Кальвин Жан
КАЛЬВИН Жан
Швейцария, 1509–1564. Произведения: «Наставления в христианской вере» и др. Основоположник этики и идеологии протестантизма. По Кальвину, душа каждого человека творится Богом заново. Судьба каждой сотворенной души предопределяется Богом отдельно и абсолютно. Это представление стало основой учения о предопределении как одного из главных принципов кальвинизма. Человек не волен изменить судьбу, спасти или погубить душу своими делами, добрыми и злыми. Человеку остается только договорная, контрактная свобода. Содержание и смысл этого контракта ему неизвестны, но Бог открывает их человеку в процессе жизни через успехи и неудачи. Кальвинист проживает жизнь, познавая через нее свое предопределение, прочитывая через нее свой контракт с Богом. Контракт, или завет человека с Богом, базируется на Законе, изложенном в Ветхом и Новом заветах Библии.
Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.
Кальвин Жан
1509 – 1564) – один из главных деятелей Реформации, основатель кальвинизма. Основные идеи его учения: принцип абсолютного божественного предопределения; необходимость организации пресвитерианской (протестантской) церкви, синода; принцип взаимопомощи церкви и государства. Отличительное свойство кальвинистской доктрины – заключающаяся в ней жестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам. Зловещую суровость доктрины дополняла и завершала не менее свирепая практика Ж. Кальвина, который руководил Женевской консисторией (1541 – 1564). Эта консистория подчинила себе магистрат города. За горожанами была установлена слежка, чуть ли не всеобъемлющей регламентации подвергались самые разные стороны общественной жизни, за малейшее нарушение предписанных норм назначались тяжкие наказания, вошли в обыкновение казни тех, в ком усматривали еретиков.
Источник: Философия политики: словарь персоналий
КАЛЬВИН ЖАН
(Calvin, Jean) (1509–64) Швейцарский богослов и религиозный лидер. Родился в Нуайоне, изучал искусство в Париже и право в Орлеане. В 1536 г. бежал из Франции от преследований. В Базеле опубликовал сочинение "Наставление в христианской вере" ("Christianae Religionis Institutio"), в котором изложил доктрину Реформации, центральной идеей которой являлась идея "предопределения". С 1537 г. жил в Женеве. В 1541 г. (впервые в христианстве) обосновал идею теократии, согласно которой вопросы государства, общественной и личной жизни регулировались Реформаторской церковью. Провозглашенное Кальвином превосходство церкви над государством шло намного дальше любых папских притязаний. Оно близко к позиции современных иудаистских и исламских фундаменталистов. Но его теократическое государство было демократическим, а не иерархическим; церковь управлялась советом старейшин (пресвитерами, отсюда пресвитерианство), обладающих одинаковым стажем, и выполняла исключительно надзирающую роль. Церковь и государство должны были быть независимыми друг от друга, причем каждому следовало выполнять свою функцию. Духовенство не могло состоять на государственной службе, равно как и государственные служащие не могли принадлежать к духовенству. В соответствии с его "Церковными установлениями" ("Ecciesiastical Ordinances"), написанными в 1541 г., церковь через консисторский суд, состоящий из духовных пасторов и старейшин, должна была надзирать за гражданами и поддерживать дисциплину. Политическая теория Кальвина схоластична. Он рассматривал церковь и государство как естественные сообщества, поскольку человеку свойственно тяготение к сообществу. Он требовал, чтобы судьи руководствовались как естественным, так и позитивным божественным правом. Считал, что целью государства является обеспечение справедливости не только в действиях карающей или выраженной в естественном праве равенства, но и в справедливом распределении благ. Допускал ли он насилие во имя справедливости, остается неясным.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь