Истина
Истина
(Truth, Чындык) – верное, адекватное отражение действительности, ее явлений и предметов познающим субъектом. Это также объективное содержание человеческого сознания.
ИСТИНА
представление или утверждение, соответствующее действительности; воспроизведение объективной действительности в мыслях такой, как она есть. И., верное отображение объективного мира, результат сложного диалектического процесса познания. Марксистско-ленинская теория познания включает учение об объективности И., о ее относительном и абсолютном характере, о ее конкретности и т. д. Критерием И. является практика.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
ИСТИНА
понятие, имеющее несколько значений:
• в философии и быту: адекватное отражение (отображение) объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе (то есть объективно), вне и независимо от человека и его сознания. Мысль называется истинной, если она соответствует своему предмету, то есть представляет его таким, каков он есть объективно (на самом деле);
• в науке: соответствие положений некоторому критерию проверяемости (критерию истинности): эмпирическому, опытному (например, эксперименту в прикладных науках) или теоретическому (например, в теоретической физике).
• в материализме истинным признаётся мнение своих теоретических основоположников. Например, в марксизме: труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина являются И. в последней инстанции;
• в христианстве: Христос и Его слово есть Высшая Истина.
• в философии и быту: адекватное отражение (отображение) объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе (то есть объективно), вне и независимо от человека и его сознания. Мысль называется истинной, если она соответствует своему предмету, то есть представляет его таким, каков он есть объективно (на самом деле);
• в науке: соответствие положений некоторому критерию проверяемости (критерию истинности): эмпирическому, опытному (например, эксперименту в прикладных науках) или теоретическому (например, в теоретической физике).
• в материализме истинным признаётся мнение своих теоретических основоположников. Например, в марксизме: труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина являются И. в последней инстанции;
• в христианстве: Христос и Его слово есть Высшая Истина.
Источник: Советский политический язык 1984 г.
Истина
достоверное, проверенное на практике, знание о природе и обществе, правильно выражающее действительные связи и отношения, существующие в окружающем нас материальном мире. Знание является истинным тогда, когда наши представления и понятия о предмете соответствуют самому предмету. Так, например, утверждение современной науки о том, что земля существовала до того, как появилось человечество, это истина, а библейская легенда о сотворении мира богом в шесть дней-ложь. Достоверное знание, правильно отображающее объективную природу и общество, называется объективной истиной. Диалектический материализм учит, что каждая ступень в развитии человеческого познания ограничена историческими условиями жизни общества, состоянием наук, это неизбежно делает наши знания о природе неполными, относительными. Но каждая из относительных истин содержит в себе частицу абсолютной истины. Каждая новая относительная истина приближает нас к абсолютной истине. Полное познание мира, т. е. абсолютная истина, складывается из суммы относительных истин. Однако исчерпывающее познание абсолютной истины невозможно. Это и понятно: мир бесконечен и находится в состоянии вечного изменения и обновления, а следовательно, и познание, т. е. отражение в человеческой голове внешнего мира, это бесконечный процесс развития от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному знанию, процесс, который никогда не закончится. «С точки зрения современного материализма, т. е. марксизма, исторически условны пределы приближения наших знаний к объективной, абсолютной истине, но безусловно существование этой истины, безусловно то, что мы приближаемся к ней» (Ленин). Марксизм учит, что не может быть отвлеченных, абстрактных, истин, пригодных для всех эпох, времен и условий. Истина, поскольку она выражает действительные связи и отношения объективного мира, должна быть конкретна и (Содержательна. Критерием, т. е. мерилом, истинности нашего познания является практика, опыт.
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940