история политических учений
история политических учений
Politische Ideengeschichte. History of Political Ideas Возникшая в XIX в. отрасль политической науки, которая изучает «историю политической мысли», т. е. исторические формы политически упорядоченного сосуществования людей, социальные и экономические условия, политические цели и идеалы. Подобное значение имеют также история политических теорий, история политической философии, история философии государства и т. д. Различают: 1) И.п.у. как историческая дисциплина, главной целью которой является изучение политических идей в их современном контексте, т. е. реконструирование аргументов, воззрений и способов влияния в ту или иную эпоху, исследование особых условий возникновения политических идей; 2) в марксистском и просвещенческокритическом понимании это прежде всего история политических идеологий, т. е. идей, норм и ценностей, которые обосновывают, легитимируют и обеспечивают политическое господство; основная марксистская идея заключается в том, что политические идеи отражают классовые интересы, т. е. рассматривается, какие основные модели сформировали отношения господства, собственности, классовые и групповые интересы, какие последствия данные идеи, теории и представления о политическом порядке за собой повлекли; 3) задача И.п.у. как практической политической философии заключается в накоплении, оценке и систематизации знаний об особенностях политических событий (процессов); в центре стоит объяснение понятий и принципов (например, свобода, справедливость), которое должно способствовать передаче «критического познания порядка» (Эрик Фёгелин). В последнее время на И.п.у. оказывают влияние (новые) теории и методы социальных наук, а также выход за пределы европейского культурного круга. Историю (западноевропейских) политических идей можно разделить на три периода. 1. Античность: а) поиск идеального государства и справедливого порядка (Платон), б) сравнение реальных государств и добродетельной жизни граждан в них (Аристотель), в) изучение организации государства и верховенства закона, г) идея о граде земном и граде небесном (Августин). 2. Средние века: окончательное разделение религиозной веры и политической воли (счастье и мир не только дар божий). 3. Новое время: а) развитие современных методов господства (Макиавелли), б) развитие современной идеи государства и теории суверенитета (Боден), в) преодоление естественного состояния («человек человеку волк») путем создания государства и возникновение идеи общественного договора (Гоббс), г) развитие принципа разделения властей (Локк, Монтескье), д) разработка учения о народном суверенитете (Руссо), е) развитие и гарантия основных прав человека, ж) защита личных свобод и прав от государства, т. е. приоритет личности и общества (плюрализм) по отношению к притязаниям государства на власть (Конституция США), з) идеализация государства (монизм) по отношению к обществу (Г. В. Ф. Гегель). См.: Консерватизм – Либерализм – Политические теории – Социализм