Понимание, проявившееся в лоне европейской и ряда других культур, процесса возникновения и непрерывности судьбы народа или коллектива во времени. Замысел истории глубоко трагичен. Поэтому её отвергают буржуазный дух и эгалитаризм. Последний, будь он марксистским или, как сегодня, либерально-космополитическим, всегда желал конца истории, бывшей для него синонимом юдоли плача. Современная «западная» американская идеология подспудно стремится к этому концу истории, после краха коммунизма, устанавливая «новый мировой порядок» на всей планете. Но XXI век будет чем угодно, только не концом истории. Он будет веком шумного возвращения истории и исторических конфликтов в мире, ставшем многополярным. Друг другу противостоят три главные концепции истории: циклическая, линейно-финалистская и сферическая.
1. Циклическая концепция возникла в первобытных обществах и прослеживается вплоть до античности: всё вечно повторяется, ничего не меняется. История — это завиток и новое начало, смена «веков», которые всегда возвращаются.
2. Линейная и финалистская концепция истории (телеономическая и сотериологическая) была введена иудео-христианством: историческая динамика неотвратимо следует к концу, к Страшному суду. Эта идея была заимствована западными идеологиями и сформулирована Гегелем и Марксом (а также либеральным космополитизмом) как светский вариант иудео-христианских райских видений. Этот светский вариант Спасения, наивный и запятнанный надеждой на Прогресс, характерный для выдохшейся современности, продолжает довлеть над официальной идеологией как своего рода экзорцизм, тогда как всё указывает на то, что в XXI веке наивный оптимизм этой концепции истории имеет все шансы быть посрамлённым фактами. X «Сферическая» концепция истории, сформулир.ованная Ницше и разъяснённая Джорджо Локки, это трагическая, сверхчеловеческая и фаустовская философия, которая придает истории динамику, основанную не на циклическом возврате и не на линейном предопределенном движении («смысл истории»), а на «вечном возврате тождественного» (но не «того же самого»). Прошлое может быть снова призвано в любой момент для осуществления различных проектов, обновлено и тем самым преображено. Эта сферическая концепция похожа на шар, который катится по плоскости с постоянно возвращающимися, одними и теми же фазами подъема, упадка, войны, мира, кризиса и т.д., но в разных ситуациях и вариациях. Настоящее — это точка слияния незапамятного (но «перечитываемого» в каждую эпоху) прошлого и будущего как воли. Традиции и футуризм совпадают, таким образом, в одной и той же волюнтаристской энергии. Итак, будущее остаётся открытым вопреки палео-языческим циклическим концепциям или линейным иудео-христианским, в равной мере детерминистским. Европейцам надо бы вдохновляться этой концепцией Ницше и Локки, чтобы работать над возрождением своей истории, потому что они рискуют выпасть из истории, не быть больше её господами, потому что они отреклись от своей судьбы и отдали её в чужие руки. Эта интерпретация истории также антифаталистическая, потому что она утверждает, что всегда возможны непредвиденный упадок или неожиданное возрождение. И нынешний европейский упадок (в своем демографическом, этническом и духовном аспектах) не является необратимым. Всё возможно: как божественные, так и дурные сюрпризы суть рок истории, история — это поток, течение которого никто не может предвидеть. Но если она состоит из смены медленных или резких, мирных или болезненных, всегда неожиданных метаморфоз, то надо знать, по меньшей мере, что историческое возрождение Европы будет «скачком в неизвестность» и что оно, разумеется, не будет мирным. (См. «Археофутуризм», «Судьба», «Становление», «Конец историй»).
История исторические концепции
История исторические концепции
Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.