ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
Исламский фундаментализм
идеология и практика реставрации первозданных ценностей исламской цивилизации, реконструкции изначального мусульманского государства.
ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
(по-арабски, салафизм) – «возвращение к праведным предкам» или на «дорогу к Мекке». Является восточным аналогом европейской Реформации (опора на духовное водительство и народовластие). Как политическая идеология опирается на антикапиталистические настроения социальных маргиналов и других слоев общества, пострадавших от попыток модернизации (вестернизации). Сегодня многие политологи сходятся во мнении, что XXI век пройдет под знаком противостояния «исламского фундаментализма» и «европейской цивилизации». Использование ислама в политических целях подпитывается сочетанием таких факторов, как рост экономического богатства ближневосточных нефтяных стран, ощущение особой миссии ислама как исторически самой молодой и менее других подверженной внутренней эрозии религии и, наконец, рост демографического потенциала мусульманского мира. Значительная часть исламских государств находится на пространстве от Атлантического побережья Северной Африки и чуть ли не до Австралии – территория, которую политологи всего мира с легкой руки З. Бжезинского называют «дугой нестабильности». Процессы, происходящие в этом регионе напрямую затрагивают интересы Европы и США, России и Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии. Они влияют на объем и ценовой баланс рынка углеводородов, безопасность мировых грузоперевозок, состояние рынка вооружений, объем торговли наркотиками и, наконец, на потоки эмигрантов в государства «золотого миллиарда». Переформатирование пространства Ближнего и Среднего Востока с закреплением долговременной «дуги нестабильности» позволило бы Западу не только взять под контроль энергоресурсы, но и получить в свои руки мощные рычаги влияния на мировую ценовую политику в нефтегазовой сфере. Если посмотреть, кого Запад (прежде всего США и Великобритания) поддерживает в подавлении революционных протестов в регионе, то становится ясно, что взят курс на разогрев большой исламской дуги и приведение к власти радикальных исламистов, с которыми США заключили союз. Энергия исламской экспансии с большой вероятностью выплеснется на Большой Дальний Восток, ЕС, страны бывшего СССР и дестабилизирует евразийский и африканский континенты. Ныне Европа перестаёт быть континентом «белого человека». После Второй мировой войны там было 1–1,5 млн. выходцев из Африки и Ближнего Востока. Сегодня 10–20 % от основного населения – в зависимости от страны. Исламизация и африканизация идут стремительно. Около 60 % африканских нелегалов бегут в Западную Европу. От 25 до 28 % – в Северную Америку. Чуть больше 12 % – в страны Персидского залива. А в Азию – лишь 0,2 %.
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
Понятие фундаментализма первоначально возникло в Соединенных Штатах Америки. Именно так стали называть возникшее в 10-х гг. XX в. в южных штатах протестантское религиозное течение, отвергавшее любую критику Библии или какую-либо новую трактовку ее положений. Это была радикально-консервативная реакция на усиление либерального по своей сути протестантского рационализма. Позднее термин «фундаментализм» приобрел более широкое значение. Им стали обозначать стремление не допустить пересмотра догматических социальных, политических или религиозных норм. Это же понятие включает и стремление вернуться к истокам, «очиститься» от всего постороннего, наносного. Фундаментализм может быть идейно-политическим, например коммунистический фундаментализм, а может быть и религиозным, например исламский (см. братья-мусульмане, ваххабизм).
Именно И. Ф. наиболее известен в современном мире. Его чаще всего и ассоциируют с исламским терроризмом. Это не совсем верно, поскольку сам по себе фундаментализм в любой сфере не требует обязательного использования экстремистских средств для достижения поставленных на его основе целей. Не всякий фундаменталист является радикалом и тем более террористом, и не всякий террорист вдохновляется идеями религиозного или политического фундаментализма. Но все же И. Ф. может быть идейной основой терроризма, потому что на его почве могут возникать и крепнуть те настроения, которые сегодня вдохновляют многих террористов в странах Востока. Это настроения антизападные, антиамериканские и антиизраильские.
Антизападные настроения подпитываются со стороны И. Ф., потому что он крайне враждебно относится к процессу модернизации и ко всему, что с этим процессом отождествляется. Модернизация долгое время в исламских и вообще в незападных странах воспринималась как вестернизация, т. е. заимствование западного опыта, западных ценностей и институтов. Исламские фундаменталисты призывают вернуться к правовым и бытовым нормам шариата, теократическому правлению и крайне негативно относятся к западным секуляристским традициям, западным социальнополитическим институтам и ценностям.
Кроме того, негативное восприятие Запада связано и с историческим прошлым — многочисленными вооруженными конфликтами между христианами и мусульманами, колониальной политикой западноевропейских государств. И в современном мире странам Запада принадлежит лидирующая роль в экономике и политике, они доминируют в информационно-культурном пространстве, а многие мусульманские страны остаются бедными. Поскольку Запад часто ассоциируется именно с Соединенными Штатами Америки, то антизападные настроения трансформируются в антиамериканские. Этому способствует и растущая активность США в международных делах, их усиливающееся в условиях глобализации присутствие во многих регионах мира. Например Усама бен Ладен, чьи убеждения сформировались под воздействием И. Ф., свое решение начать активную террористическую деятельность против США обосновывал американским военным присутствием в святых для мусульман местах. Первые террористические акции «Аль-Каиды» были направлены против американских военнослужащих и американских военных баз, находящихся в непосредственной близости от этих мест, на территории Саудовской Аравии. Антиизраильские настроения у последователей И. Ф. также обусловлены тем. что Израиль сегодня контролирует Иерусалим и претендует на него как на собственную официальную столицу, в то время как этот город является одной из святынь исламской религии (см. арабо-израильский конфликт и палестинский терроризм).
С И. Ф. связана деятельность других известных современных террористических организаций — «Исламский джихад», «Джама Исламийя», «Хамас», «Хезболлах» и др.
Именно И. Ф. наиболее известен в современном мире. Его чаще всего и ассоциируют с исламским терроризмом. Это не совсем верно, поскольку сам по себе фундаментализм в любой сфере не требует обязательного использования экстремистских средств для достижения поставленных на его основе целей. Не всякий фундаменталист является радикалом и тем более террористом, и не всякий террорист вдохновляется идеями религиозного или политического фундаментализма. Но все же И. Ф. может быть идейной основой терроризма, потому что на его почве могут возникать и крепнуть те настроения, которые сегодня вдохновляют многих террористов в странах Востока. Это настроения антизападные, антиамериканские и антиизраильские.
Антизападные настроения подпитываются со стороны И. Ф., потому что он крайне враждебно относится к процессу модернизации и ко всему, что с этим процессом отождествляется. Модернизация долгое время в исламских и вообще в незападных странах воспринималась как вестернизация, т. е. заимствование западного опыта, западных ценностей и институтов. Исламские фундаменталисты призывают вернуться к правовым и бытовым нормам шариата, теократическому правлению и крайне негативно относятся к западным секуляристским традициям, западным социальнополитическим институтам и ценностям.
Кроме того, негативное восприятие Запада связано и с историческим прошлым — многочисленными вооруженными конфликтами между христианами и мусульманами, колониальной политикой западноевропейских государств. И в современном мире странам Запада принадлежит лидирующая роль в экономике и политике, они доминируют в информационно-культурном пространстве, а многие мусульманские страны остаются бедными. Поскольку Запад часто ассоциируется именно с Соединенными Штатами Америки, то антизападные настроения трансформируются в антиамериканские. Этому способствует и растущая активность США в международных делах, их усиливающееся в условиях глобализации присутствие во многих регионах мира. Например Усама бен Ладен, чьи убеждения сформировались под воздействием И. Ф., свое решение начать активную террористическую деятельность против США обосновывал американским военным присутствием в святых для мусульман местах. Первые террористические акции «Аль-Каиды» были направлены против американских военнослужащих и американских военных баз, находящихся в непосредственной близости от этих мест, на территории Саудовской Аравии. Антиизраильские настроения у последователей И. Ф. также обусловлены тем. что Израиль сегодня контролирует Иерусалим и претендует на него как на собственную официальную столицу, в то время как этот город является одной из святынь исламской религии (см. арабо-израильский конфликт и палестинский терроризм).
