орган, состоящий из старших министров, регулярно собираемый и возглавляемый высшим должностным лицом исполнительной власти; в разных политических системах функции кабинета простираются от формирования политического курса до исполнения чисто совещательных функций.
КАБИНЕТ
Кабинет
Источник: Политология (глоссарий по книге)
КАБИНЕТ
(Кабинет министров; совет министров) - высший правительственный орган, состоящий из министров во главе с премьер-министром (министром-председателем) или президентом (в странах, где президент - глава государства - является одновременно и главой кабинета министров).
КАБИНЕТ
(кабинет министров) высший орган исполнительной власти в государстве, состоящий из министров во главе с премьер-министром или президентом. Входящие в К. министры являются официальными советниками премьер-министра или президента. Более распространенное наименование этого органа правительство.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Кабинет
Kabinett. Cabinet (франц. cabinet, уменьшительное от cabine – кабина, или итал. gabinetto – кабинет). 1) Общее обозначение для правительства государства; К. может состоять из а) главы правительства, министров, а также чиновников или б) только из главы кабинета и определенного числа (важных) членов К. (К. правительства, как, например, в Великобритании). 2) Ранее К. состоял из круга советников (Англия, xV в.), в xVIII столетии К. стал выполнять задачи оказания консультационной поддержки премьер-министру, который с тех пор стал отвечать за формирование К. См.: Федеральное правительство – Кабинет безопасности – Кабинет министров (Кабмин)
КАБИНЕТ
Под «кабинетом» подразумевается группа ведущих политиков, которые официально собираются под председательством главы исполнительной власти для обсуждения основных вопросов государственной политики.
В некоторых странах (например, в Америке) доминирующую роль на заседаниях кабинета играет президент, тогда как в других (в частности, в Великобритании) существует традиция кабинетного правительства, в рамках которого решения принимаются коллегиально ведущими государственными деятелями. Кабинет традиционно воспринимается как орган принятия решений в недрах самого правительства, осуществляющий общий надзор над проводимой правительством политикой, обеспечивающий согласованность его действий и мобилизующий ресурсы различных ведомств на решение вопросов, требующих совместных усилий.
Значение кабинетного правления в последнее время несколько снизилось, вследствие ряда обстоятельств, в частности, практики принятия решений вне заседаний кабинета, например, кабинетными комитетами (действующими в рамках кабинетной системы) или использованием неофициальных структур, отпочковавшихся от традиционной структуры кабинета. К последним относятся министерские блоки или неформальное группирование министров вокруг фигуры премьер — министра. Такое развитие событий наводит на мысль о том, что в Великобритании система кабинетного правления уступает место правлению премьер-министра.
Впрочем, предположения о кризисе кабинетного правления разделяются не всеми. Склонность к проявлению личной инициативы или к работе над основными вопросами политики в команде совместно с кабинетом министров определяется индивидуальными особенностями, характером и стилем работы каждого конкретного премьер-министра. Главам исполнительной власти следует избегать чрезмерной зависимости от своих коллег, членов кабинета, поскольку возможные отставки способны подорвать позиции самого премьер-министра. Кроме того, кабинет выполняет важные функции, предоставляя ведущим членам правительства возможность быть в курсе ключевых политических вопросов, формируя в общественном сознании образ сплоченного правительства, коллективно принимающего важные для страны решения, действующего как третейский судья в разрешении споров между министрами.
См. также статьи «Исполнительная ветвь власти», «Ответственность правительства».
Источник: 101 ключевая идея политика
КАБИНЕТ
(cabinet) 1. Регулярные заседания министров под председательством главы правительства, уполномоченных принимать решения от имени правительства в целом. Такой кабинет характерен для парламентской формы правления, в т.ч. и для существующей ныне в Великобритании. 2. Регулярные заседания министров, консультирующих главу правительства, но не разделяющих ответственности за окончательное решение. Этот тип кабинета представлен в американской президентской системе. 3. Группа политических советников при министре (в этом значении часто пишется в кавычках и произносится по-французски, чтобы указать на его происхождение и на отличие от первых двух значений. Министерские cabinets существуют в ряде правительств европейских стран. Термин "кабинетная система" относится к первому значению и объясняется в данной статье. Кабинетные системы объединяют два общих принципа. Во-первых, принцип коллективной ответственности (collective responsibility), министры кабинета участвуют в процессе принятия решений кабинета и обязаны публично отстаивать их независимо от собственного мнения. Во-вторых, они подчиняются принципу отчетности перед парламентом (accountability). Однако если принципы работы кабинетов универсальны, их структура, состав и деятельность на практике весьма различны. Число членов кабинета колеблется от 10 до 40 и зависит главным образом от абсолютного уровня государственных расходов и обусловленного этим объема управленческих задач. Кроме этого, численность определяется решениями о пропорции. В Канаде фактически все министры являются членами кабинета (от 30 до 40 человек). Это объясняется необходимостью обеспечивать представительство и от территорий, и от отраслевых министерств. В Великобритании в кабинет входит только пятая часть министров (всего их более ста). Кабинеты различаются практикой создания. В правительстве социал-демократов в Люксембурге, Исландии и Швеции кабинетов нет. В первых двух случаях масштаб деятельности правительства достаточно ограничен и все вопросы решаются на совещаниях кабинета в полном составе. В других случаях отдельные функции кабинета делегируются его комитетам. Обычно имеются постоянные комитеты по иностранным делам, обороне, экономической и бюджетной политике. Работа постоянных и временных комитетов существенно различается. Количество членов кабинета и комитетов кабинета формально определяет премьер-министр. На практике же многие премьер-министры сталкиваются с различного рода ограничениями. В наибольшей степени это проявляется, например, в работе лейбористских правительств Австралии и Новой Зеландии, где членство в кабинете определяется по итогам парламентских выборов, а власть премьер-министра ограничивается распределением министерских портфелей. В странах с федеральным устройством и сильными региональными правительствами премьер-министрам приходится обеспечивать соответствующее представительство территорий, а в коалиционных правительствах – представительство партнеров по коалиции. Небольшие, но влиятельные партии могут сохранять длительный контроль за определенным портфелем в кабинете (пример "свободных демократов" в Германии). В условиях длительного контроля партией большинства над правительством назначения в кабинет отражают расстановку сил внутрипартийных фракций (например, либерально-демократические правительства в Японии). Особенности деятельности кабинетного правительства соответствуют его структуре, членству и роли премьер-министра. В многопартийных коалиционных правительствах возможности премьер-министр имеет ограниченную возможность определять повестку дня, выступать арбитром между министрами во время дебатов в кабинете. Даже в кабинетах, где существует относительное согласие, но сформированных из членов более чем одной партии или представляющих различные территории, процесс принятия решений может быть медленным и хаотичным. Поэтому их часто обвиняют в неэффективности управленческой деятельности. В Соединенном Королевстве кабинет обычно формируется из членов партии большинства, поэтому его деятельность отличается единством целей. К тому же, ведущая роль премьер-министра как "первого среди равных" ("primus inter pares") здесь неоспорима. С момента образования во время 1-й мировой войны современной кабинетной системы, когда официальные заседания кабинета обслуживались секретариатом, проводились по заранее согласованной повестке дня и по завершению оформлялись протоколом, премьер-министр получил полный контроль за исполнением повестки дня. Премьер-министр имеет также право создавать при кабинете министров комитеты, определять их компетенцию и реализовать их рекомендации в политике правительства. Кабинетное правительство Великобритании, как утверждают его критики, страдает не столько от неразберихи и неэффективности, сколько от всевластия премьер-министра. Такие представления утвердились после публикации дневников Кроссмана, в деталях рассказавшего о работе правительств Вильсона в 1964–70 гг., и в результате получившего известность вопиющего пренебрежения к коллективным решениям, которое демонстрировала М. Тэтчер, будучи премьер-министром в 1979–90 гг. За длительное время накопились многочисленные свидетельства того, как премьер-министры в обход кабинета, где он мог встретиться с оппозицией по проблемам экономики и обороны, проводили свою линию с помощью тщательно подобранных комитетов кабинета. Так поступал Эттли в послевоенный период при выработке политики независимого сдерживания ядерной угрозы; так действовала Тэтчер в начале 1980-х гг., решив сконцентрировать экономическую политику в ведении министров-монетаристов. Однако в остальном премьер обычно предпочитает коллективные решения или, при несогласии с ними, по крайней мере делает вид, что считается с ними. Эттли делегировал министрам, работавшим в комитетах кабинета, значительную власть; Черчилль и Макмиллан гордились своим аристократическим подходом в решению ключевых вопросов, не допускающим длительных обсуждений; известно, что Калаган проявлял полное уважение ко всему, что предпринимал кабинет для ликвидации финансового кризиса в 1976 г.; даже Tэтчер по ряду политических вопросов уступала оппозиции в кабинете, вызывая нарекания своих сторонников по Консервативной партии. Более того, была развеяна окружавшая работу кабинета атмосфера секретности. В мае 1992 г. правительство Мейджера впервые опубликовало "Вопросы процедуры для министров" ("Questions of Procedure for Ministers") – регламент работы кабинета, что в Великобритании было почти равносильно Конституции правительства, и обнародовало имена министров, состав и назначение 16 постоянных комитетов и 10 подкомитетов кабинета. При этом министр по делам кабинета разъяснил: несмотря на то, только министру финансов официально предоставлено право оспаривать решения комитета в присутствии всего кабинета, тех же полномочий может с успехом добиться любая коалиция из пяти или более министров. При Мейджере тезис о "правительстве премьер-министра" утратил свое прежнее значение.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь