ИСЛАМИЗМ
исламизм
Islamismus. Islamism (арабск. алИслам – покорность [воле Бога]). И. означает (по большей части воинственное) политическое требование возобновления действия классических законов ислама, шариата (араб. – правильный путь), в населенных по преимуществу мусульманским населением областях и государствах. По представлениям исламистов, с помощью возвращения к «истинной вере» и связанных с этим социальных перемен (крайне строгие наказания, раздельное воспитание мальчиков и девочек) можно решить все политические, общественные и экономические проблемы. См.: Фундаментализм
ИСЛАМИЗМ
ультрафундаментальное идеологическое течение внутри ислама. Включает различные религиозно-идеологические направления. Наиболее реакционным направлением является исламский экстремизм – распространение насильственным путем исламской модели государства и установление исламских правил поведения в обществе и семье. В свою очередь исламский экстремизм подразделяется на радикальный исламизм (идеологию, прикрытую религиозными догмами) и исламский терроризм. Возрождению исламизма способствовал крах существовавших в мусульманском мире идеологий, включая коммунистическую. Исламисты борются за утверждение ислама в качестве господствующей в мире религии. Выступают в качестве лидеров обездоленных, объединенных враждебностью к Западу и его «деградирующей» культуре.
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
Исламизм
радикальное политическое течение в исламе, провозглашающее своей целью защиту религии и мусульманского образа жизни от «попыток Запада и его приспешников в исламских странах» подорвать и сокрушить традиционные и единственно верные исламские ценности.
Теоретической основой И. (или, как его еще называют, радикального политического ислама) является исламский фундаментализм – понятие, которому в арабском языке соответствует термин «салафийя» (от слова «салаф» – предки). Салафисты исходят из того, что упадок мусульманской «умы» (общины), о которой в Коране сказано, что она является лучшей из общин, созданных для человечества (а ведь Коран считается откровением, посланным пророку Мухаммеду самим Аллахом), стал возможным в результате отхода от праведного ислама, существовавшего в чистом виде при Мухаммеде и первых халифах. Несправедливость, разложение верхов, коррупция, попытки привнести в исламский мир чуждые ему ценности и порядки – все это произошло потому, что нечестивые правители мусульманских стран в своих корыстных и эгоистических интересах предали забвению основополагающие устои ислама, стержнем которых является шариат («праведный путь»), т. е. система религиозных и морально-этических установок, на которых зиждется вся жизнь мусульманина и которые определяют его отношение к Богу, своим ближним, обществу и государству.
Исламский фундаментализм, элементы которого прослеживаются уже в учении жившего в XVIII в. аравийского проповедника ибн Абд аль-Ваххаба, получил развитие в XX в., когда стало очевидным отставание мусульманских стран от «неверного» Запада. И. стал вторым звеном в цепочке, идущей от теоретической салафийи к боевому, практическому политическому движению, которое при определенных условиях может привести к становлению сети транснационального терроризма, или «джихадизма» (от слова «джихад», буквально означающего «усилия во имя распространения и торжества ислама»). Понятие «джихад» трактуется исламистами в узком смысле как борьба, в основном вооруженная, против «врагов ислама».
Первой крупной организацией исламистов стала египетская группировка «Братья – мусульмане», созданная в 1928 г. От нее впоследствии отпочковались многочисленные экстремистские группы, в том числе и за пределами Египта (например, палестинский ХАМАС). Наибольшую известность получила организация «Аль-Каида» (база), созданная в 1980-х годах в Афганистане и провозгласившая своей целью, по словам одного из ее основателей У. бен Ладена, борьбу против сверхдержав (СССР и США), против евреев и «крестоносцев» (т. е. людей Запада). «АльКаида» прославилась прежде всего террористическим актом 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, а затем и целой серией аналогичных акций «истишхада» (самопожертвования) в ряде стран. Воинствующий И. направляет свои удары против внешнего врага (Запад, прежде всего США) и внутреннего врага («нечестивые» режимы в мусульманских государствах). В настоящее время И. не представляет собой некоей единой централизованной организации, а действует в виде транснациональной сети, отдельные ячейки которой связаны друг с другом главным образом благодаря Интернету. Среди исламистов есть представители как суннитского, так и шиитского толка ислама. (Г. И. Мирский)
Теоретической основой И. (или, как его еще называют, радикального политического ислама) является исламский фундаментализм – понятие, которому в арабском языке соответствует термин «салафийя» (от слова «салаф» – предки). Салафисты исходят из того, что упадок мусульманской «умы» (общины), о которой в Коране сказано, что она является лучшей из общин, созданных для человечества (а ведь Коран считается откровением, посланным пророку Мухаммеду самим Аллахом), стал возможным в результате отхода от праведного ислама, существовавшего в чистом виде при Мухаммеде и первых халифах. Несправедливость, разложение верхов, коррупция, попытки привнести в исламский мир чуждые ему ценности и порядки – все это произошло потому, что нечестивые правители мусульманских стран в своих корыстных и эгоистических интересах предали забвению основополагающие устои ислама, стержнем которых является шариат («праведный путь»), т. е. система религиозных и морально-этических установок, на которых зиждется вся жизнь мусульманина и которые определяют его отношение к Богу, своим ближним, обществу и государству.
Исламский фундаментализм, элементы которого прослеживаются уже в учении жившего в XVIII в. аравийского проповедника ибн Абд аль-Ваххаба, получил развитие в XX в., когда стало очевидным отставание мусульманских стран от «неверного» Запада. И. стал вторым звеном в цепочке, идущей от теоретической салафийи к боевому, практическому политическому движению, которое при определенных условиях может привести к становлению сети транснационального терроризма, или «джихадизма» (от слова «джихад», буквально означающего «усилия во имя распространения и торжества ислама»). Понятие «джихад» трактуется исламистами в узком смысле как борьба, в основном вооруженная, против «врагов ислама».
Первой крупной организацией исламистов стала египетская группировка «Братья – мусульмане», созданная в 1928 г. От нее впоследствии отпочковались многочисленные экстремистские группы, в том числе и за пределами Египта (например, палестинский ХАМАС). Наибольшую известность получила организация «Аль-Каида» (база), созданная в 1980-х годах в Афганистане и провозгласившая своей целью, по словам одного из ее основателей У. бен Ладена, борьбу против сверхдержав (СССР и США), против евреев и «крестоносцев» (т. е. людей Запада). «АльКаида» прославилась прежде всего террористическим актом 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, а затем и целой серией аналогичных акций «истишхада» (самопожертвования) в ряде стран. Воинствующий И. направляет свои удары против внешнего врага (Запад, прежде всего США) и внутреннего врага («нечестивые» режимы в мусульманских государствах). В настоящее время И. не представляет собой некоей единой централизованной организации, а действует в виде транснациональной сети, отдельные ячейки которой связаны друг с другом главным образом благодаря Интернету. Среди исламистов есть представители как суннитского, так и шиитского толка ислама. (Г. И. Мирский)
Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.