КАБИНЕТ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Кабинет
орган, состоящий из старших министров, регулярно собираемый и возглавляемый высшим должностным лицом исполнительной власти; в разных политических системах функции кабинета простираются от формирования политического курса до исполнения чисто совещательных функций.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

КАБИНЕТ

(Кабинет министров; совет министров) - высший правительственный орган, состоящий из министров во главе с премьер-министром (министром-председателем) или президентом (в странах, где президент - глава государства - является одновременно и главой кабинета министров).

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

КАБИНЕТ
(кабинет министров) высший орган исполнительной власти в государстве, состоящий из министров во главе с премьер-министром или президентом. Входящие в К. министры являются официальными советниками премьер-министра или президента. Более распространенное наименование этого органа правительство.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Кабинет
Kabinett. Cabinet (франц. cabinet, уменьшительное от cabine – кабина, или итал. gabinetto – кабинет). 1) Общее обозначение для правительства государства; К. может состоять из а) главы правительства, министров, а также чиновников или б) только из главы кабинета и определенного числа (важных) членов К. (К. правительства, как, например, в Великобритании). 2) Ранее К. состоял из круга советников (Англия, xV в.), в xVIII столетии К. стал выполнять задачи оказания консультационной поддержки премьер-министру, который с тех пор стал отвечать за формирование К. См.: Федеральное правительство – Кабинет безопасности – Кабинет министров (Кабмин)

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

КАБИНЕТ

Под «кабинетом» подразумевается группа ведущих политиков, которые официально собираются под председательством главы исполнительной власти для обсуждения основных вопросов государственной политики.
В некоторых странах (например, в Америке) доминирующую роль на заседаниях кабинета играет президент, тогда как в других (в частности, в Великобритании) существует традиция кабинетного правительства, в рамках которого решения принимаются коллегиально ведущими государственными деятелями. Кабинет традиционно воспринимается как орган принятия решений в недрах самого правительства, осуществляющий общий надзор над проводимой правительством политикой, обеспечивающий согласованность его действий и мобилизующий ресурсы различных ведомств на решение вопросов, требующих совместных усилий.
Значение кабинетного правления в последнее время несколько снизилось, вследствие ряда обстоятельств, в частности, практики принятия решений вне заседаний кабинета, например, кабинетными комитетами (действующими в рамках кабинетной системы) или использованием неофициальных структур, отпочковавшихся от традиционной структуры кабинета. К последним относятся министерские блоки или неформальное группирование министров вокруг фигуры премьер — министра. Такое развитие событий наводит на мысль о том, что в Великобритании система кабинетного правления уступает место правлению премьер-министра.
Впрочем, предположения о кризисе кабинетного правления разделяются не всеми. Склонность к проявлению личной инициативы или к работе над основными вопросами политики в команде совместно с кабинетом министров определяется индивидуальными особенностями, характером и стилем работы каждого конкретного премьер-министра. Главам исполнительной власти следует избегать чрезмерной зависимости от своих коллег, членов кабинета, поскольку возможные отставки способны подорвать позиции самого премьер-министра. Кроме того, кабинет выполняет важные функции, предоставляя ведущим членам правительства возможность быть в курсе ключевых политических вопросов, формируя в общественном сознании образ сплоченного правительства, коллективно принимающего важные для страны решения, действующего как третейский судья в разрешении споров между министрами.
См. также статьи «Исполнительная ветвь власти», «Ответственность правительства».

