здесь остается стабильно плохим, то политическая ситуация продолжает стремительно ухудшаться. 26% опрошенных отмечают значительные ухудшения, и еще 23% — некоторые ухудшения за последний год. Лишь 7 % жителей Дагестана характеризуют ситуацию как «подъем, динамичное развитие», 33% — как «стабильную, нормальную», тогда как половина опрошенных признают, что республика либо находится на грани гражданской войны (42%), либо, что война в ней уже фактически идет (8%). В Дагестане явно назревает кризис власти — 44% считают главной причиной катастрофического ухудшения ситуации неэффективность и коррумпированность местного руководства. Что касается угрозы ваххабизма (ее отмечают как наиболее важную причину дестабилизации 15%), то, по мнению опрошенных жителей республики, это скорее прикрытие провалов в сфере социально-экономической политики. В то же время реальность ваххабистской угрозы признают 67% опрошенных дагестанцев. Главным фактором, дестабилизирующим ситуацию, являются противоречия между различными властными группировками, борьба за власть (38%). Межнациональное (19%), внутриисламское (20%) и в меньшей степени межконфессиональное (5%) противостояние тоже носят существенный характер, но все же занимают второстепенное место.
Не один Дагестан превращается на наших глазах в очередную хроническую «горячую точку». Напряжение растет в Ингушетии, Северной Осетии, Адыгее, Карачаево-Черкесии, причем особенно стремительно там, где по тем или иным причинам местная власть оказалась неспособной к разрешению кризиса, потеряла доверие населения. В этой связи особое значение приобретает деятельность федеральных органов власти по урегулированию только возникающих признаков системного кризиса. Как показывают исследования, большинство кавказцев продолжают идентифицировать себя в качестве россиян (59% в Дагестане). Поддержкой и доверием по-прежнему пользуются федеральные власти в целом и президент В. Путин. Москва должна показать, что она в состоянии адекватно ответить на этот запрос общества.
Л. Г. Бызов
Источник: Словарь политических терминов.