ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Исполнительная власть
ветвь государственного управления, отвечающая за исполнение национального законодательства и проведение национальной политики.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Исполнительная власть
одна из трех ветвей государственной власти, обеспечивающая реализацию законов, нормативных актов, решений, принятых законодательной властью, президентом и т.д.

Источник: Методические указания по политологии

Исполнительная власть
одна из ветвей власти в системе разделения властей; назначаемые либо выбираемые исполнительнораспорядительные органы власти, призванные реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Исполнительная власть
(Executive power, Аткаруу бийлиги) – совокупность исполнительно-распорядительных органов власти различных уровней, призванные реализовать государственную политику, принятые законы и осуществлять оперативно- хозяйственную деятельность.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Власть исполнительная
одна из ветвей власти государства, призванная обеспечивать выполнение законов, управление обществом. Носитель исполнительной власти – правительство во главе с премьер-министром или президентом (в президентских республиках). «Исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации» (см. Конституция РФ. Ст. 110)

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Исполнительная власть
(Executive power, Аткаруу бийлиги) - ветвь государственной власти осуществляющее государственное управление путем реализации законов и иных нормативных правовых актов на всей территории страны. Она включает систему органов управления, наделена материально-техническими и финансовыми ресурсами. Исполнительную власть представляет правительство.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти.

Источник: Словарь по политологии

ВЛАСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
одна из трех ветвей государственной власти, основанной на принципе разделения властей. Осуществляет распорядительно-управленческие функции, организует внутреннюю и внешнюю деятельность государства путем реализации принятых законодательной властью законов. В отличие от представительных и судебных органов власти, система органов исполнительной власти составляет единую вертикаль — иерархически организованную структуру, предполагающую подчинение нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим. Цитата:«Власть исполнительная да покорится власти законодательной!» Набоков В.Д. Речь в Государственной Думе 13 мая 1906 г.

Источник: Новейший политологический словарь

Исполнительная власть
система органов государственного управления, действующая на основе конституции и принципов разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Исполнительная власть имеет универсальный, предметный и организующий характер и направлена на обеспечение законов и других актов законодательной власти. В президентских республиках главой исполнительной власти и главой государства является президент, который избирается как парламент населением и парламенту не подотчетен. В парламентских республиках исполнительная власть или правительство во главе с премьер-министром формируется парламентом и несет перед ним ответственность за свою деятельность.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

исполнительная власть
Exekutive. Executive (лат. exsecutio – управление, руководство). В современных демократиях одна из трех ветвей государственной власти, которая, согласно конституции, несет ответственность за выполнение решений законодательной власти (например, законов). И.в. включает в себя высшие политические органы – правительство и управленческие структуры, которые должны исполнять как подготовительные, так и исполнительные функции. Принцип разделения властей проявляется в том, что для эффективной деятельности независимые государственные органы должны взаимодействовать и договариваться. В парламентских системах (например, в Германии) И.в. участвует в законодательном процессе, а законодательное большинство поддерживает правительство. См.: Федеральное правительство – Разделение властей – Управление

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ВЛАСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных ветвей власти (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, полномочия внешнеполитического представительства, административного контроля, иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.
Современные конституции формально наделяют В.и. главу государства (в парламентских монархиях и республиках, в президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако фактически в парламентских монархиях и республиках вся В.и. целиком принадлежит правительству, в дуалистических монархиях - монарху совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление В.и. правительством, как правило, происходит под непосредственным руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровне В.и. осуществляется различными органами местного управления и самоуправления (губернаторами, мэрами, префектами, старостами и подчиненным им аппаратом).

Источник: Политология: Словарь-справочник

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
executire power/rule; ам. executive branch) -характер, сила и степень влияния, а также реальная способность проводить в жизнь волю данных избранных или стоящих во главе государства лиц и органов, представляющих жизненные интересы тех или иных слоев общества, классов, сословий, наций. Задача И.в. проводить в жизнь волю сформировавших ее сил наделивших ее кругом полномочий во имя выполнения действующих законов и норм права. В соответствии с теорией "разделения властей" рассматриваемая И.в. - это власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения законов, принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью. И.в. принадлежит либо президенту - главе государства и правительству (в президентских республиках), либо главе государства (в парламентарных республиках). Но в парламентарных странах роль главы государства фактически номинальна. Вопросы решаются на правительственном уровне при определяющем влиянии парламента. В реальной практике роль И.в. выходит за рамки и теории, и нередко за пределы установленного конституциями. Органы И.в. в центре и на местах - гибкий, оперативный инструмент власти. Обособление и чрезмерное усиление И.в. ведет к свертыванию демократии и бюрократизации общественно-политической жизни. Ослабление же И.в. способно повлечь вообще дискредитацию, и даже распад данного устройства власти. Согласно статье ПО Конституции РФ в нашей стране исполнительную власть осуществляет правительство.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ВЛАСТЬ исполнительная
в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой систему органов и их полномочия по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), внешнеполитического представительства, по осуществлению различного рода административного контроля, законодательные (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования). Современные конституции формально наделяют В.и. главу государства (в парламентарных монархиях и республиках, в президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако на деле в парламентарных монархиях и республиках вся В.и. целиком принадлежит правительству, в дуалистических монархиях — монарху совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление В.и. правительством, как правило, происходит под непосредственным руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровнях В.и. осуществляется различными органами местного управления и самоуправления (губернаторами, мэрами, префектами, старостами и подчиненным им аппаратом). В Российской Федерации высшим органом В.и. является Правительство Российской Федерации. Согласно Указу Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
один из основных видов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны или местного территориального сообщества людей. Это не значит, что исполнительная власть носит подчиненный законодательной власти характер. Они взаимозависимы и в то же время взаимосвязаны друг с другом. Специфика положения исполнительной власти и ее органов в государстве такова, что она находится непосредственно в гуще народных интересов, потому обязана гибко, подвижно, оперативно реагировать на народные потребности и интересы.
С ликвидацией осенью 1993 года системы Советов исполнительные органы стали занимать основное место в структуре властных отношений. Выстраивалась определенная вертикаль исполнительной власти. Но после введения губернаторских выборов эта становящаяся управленческая вертикаль была разрушена. Губернатор сейчас зависим в первую очередь от населения, которое его избрало. Поэтому Президент России не может снять губернатора, а последний - выбранного главу районной администрации. Создалась ситуация вертикальной неуправляемости страной, регионами, органами местного самоуправления.
Возможный выход из нее - оформление избирательной вертикали через институт полномочных представителей Президента РФ в субъектах федерации.
Систему органов исполнительной власти российского государства составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство и его институты) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 78 Конституции России фиксирует: федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Они также могут по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Исполнительная власть и ее институты склонны абсолютизировать свои функции, расширять их и тем самым способствовать бюрократизации системы управления, суживать поле демократии. Поэтому только в четком разделении властей, их взаимоконтроле заключен основополагающий механизм сдержек и противовесов, основа и способ их эффективного функционирования.

Источник: Словарь по политологии

Исполнительная власть
в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества. Исполнительная власть осуществляет функции управления государственными делами, основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Помимо управления исполнительной власти принадлежат полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), внешнеполитического представительства, административного контроля. Большинство конституций формально наделяют исполнительной властью главу государства - в парламентарных республиках и монархиях, в президентских республиках, или правительство - в республиках смешанного типа. На самом деле в парламентарных монархиях и республиках исполнительная власть полностью принадлежит правительству, в дуалистических монархиях - монарху совместно с правительством, в республиках смешанного типа и президентских республиках осуществление исполнительной власти происходит под руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровне функции исполнительной власти возложены на органы регионального и местного управления и самоуправления. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти. Глава исполнительной власти является высшим руководителем органов государственного управления на общенациональном, региональном или местном уровне. На общенациональном уровне в монархических государствах главой исполнительной власти формально является монарх. В парламентарных монархиях главой исполнительной власти фактически является глава правительства. В президентских республиках - президент, в парламентарных - формально президент, а фактически глава правительства, в полупрезидентских республиках - президент, но иногда формально глава правительства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации главой исполнительной власти на федеральном уровне формально является председатель правительства Российской Федерации, но фактически - президент Российской Федерации. Дуализм исполнительной власти (от лат. dualis - двойственный) является характерной чертой республик смешанного типа, где существуют сильный всенародно избранный президент и ответственное перед парламентом правительство. При этом исполнительная власть распадается на два лагеря: президент и его администрация - с одной стороны, премьер-министр и правительство - с другой. Особенно ярко дуализм исполнительной власти проявляется, когда президент и премьер-министр принадлежат к соперничающим политическим партиям. Примером дуализма исполнительной власти могут служить ситуации во Франции 1986-1988 годов, на Украине 2006-2007 годов. Согласно конституционно-правовой доктрине США президент, как глава исполнительной власти, обладает привилегией исполнительной власти, которая заключается в праве не предоставлять органам Конгресса США (в том числе следственным комиссиям) запрашиваемые сведения под предлогом того, что они содержат государственную или военную тайну.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
(руководитель администрации)(executive) Ветвь власти, проводящая политику в жизнь. Существует три типа исполнительной власти. Авторитарная власть имеет разные формы, в зависимости от условий, в которых она возникла и развивалась, но для всех ее форм характерно ограничение полномочий только самими представителями этой власти и силами, которыми они располагают для навязывания своей воли. Администрация президентской власти США, возникшая вопреки положениям Конституции страны, состоит из министров и высших государственных чиновников, которых назначает и которыми руководит сам президент. Президенту принадлежит последнее слово и в выборе курса, который будет проводить администрация. Однако, согласно принципу разделения властей, полномочия президента ограничены избираемым Конгрессом и независимой системой судебных органов, в задачу которых входит надзор за тем, чтобы действия исполнительного органа не противоречили положениям Конституции. Власть парламентского типа характерна для Соединенного Королевства. Ее основу составляет кабинет министров (cabinet), подотчетный парламенту. Премьер-министр назначает министров и руководит их работой, но все решения, связанные с прерогативами исполнительной власти, принимаются коллегиально, а члены кабинета коллективно подотчетны законодательному органу, из состава которого они назначаются и в чьей постоянной поддержке нуждаются, чтобы не лишиться должности. На практике порядок принятия решений как в президентской, так и в парламентской системах более разнообразен, чем это может показаться на основании вышесказанного. Для президентской формы правления характерны децентрализация принятия решений внутри исполнительной ветви власти и зависимость от поддержки конгресса. Специалисты-аналитики отмечают важность "железных" треугольников, состоящих из исполнительных органов власти, комитетов Конгресса и основных групп интересов, согласие между которыми является решающим фактором выработки и реализации политики. Это делает координацию политики делом сложным, а порой и вообще невозможным. Самой большой властью президент пользуется на начальном этапе своего пребывания в должности, когда общественное мнение можно мобилизовать, используя эйфорию победы на выборах и надежды избирателей на выполнение предвыборных обещаний. Позже инициативы президента сосредотачиваются на формировании годового бюджета и на внешней политике, успех которой, в случае потенциальной оппозиции Конгресса, опять же зависит от мобилизации общественного мнения и благоприятных отношений с лидерами Конгресса. Деятельности президента серьезно мешает все чаще повторяющаяся ситуация, когда в Конгрессе господствует оппозиционная партия или внутри обеих партий существуют большие разногласия по поводу целей проводимой политики. Так, даже для президента-демократа, работающего с Конгрессом, который контролирует Демократическая партия, успех не всегда гарантирован. Конечно, политические инициативы Конгресса могут также блокироваться президентом, что случается отнюдь не редко. Непоследовательность исполнительной власти фактически дает основания считать, что эффективное управление страной, особенно в вопросах внутренней политики, приносится в жертву строгому соблюдению основного принципа Конституции – разделения властей. Принятие решений центральными органами исполнительной власти в парламентских системах правления также происходит по-разному, даже в Соединенном Королевстве. В самом деле, многие решения принимаются кабинетом министров или его комитетами от имени кабинета. Вместе с тем по мере разрастания правительства все большей властью начинают пользоваться отдельные министры на уровне своих министерств или высшие государственные чиновники, действующие от их имени; министры, деятельность которых затрагивает интересы более чем одного министерства; два министра, один из которых обычно руководит министерством, расходующим финансовые средства, а другой – министерством финансов; более двух министров, решающих общий вопрос, с которым не нужно обращаться к кабинету в целом; управляющие делами партии, обладающие значительным влиянием на премьер-министра. Там, где политические решения на министерском уровне принимают сами министры или высшие чиновники, обычным явлением стало как формальное, так и неформальное участие в принятии решений различных групп интересов. С 1960-х гг. возросла роль политических советников. Положение министров, которые часто меняются (мало кто из них пребывает в должности более двух лет), резко отличается от положения государственных служащих, занимающих свои должности практически постоянно. Это дает основание предположить, что, хотя исполнительная ветвь власти достаточно монолитна, она рискует сильно "обюрократиться". Аналитики, считающие высших государственных чиновников хорошо сплоченными в вопросах стратегических целей, могут пойти дальше и сказать, что на практике реальная исполнительная власть находится в их руках. Проблемы исполнительной власти в либеральных демократиях решить непросто. Это можно сделать лишь путем совершенствования государственных институтов сверху и предоставления более широких возможностей для участия граждан в управлении государством снизу. В условиях разросшегося управленческого аппарата исполнительная власть будет неизбежно сталкиваться с напряженностью, связанной с попытками небольшой группы законно избранных лиц взять ее в свои руки и осуществлять в подотчетной гражданам манере, при ограниченных возможностях граждан эффективно использовать результаты государственного управления.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Модели дуальной исполнительной власти

Зазнаев Олег Иванович
В статье подробно анализируются модели дуальной исполнительной власти. В центре внимания автора взаимоотношения между президентом и премьер-министром в условиях реального дуализма полупрезидентской системы.
Читать PDF

Роль мчс в составе исполнительной власти России

Стрельцина Миланна Михайловна
Читать PDF

Кадровый потенциал органов исполнительной власти

Читать PDF

Исполнительная власть: на стыке политики и администрирования

Морозова Елена Георгиевна, Фалина Алла Семеновна
На стыке политики и администрирования рассмотрена одна из ветвей власти исполнительная. Проведен сравнительный анализ зарубежных моделей с российской практикой.
Читать PDF

Имидж органов исполнительной власти в зеркале общественного мнения

Маслов Игорь Владимирович, Бакшеева Лариса Михайловна
Статья рассматривает процесс формирования имиджа органов исполнительной власти и анализ проблем его создания.
Читать PDF

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЛЕГИТИМНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Гокоева Ксения Викторовна
В статье предложены концептуальные подходы к изучению взаимосвязи между общественным мнением и уровнем легитимности политических решений исполнительной власти.
Читать PDF

Формирование рейтинга действий органов исполнительной власти населением

Чаленко Николай Николаевич, Солодовникова Кристина Игоревна
Проведено социологическое исследование оценки зрелости и эффективности действий по реализации антикоррупционной политики органов исполнительной власти методом самозаполнения формализованных анкет.
Читать PDF

Коалиции исполнительной и представительной власти в малых городах России

Чирикова Алла Евгеньевна, Ледяев Валерий Георгиевич, Сельцер Дмитрий Григорьевич
Изучены побудительные мотивы, каналы и механизмы формирования властных коалиций в малых российских городах. В 1990-х гг.
Читать PDF

Стратегии повышения эффективности института исполнительной власти в России

Манасерян А. Х.
В статье анализируются основные факторы, влияющие на выбор стратегии повышения эффективности исполнительной власти в России.
Читать PDF

Организация исполнительной власти в Республике Мали: вопросы сосуществования

Якуба Коне
В работе рассматривается организация исполнительной власти Республики Мали. Выделяются сущность и происхождение сосуществования как явление. Особое внимание обращается на последствия сосуществования.
Читать PDF

Социальные технологии актуализации лидерства в системе исполнительной власти

Макаров Сергей Николаевич
Читать PDF

Деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ в области образования

Вифлеемский А. Б.
Автор предлагает методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по развитию региональных систем образования.
Читать PDF

Разделенная исполнительная власть и демократизация в полупрезидентских системах

Элджи Роберт, Макменамин Иан
Статья посвящена изучению влияния разделенной исполнительной власти (ситуации, при которой президент и премьер-министр принадлежат к разным партиям) на процесс демократизации в полупрезидентских системах.
Читать PDF

Модель функции руководства в органах исполнительной власти Российской Федерации

Кытин Сергей Павлович
В статье проанализированы наиболее известные подходы к формированию моделей процесса руководства. В ней рассматривается функция руководства как процесс непосредственного воздействия субъекта на объект управления.
Читать PDF

Исполнительная власть российской Федерации в контексте отношений «Центр-регионы»

Осипова А. А.
В статье анализируются основные этапы развития отношений центр-регионы, а также процесс укрепления вертикали власти в Российской Федерации.

Похожие термины:

  • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ

    Исполнительная ветвь власти ведает государственными делами путем принятия и реализации политических решений. Функции исполнительной власти выполняются двумя обособленными группами людей: нае