Источник: 101 ключевая идея политика

КАБИНЕТ
(cabinet) 1. Регулярные заседания министров под председательством главы правительства, уполномоченных принимать решения от имени правительства в целом. Такой кабинет характерен для парламентской формы правления, в т.ч. и для существующей ныне в Великобритании. 2. Регулярные заседания министров, консультирующих главу правительства, но не разделяющих ответственности за окончательное решение. Этот тип кабинета представлен в американской президентской системе. 3. Группа политических советников при министре (в этом значении часто пишется в кавычках и произносится по-французски, чтобы указать на его происхождение и на отличие от первых двух значений. Министерские cabinets существуют в ряде правительств европейских стран. Термин "кабинетная система" относится к первому значению и объясняется в данной статье. Кабинетные системы объединяют два общих принципа. Во-первых, принцип коллективной ответственности (collective responsibility), министры кабинета участвуют в процессе принятия решений кабинета и обязаны публично отстаивать их независимо от собственного мнения. Во-вторых, они подчиняются принципу отчетности перед парламентом (accountability). Однако если принципы работы кабинетов универсальны, их структура, состав и деятельность на практике весьма различны. Число членов кабинета колеблется от 10 до 40 и зависит главным образом от абсолютного уровня государственных расходов и обусловленного этим объема управленческих задач. Кроме этого, численность определяется решениями о пропорции. В Канаде фактически все министры являются членами кабинета (от 30 до 40 человек). Это объясняется необходимостью обеспечивать представительство и от территорий, и от отраслевых министерств. В Великобритании в кабинет входит только пятая часть министров (всего их более ста). Кабинеты различаются практикой создания. В правительстве социал-демократов в Люксембурге, Исландии и Швеции кабинетов нет. В первых двух случаях масштаб деятельности правительства достаточно ограничен и все вопросы решаются на совещаниях кабинета в полном составе. В других случаях отдельные функции кабинета делегируются его комитетам. Обычно имеются постоянные комитеты по иностранным делам, обороне, экономической и бюджетной политике. Работа постоянных и временных комитетов существенно различается. Количество членов кабинета и комитетов кабинета формально определяет премьер-министр. На практике же многие премьер-министры сталкиваются с различного рода ограничениями. В наибольшей степени это проявляется, например, в работе лейбористских правительств Австралии и Новой Зеландии, где членство в кабинете определяется по итогам парламентских выборов, а власть премьер-министра ограничивается распределением министерских портфелей. В странах с федеральным устройством и сильными региональными правительствами премьер-министрам приходится обеспечивать соответствующее представительство территорий, а в коалиционных правительствах – представительство партнеров по коалиции. Небольшие, но влиятельные партии могут сохранять длительный контроль за определенным портфелем в кабинете (пример "свободных демократов" в Германии). В условиях длительного контроля партией большинства над правительством назначения в кабинет отражают расстановку сил внутрипартийных фракций (например, либерально-демократические правительства в Японии). Особенности деятельности кабинетного правительства соответствуют его структуре, членству и роли премьер-министра. В многопартийных коалиционных правительствах возможности премьер-министр имеет ограниченную возможность определять повестку дня, выступать арбитром между министрами во время дебатов в кабинете. Даже в кабинетах, где существует относительное согласие, но сформированных из членов более чем одной партии или представляющих различные территории, процесс принятия решений может быть медленным и хаотичным. Поэтому их часто обвиняют в неэффективности управленческой деятельности. В Соединенном Королевстве кабинет обычно формируется из членов партии большинства, поэтому его деятельность отличается единством целей. К тому же, ведущая роль премьер-министра как "первого среди равных" ("primus inter pares") здесь неоспорима. С момента образования во время 1-й мировой войны современной кабинетной системы, когда официальные заседания кабинета обслуживались секретариатом, проводились по заранее согласованной повестке дня и по завершению оформлялись протоколом, премьер-министр получил полный контроль за исполнением повестки дня. Премьер-министр имеет также право создавать при кабинете министров комитеты, определять их компетенцию и реализовать их рекомендации в политике правительства. Кабинетное правительство Великобритании, как утверждают его критики, страдает не столько от неразберихи и неэффективности, сколько от всевластия премьер-министра. Такие представления утвердились после публикации дневников Кроссмана, в деталях рассказавшего о работе правительств Вильсона в 1964–70 гг., и в результате получившего известность вопиющего пренебрежения к коллективным решениям, которое демонстрировала М. Тэтчер, будучи премьер-министром в 1979–90 гг. За длительное время накопились многочисленные свидетельства того, как премьер-министры в обход кабинета, где он мог встретиться с оппозицией по проблемам экономики и обороны, проводили свою линию с помощью тщательно подобранных комитетов кабинета. Так поступал Эттли в послевоенный период при выработке политики независимого сдерживания ядерной угрозы; так действовала Тэтчер в начале 1980-х гг., решив сконцентрировать экономическую политику в ведении министров-монетаристов. Однако в остальном премьер обычно предпочитает коллективные решения или, при несогласии с ними, по крайней мере делает вид, что считается с ними. Эттли делегировал министрам, работавшим в комитетах кабинета, значительную власть; Черчилль и Макмиллан гордились своим аристократическим подходом в решению ключевых вопросов, не допускающим длительных обсуждений; известно, что Калаган проявлял полное уважение ко всему, что предпринимал кабинет для ликвидации финансового кризиса в 1976 г.; даже Tэтчер по ряду политических вопросов уступала оппозиции в кабинете, вызывая нарекания своих сторонников по Консервативной партии. Более того, была развеяна окружавшая работу кабинета атмосфера секретности. В мае 1992 г. правительство Мейджера впервые опубликовало "Вопросы процедуры для министров" ("Questions of Procedure for Ministers") – регламент работы кабинета, что в Великобритании было почти равносильно Конституции правительства, и обнародовало имена министров, состав и назначение 16 постоянных комитетов и 10 подкомитетов кабинета. При этом министр по делам кабинета разъяснил: несмотря на то, только министру финансов официально предоставлено право оспаривать решения комитета в присутствии всего кабинета, тех же полномочий может с успехом добиться любая коалиция из пяти или более министров. При Мейджере тезис о "правительстве премьер-министра" утратил свое прежнее значение.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
312.07 кб

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В СЛОВАКИИ 2018 Г.: ОТСТАВКА Р.ФИЦО И НОВЫЙ КАБИНЕТ П. ПЕЛЛЕГРИНИ

Ведерников Михаил Владимирович
В статье показан ход развития политического кризиса в Словакии в февра-ле-марте 2018 г., в результате которого премьер-министр Р.
Читать PDF
82.21 кб

Место битвы: кабинет

Голенков Сергей Иванович
Темой статьи является метафизика пространства человеческого существования.
Читать PDF
65.16 кб

Выставочный стенд, гостиная и кабинет в одном флаконе

Флетчер Мария
Мы продолжаем публикацию материалов компании ChipEXPO - организатора выставки "Электроника. Компоненты. Оборудование. Технологии".
Читать PDF
204.92 кб

Кабинет экологии центральной библиотеки Лиманского района: основные направления деятельности

Кабанова Надежда Викторовна
Представлены основные направления работы кабинета экологии при библиотеке. Раскрыты задачи и основные цели; представлены формы работы, ресурсы. Дан перечень партнеров. Акцентировано внимание на проблемах работы кабинета экологии
Читать PDF
727.14 кб

О проекте «Византийский кабинет»

Иванов Игорь
Читать PDF
147.02 кб

Коллекционный кабинет XVII века как метафора микрокосма

Павлова Ю. Б.
Читать PDF
78.20 кб

Кабинет новой иностранной литературы

Михеева Галина Васильевна
В истории Российской Публичной библиотеки (ныне Российской национальной библиотеки) 1920-е гг. отмечены небывалым до той поры ростом числа читателей, количества посещений и выдачи литературы.
Читать PDF
89.14 кб

Кабинет самообразования в Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

Михеева Галина Васильевна
Выполнение задач народнохозяйственного и культурного строительства, стоявших перед страной в 1930-е гг., неизбежно вынуждало библиотеки искать новые формы продвижения книги в широкие читательские массы.
Читать PDF
98.11 кб

Кабинет марксизма-ленинизма в Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

Михеева Галина Васильевна
Годы завершения реконструкции народного хозяйства и построения социализма в СССР 1930-е гг. ставили перед страной задачу воспитания нового человека.
Читать PDF
468.01 кб

Результаты лечения больных сифилисом, обратившихся в кабинет анонимного обследования и лечения забол

Иншакова Н. Г., Якубович Андрей Игоревич, Чуприн А. Е., Дмитриева Э. З.
Прослежены результаты лечения 95 больных ранними формами сифилиса, обратившихся в кабинет анонимного обследования и лечения, с использованием препаратов бензатинпенициллина G (экстенциллина и ретарпена) и сумамеда.
Читать PDF
648.97 кб

Структура и динамика заболеваний, передаваемых половым путем, у мужчин, обращающихся в кабинет анони

Якубович Андрей Игоревич
Представлены результаты клинико-эпидемиологического обследования 1645 мужчин, обратившихся в кабинет анонимного обследования и лечения заболеваний, передаваемых половым путем в 1993-1997 гг.
Читать PDF
534.89 кб

Учебно-методический кабинет в структуре и взаимодействии по непрерывному последипломному образованию

Крючкова Наталья Юрьевна
Последипломному образованию сестер.
Читать PDF
507.59 кб

Кабинет анонимного обследования и лечения - форма оказания медицинской помощи больным с заболеваниям

Якубович Андрей Игоревич
Приведены результаты обследования 1869 мужчин, обратившихся в кабинет анонимного обследования и лечения заболеваний, передаваемых половым путем.
Читать PDF
0.00 байт

Кабинет профилактики артериальной гипертензии: возможности и перспективы в первичном здравоохранении

Паскарь Надежда Андреевна
Цель исследования — анализ работы кабинетов профилактики артериальной гипертензии (АГ) с целью изучения факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и проведения профилактических мероприятий. Материалы и методы.
Читать PDF
966.07 кб

Кабинет социально-психологической помощи в ВУЗе

Кушнарёв Валентин Михайлович, Семикин Геннадий Иванович, Любов Евгений Борисович, Гилод Вадим Моисеевич, Миронов Алексей Сергеевич, Пиканина Юлия Маровна, Цупрун Виталий Евсеевич
Проанализирована работа кабинета социально-психологической помощи (КСПП) для студентов в лечебно-профилактическом аспекте, обсуждены перспективы развития КСПП при учебных заведениях как необходи-мого структурно-функционального зве

Похожие термины:

  • Кабинет Его Императорского Величества

    государственное учреждение Российской империи в 1704-27, 1741-1917. Первоначальная личная канцелярия императора, затем управление имперской казной и имуществом (Кабинетские земли). С 1826 подчинен министе
  • КУХОННЫЙ КАБИНЕТ

    (kitchen cabinet) Небольшая неформальная группа близких советников премьер-министра либо президента, собирающаяся для принятия решений, связанных с политикой правительства. Впервые термином воспользов
  • КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

    (Cabinet of ministers, Министрлер кабинети) – состав министров, входящих в правительство. Это также официальное название правительства в некоторых государствах.
  • ТЕНЕВОЙ КАБИНЕТ

    Schattenkabinett. Shadow Cabinet Образованная оппозицией правительственная группа, которая в случае смены правительства заменяет исполняющий обязанности кабинет.
  • Черный кабинет

    учреждение политической полиции в капиталистических странах, которое вскрывает почтовую переписку частных граждан, чтобы ознакомиться с ее содержанием и найти материал, интересующий политическ
  • Федеральный кабинет

    (ФрГ) Bundeskabinett. Federal cabinet Понятие Ф.к. означает тех лиц (федеральный канцлер, министры), которые в Германии образуют правительство, а также прочих чиновников правительственного уровня. См.: Федерально
  • Кабинет безопасности

    Sicherheitskabinett. Security Cabinet В Германии неформальный институт, куда входят канцлер, министр иностранных дел, министр обороны, министр внутренних дел и начальник государственной канцелярии, который дейст
  • Кабинетное правительство

    система государственного управления, при которой кабинет министров наделяется исполнительной властью; все члены кабинета при принятии решений имеют (в теории) равный вес и подчиняются коллектив
  • Кабинетские земли

    личная собственность императора в России; управлялись Кабинетом его императорского величества. Кабинетские земли находились на Алтае, в Забайкалье, Польше и сдавались в аренду. На основе Декрета