ИСЛАМИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

исламизм
Islamismus. Islamism (арабск. алИслам – покорность [воле Бога]). И. означает (по большей части воинственное) политическое требование возобновления действия классических законов ислама, шариата (араб. – правильный путь), в населенных по преимуществу мусульманским населением областях и государствах. По представлениям исламистов, с помощью возвращения к «истинной вере» и связанных с этим социальных перемен (крайне строгие наказания, раздельное воспитание мальчиков и девочек) можно решить все политические, общественные и экономические проблемы. См.: Фундаментализм

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ИСЛАМИЗМ
ультрафундаментальное идеологическое течение внутри ислама. Включает различные религиозно-идеологические направления. Наиболее реакционным направлением является исламский экстремизм – распространение насильственным путем исламской модели государства и установление исламских правил поведения в обществе и семье. В свою очередь исламский экстремизм подразделяется на радикальный исламизм (идеологию, прикрытую религиозными догмами) и исламский терроризм. Возрождению исламизма способствовал крах существовавших в мусульманском мире идеологий, включая коммунистическую. Исламисты борются за утверждение ислама в качестве господствующей в мире религии. Выступают в качестве лидеров обездоленных, объединенных враждебностью к Западу и его «деградирующей» культуре.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

Исламизм
радикальное политическое течение в исламе, провозглашающее своей целью защиту религии и мусульманского образа жизни от «попыток Запада и его приспешников в исламских странах» подорвать и сокрушить традиционные и единственно верные исламские ценности.
Теоретической основой И. (или, как его еще называют, радикального политического ислама) является исламский фундаментализм – понятие, которому в арабском языке соответствует термин «салафийя» (от слова «салаф» – предки). Салафисты исходят из того, что упадок мусульманской «умы» (общины), о которой в Коране сказано, что она является лучшей из общин, созданных для человечества (а ведь Коран считается откровением, посланным пророку Мухаммеду самим Аллахом), стал возможным в результате отхода от праведного ислама, существовавшего в чистом виде при Мухаммеде и первых халифах. Несправедливость, разложение верхов, коррупция, попытки привнести в исламский мир чуждые ему ценности и порядки – все это произошло потому, что нечестивые правители мусульманских стран в своих корыстных и эгоистических интересах предали забвению основополагающие устои ислама, стержнем которых является шариат («праведный путь»), т. е. система религиозных и морально-этических установок, на которых зиждется вся жизнь мусульманина и которые определяют его отношение к Богу, своим ближним, обществу и государству.
Исламский фундаментализм, элементы которого прослеживаются уже в учении жившего в XVIII в. аравийского проповедника ибн Абд аль-Ваххаба, получил развитие в XX в., когда стало очевидным отставание мусульманских стран от «неверного» Запада. И. стал вторым звеном в цепочке, идущей от теоретической салафийи к боевому, практическому политическому движению, которое при определенных условиях может привести к становлению сети транснационального терроризма, или «джихадизма» (от слова «джихад», буквально означающего «усилия во имя распространения и торжества ислама»). Понятие «джихад» трактуется исламистами в узком смысле как борьба, в основном вооруженная, против «врагов ислама».
Первой крупной организацией исламистов стала египетская группировка «Братья – мусульмане», созданная в 1928 г. От нее впоследствии отпочковались многочисленные экстремистские группы, в том числе и за пределами Египта (например, палестинский ХАМАС). Наибольшую известность получила организация «Аль-Каида» (база), созданная в 1980-х годах в Афганистане и провозгласившая своей целью, по словам одного из ее основателей У. бен Ладена, борьбу против сверхдержав (СССР и США), против евреев и «крестоносцев» (т. е. людей Запада). «АльКаида» прославилась прежде всего террористическим актом 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, а затем и целой серией аналогичных акций «истишхада» (самопожертвования) в ряде стран. Воинствующий И. направляет свои удары против внешнего врага (Запад, прежде всего США) и внутреннего врага («нечестивые» режимы в мусульманских государствах). В настоящее время И. не представляет собой некоей единой централизованной организации, а действует в виде транснациональной сети, отдельные ячейки которой связаны друг с другом главным образом благодаря Интернету. Среди исламистов есть представители как суннитского, так и шиитского толка ислама. (Г. И. Мирский)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
120.63 кб

Исламизм, этничность и конфликты: о роли символической политики

Наумкин Виталий Вячеславович
Исламизм, этничность и конфликты в глобализующемся мире тесно взаимосвязаны.
Читать PDF
380.80 кб

Кому и как угрожает исламизм?

Малашенко Алексей
«Arabia Vitalis: Арабский Восток, ислам, Древняя Аравия», М., 2005 г.
Читать PDF
230.44 кб

Исламизм третья ступень ракеты деколонизации?

Мирский Георгий
Г.Мирский, "Исламизм третья ступень ракеты деколонизации?", М., 2004 г., с. 123.
Читать PDF
273.63 кб

Глобализация и мировой исламизм

Фурсов К.
Реферат подготовил К. Фурсов. «Реферативный журнал: Востоковедение и африканистика», М., 2007 г. № 2, с. 52-63.
Читать PDF
199.65 кб

Пакистанский исламизм и центральная Азия

Белокреницкий Вячеслав
"Азия и Африка сегодня", М., 2004 г., № 9, с. 40-44.
Читать PDF
225.58 кб

Исламизм в странах магрибa: причины и последствия распространения

Борисов А.
"Восток", М., 2004 г., № 6, с. 121-133.
Читать PDF
298.94 кб

Кому угрожает исламизм? (Продолжение)

«Исламская альтернатива и исламистский проект», М., 2006 г., с. 83-90.
Читать PDF
305.29 кб

Исламизм - третья ступень ракеты деколонизации?

Мирский Георгий
Читать PDF
206.02 кб

2007. 02. 008-009. Глобализация и мировой исламизм

Фурсов К. А.
Читать PDF
381.59 кб

Западная Европа и исламизм: противостояние усиливается

Носенко Владимир
Материал предоставлен автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»
Читать PDF
289.84 кб

Исламизм и империализм: соперники или союзники?

Ланда Р.
Читать PDF
340.36 кб

Демократия и исламизм в Египте

Долгов Б.
«Ближний Восток и современность», М., 2007 г., с. 15-28.
Читать PDF
267.12 кб

Суннитский исламизм и «Хезболлах» в Ливане

Ружье Бернар
«Le Monde diplomatique» (Ле Монде дипломатик»), Париж Москва, январь 2007 г., с. 10.
Читать PDF
221.21 кб

Тьерри Вольтон: «Исламизм - это вырождение ислама»

Французский политолог Тьерри Вольтон, автор книг «КГБ во Франции», «Париж-Москва: 30 лет тайных отношений», «Красно-коричневые: «Болезнь века», только что опубликовал свой очередной труд бестселлер «Четвертая мировая война».
Читать PDF
0.00 байт

Радикальный исламизм на юге России: мифы и реальность

Бережной Сергей

Похожие термины:

  • ИСЛАМИЗМ В ПОЛИТИКЕ

    организация политической жизни на основе догм и предписаний исламской религии. Ислам как мировая религия (ныне на Земле насчитывается более миллиарда мусульман) является одним из важнейших факто