С И. Ф. связана деятельность других известных современных террористических организаций — «Исламский джихад», «Джама Исламийя», «Хамас», «Хезболлах» и др.
Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004
ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
(islamic fundamentalism) Спорный термин, широко распространенный в США и Британии для обозначения всякого движения в поддержку строгого следования учению Корана и законам шариата (исламского права). На европейском континенте многие исследователи ислама и Ближнего Востока для обозначения нынешней тенденции политической активизации ислама предпочтение отдают таким понятиям, как "исламизм", "исламисты". В частности, можно говорить о нежелании увязывать выступление за реформу ислама в XIX в., продолжающиеся и в наши дни, с религиозным (христианским) фундаментализмом, свойственным США. По существу, под этим понятием в исламском мире понимается увеличивающееся число группировок, ассоциаций либо движений, критически настроенных в отношении бывших (начиная с XIX в.) и существующих исламских реформистских движений. Считается, что они приспособились к образу жизни и менталитету Запада. Эти группировки критикуют также светских лидеров и правительства мусульманских стран за неспособность защитить благосостояние Уммы (сообщества правоверных), за невыполнение религиозных обязательств перед исламским сообществом или за продажность и порочность. Это направление исламского реформирования создано в XIX в. Джемалем ад-Дином аль-Афгани (1837–97) и Мухаммедом Абдо (1849–1905). С тех пор защита и возрождение ислама и исламского общества стали определяющими задачами движения, поскольку судьба исламского мира все больше и больше представлялась отданной на откуп европейцам. Реакция на то, что воспринималось как европейская, а позже западная угроза, была двойственной: одни были готовы реформировать ислам, включив в него многие черты западного рационализма (rationalism), в то время как другие стремились обратиться к корням ислама во имя его очищения, избавления от всего наносного и обновления путем возврата к принципам первых мусульман. Последнее направление привело к распространению нового типа добровольных филантропических ассоциаций, число которых (только зарегистрированных!) в одном Египте в начале 1990-х гг. превышало 12 800, и все они связаны с оказанием общественных услуг. С помощью таких средств и в различной степени укреплялся и утверждался исламизм в противовес европеизму. Дальнейшее нарастание исламской деятельности, будь то в среде традиционалистов, религиозных ученых (улемов) или светских сторонников решительных мер, можно проследить с конца арабо-израильской войны 1967 г., в которой арабские войска потерпели сокрушительное и унизительное поражение, которое ослабило веру в арабский национализм как жизнеспособную стратегию и идеологию. Это усугубилось успешной иранской революцией 1970-х гг., противоречивыми последствиями длительной ирако-иранской войны (1980–88), а также войной в Персидском заливе (1990–91), которая привела к тому, что западные войска были приглашены в Саудовскую Аравию и провозглашены защитниками священных городов Мекки и Медины. Обстоятельства, накапливавшиеся исподволь, определили союз почти всех арабских правительств с Западом, некоторые даже послали войска, которым предстояло вместе с солдатами Запада напасть на арабское государство. Это показывает ту ценность, какую имеют в настоящее время идеи арабского национализма. Ислам заполнил зияющую пустоту и, сосредоточившись на вопросах внутренней политики, продолжает поиск все новых отличительных особенностей национального самоопределения и порой получает поддержку на государственном уровне. Например, президент Египта Анвар Садат, придя в 1970 г. к власти, предложил высланным исламским активистам вернуться, чтобы противостоять организованным левым, а также вновь ввел в судебную систему элементы шариатского права. Тем самым во многих арабских и мусульманских неарабских странах появились исламские проповедники (и духовные, и светские), имеющие политические программы прихода к власти.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь