ИСЛАМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИСЛАМ
Islam, от ар.) - одна из мировых, наиболее распространенных и влиятельных религий (наряду с христианством и буддизмом). Ее последователи -мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Главные принципы изложены в Коране. Основной догмат - поклонение единому Богу - аллаху и признание Мухаммед "посланником аллаха" Основные направления - суннизм и шиизм

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Ислам
(мусульманство) - религия, возникшая в VII веке в Аравии; широко распространялся в завоеванных арабами странах. Основателем ислама, по преданию, считается Мохаммед (Магомет), живший в начале VII века. Отсюда другое название ислама-магометанство. Основы учения ислама-вера в единого бога Аллаха и в его пророка Мохаммеда-изложены в Коране, книге, в которой записаны различные религиозные сказания и изречения. Ислам проповедует угнетенным покорность и обещает им райскую жизнь «в загробном мире». Империалисты и национальная буржуазия азиатских и африканских стран, где преобладает мусульманское население, используют ислам как орудие порабощения народа. Ислам был опорой царского правительства в борьбе против революционного движения в восточных губерниях России. После Октябрьской социалистической революции ислам использовался буржуазными националистами, троцкистско-бухаринскими врагами народа в борьбе против »Советской власти.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ИСЛАМ
одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и христианством. И. возник в VII в. на Аравийском полуострове. Численность последователей И. более 1 млрд. человек. Сторонники И. в основном проживают в странах Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, а также в ряде стран Азии. И. играет важную роль во внутренней и внешней политике современных мусульманских стран и в международных отношениях. В последние годы возникли десятки региональных и международных исламских политических, экономических, культурных организаций. Самыми влиятельными из них международной арене являются - организация Исламская Конференция, Лига Исламского мира, Исламский Совет Европы и др. И. в России - вторая по числу последователей религиозная конфессия после православия. На 1 января 1998 г. в РФ зарегистрированы уставы 51 центра и управлений, 2734 обществ (общин), 106 духовных образовательных учреждений И. Большинство мусульман РФ проживают в регионах Северного Кавказа, Поволжья и Приуралья, Сибири.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ИСЛАМ
[араб. букв, предание себя (богу), покорность] одна из трех наиболее распространенных (наряду с христианством и буддизмом) религий. Возникла в нач. 7 в. в Аравии в период разложения патриархально-общинного строя и образования арабского государства. Вероучение И., изложенное в Коране, Сунне и др. богословских трудах, имеет сходство как с иудаизмом, христианством, так и с др. религиями. Характерная черта И. — фатализм, являющийся, по словам Маркса, «стержнем мусульманства». Согласно догмам И. жизнь людей и все происходящее предопределено волею всемогущего Аллаха. И. требует от верующих покорности и смирения. В то же время по И. человек обладает свободой воли и в силу этого ответствен за свои поступки, В И. существуют 2 направления суннизм и шиизм. Шииты составляют примерно 1/5 всех мусульман. И. является господствующей религией в Турции, Пакистане, Иране, Индонезии, в ряде арабских стран и нек-рых др. странах мира. Последователи И. в СССР имеются среди населения Средней Азии, Казахстана, Азербайджана и т. д.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Ислам
араб., букв. покорность)
монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); милостыня в пользу бедных (закат); пост в месяце рамадан (саун); паломничество в Мекку(хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 вв. возникло мистическое течение - суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Ислам
религия, распространенная в странах Ближнего и Среднего Востока, в Азии и Африке, а также среди некоторой части населения советской Средней Азии, Кавказа. Возникла в VII веке в Аравии. Основателем ислама летописцы этого вероучения провозгласили Мухаммеда (Магомета) из Мекки. Ислам проповедует веру в бога — аллаха и его пророка Мухаммеда, требует от верующих безропотного послушания и покорности, соблюдения многочисленных религиозных запрещений, постов, обрядов, стремится изолировать верующих от участия в общественной и политической жизни. Крайне реакционное вероучение, служащее интересам эксплуататорских классов. Ислам называют нередко еще магометанством, или мусульманством. Исламская церковь — мечеть, священник — мулла. Ислам, пожалуй, больше, чем другие религии, враг науки, просвещения, культуры. Существуют два главных направления в исламе: суннизм, признающий, кроме Корана, священными также сунны (предания) о жизни пророка Мухаммеда, и шиизм, который отрицает священное значение сунн, обожествляет сподвижника Мухаммеда Алия и проповедует культ мессии (Махди). У шиитов распространен культ мученичества. Приверженцы ислама образуют немало сект, которые обычно не очень многочисленны. Со второй половины XIX века получил распространение панисламизм — реакционное религиозно-политическое учение, проповедующее объединение мусульманских народов для борьбы против «наступления христианского Запада». «Священной книгой» ислама считается Коран (см.). На основе заповедей Корана составлен подробный перечень религиозных норм и правил поведения верующих, так называемый шариат. По существу, это свод крайне реакционных правовых норм для мусульман. Шариат утверждает имущественное неравенство, под страхом смерти запрещает классовую борьбу, увековечивает бесправие, рабское положение женщин и т. п.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

ИСЛАМ
(от араб. الإسلام – покорность) – самая молодая и вторая по численности приверженцев после христианства мировая монотеистическая религия. Её исповедуют более 1 млрд мусульман (от араб. مسلم – верный, преданный), проживающих в более чем 120 странах мира. В 28 странах И. является государственной или официальной религией. Основателем И., объявившим себя посланником единого Бога, стал Мухаммад (ок. 570–632 гг.). Мухаммад родился в г. Мекке, а в возрасте 40 лет объявил себя посланником и пророком единого Бога Аллаха и начал проповедовать в Мекке новую веру, которой он дал название И. Осуждение богатства и ростовщичества, проповедь равенства всех перед Богом способствовала росту популярности и быстрому распространению И. К 630–631 гг. в Аравии сложился религиозно‑политический союз племён, и И. стал общеарабской религией. На формирование религиозного учения И. оказали большое влияние христианство и иудаизм. Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Давид (Дауд), Иаков (Якуб), Иосиф (Йусуф), Иов (Аййуб), Моисей (Муса), Иисус (Иса) приняты мусульманами как предшественники пророка Мухаммада и вместе с ним считаются главными («стойкими») пророками. Основные положения вероучения И. изложены в трёх источниках. Первый источник – Коран (от араб. أَلْقُرآن – чтение вслух, назидание) – главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесённых Мухаммадом в форме пророческих откровений. При жизни Мухаммада содержание Корана передавалось по памяти. После его смерти по приказу халифа Османа (наместника Пророка Мухаммада, духовного и светского главы всех мусульман) был составлен письменный текст Корана, окончательно отредактированный к X в. Второй источник – Сунна (от араб. سنة – обычай, пример) – представляет собой описание жизни, поступков, высказываний Мухаммада, записанных в виде хадисов (рассказов о деятельности Мухаммада) его сподвижниками и последователями. Шесть сборников Сунны играют роль канонических книг и дополняют Коран. Третий источник – Шариат (с араб. شريعة – правильный путь, закон, обязательные предписания) – комплекс закреплённых Кораном и Сунной правил, регулирующих жизнь верующих во всех сферах: религиозной деятельности, нравственных поступков, экономических, политических, социальных, бытовых, семейных и других отношений. В мусульманском мире нормы Шариата имеют статус религиозного законодательства. И. основывается на следующих догмах, признание которых за истину и их беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман: вера в Аллаха, единого, единственного, всемогущего Бога, Творца и Покровителя всего в мире, не имеющего конкретного образа и никак не изображаемого. Аллах – единственный Бог, не имеющий сыновей и соправителей, – этот догмат является главным в И.; вера в демонов и ангелов, сверхъестественных существ, созданных Аллахом, занимающих промежуточное положение между Ним и человеком. Ангелы – добрые духи – живут в царстве Аллаха и служат ему. Демоны – злые духи (шайтаны, джинны) – восстали против Аллаха и за это были низвергнуты с небес. Возглавляет демонов Иблис – главный противник Бога; вера в святость Корана; вера в пророков и посланничество Мухаммада предполагает трактовать пророков как избранных Богом людей, через которых он вещает людям свою волю. Мухаммад является главным, последним из пророков, проповедавших человечеству. Вера в рай и ад; вера в божественное предопределение, согласно которому перед творением мира Аллах всё заранее предопределил вплоть до разрушения материального мира (конца света), – всё в мире происходит по воле Аллаха, и ничто не может изменить ход развития событий. Человек должен подчиниться судьбе и всё в мире воспринимать безропотно; верить в бессмертие души. Основой мусульманского культа являются пять основных обязанностей («столпов веры») верующего мусульманина: 1) исповедание веры – признание единства Бога Аллаха и пророчества Мухаммада; 2) молитва (от перс. – намаз) – пять раз в сутки совершать молитву в храме или где придётся в конкретное время по установленному ритуалу; 3) пост (от араб. – ураза) в месяц рамадан, во время которого необходимо воздерживаться от любой греховности и от пищи в светлое время суток; 4) милостыня (от араб. – аз‑закят) – уплата благотворительного налога в пользу нуждающихся (обычно 1/40 часть годового дохода), что трактуется как очистительный духовный ритуал; 5) паломничество (от араб. – ал‑хаджж) в г. Мекку хотя бы один раз в жизни с целью поклониться главной святыне всех мусульман – храму и священному камню Каабе по определённому ритуалу и в определённое время года. Часть богословов кроме пяти «столпов веры» выделяют ещё одну обязанность джихад (от араб. – усилие или борьба за веру), выражающуюся в рвении, усердной деятельности по распространению И. Вышеуказанные положения вероучения и культа характеризуют суннизм – крупнейшее из течений И. (9/10 современных мусульман – сунниты). Следует отметить, что И. с начала своего формирования в организационном плане никогда не был централизованной религией. Он включал раньше и включает сегодня множество направлений, течений, сект, религиозных движений, многие из которых сегодня имеют своих последователей. Наиболее крупным направлением И., кроме суннизма, является шиизм. Шиизм (от араб. – группировка, партия, сторонники) отличается в основном ви́дением духовного наследования (если не сказать – права наследования). Согласно суннизму, духовный лидер должен избираться, а согласно шиизму, это может быть только представитель рода Пророка Мухаммада (от его племянника Али). Имеются также отличия между суннизмом и шиизмом в месте паломничества, в выборочном признании текстов Сунны и в обряде (например, количестве намазов и др.). В И. особое значение имеет правильное толкование джихада. Так, разновидностью джихада является газзават(священная война против неверных), который, по всей логике ислама, должен употребляться в переносном смысле, но неправомерно используется группировками радикальных исламистов как идеологическое обоснование своей террористической деятельности (см. Исламо‑сектантский империализм). Следует отметить, что опыт Российской Империи и современной России убедительно указал на полную и благотворную совместимость многовекового сосуществования мусульман и православных (об этом свидетельствует, например, нынешняя практика взаимоотношений РФ с Чеченской Республикой и Татарстаном). Надо признать, что И. XXI в. обладает огромной жизненной силой и политической волей, что требует исключительно уважительного отношения к этой религии со стороны верующих иных конфессий. Речь, разумеется, не идёт об экстремистских течениях, щедро спонсируемых Западом (или его вассалами – Саудовской Аравией, Катаром и др.). В этом смысле традиционный И., безусловно, заслуживает уважения православных, имея в виду серьёзность и искренность своего отношения к Всевышнему, к очищению от грехов, к идее справедливости, к России. С другой стороны, исламский мир не сможет самостоятельно выстоять против нынешнего «крестового похода» Запада; мусульманам разумно объединяться с православными, с Россией против давления либерализма, безжалостно уничтожающего религиозную и культурную идентичность.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

ИСЛАМ
мусульманство) — самая молодая из всех мировых религий.
В отличие от родственных ей «авраамических» религиозных течений — иудаизма и христианства, ислам четко связан с именем реального человека. В 610 г. христианской эры торговец из аравийского города Мекка — религиозного центра Аравии в те годы — Мохаммад (Мухаммед) объявил сначала своим близким, а потом и согражданам, что к нему явился ночью архангел Джибраил (Гавриил в христианском варианте) и надиктовал ему главу (суру) из Корана — последнего и самого главного откровения Господа. С той поры посланец Аллаха транслировал Мохаммаду священные тексты регулярно. И, записанные со слов неграмотного торговца, они и легли в основу священной книги всех мусульман мира — Корана. Считается, что оригинал ее хранится на небесах, и ни буква, ни слово в аятах (стихах) изменению не подлежат.
В Коране содержится масса мотивов из Ветхого и Нового Заветов. Эта преемственность и откровенное заимствование библейских сюжетов в главной книге мусульман отражено и в факте признания в коранических же текстах особого статуса иудеев и христиан как «людей Писания» («ахль аль-Китаб»), в отличие от язычников.
Мусульманские богословы полагают, что «Таурит» Мусы (Пятикнижие Моисея), «Забур» Дауда (Псалтырь, сочинение которой приписывается царю Давиду) и «Инджиль» (так мусульмане именуют книги Нового Завета) — боговдохновенные книги, которые надлежит почитать, как и Коран. Потому что и Авраам, и Моисей, и Иисус — все пророки Аллаха: предшественники самого великого и последнего из их чреды — Мохаммада. Именно он и стал создателем государства аравийских кочевников, в течение несколько десятилетий завоевавших весь тогдашний обитаемый мир.
Созданный под руководством Мохаммада и его сторонников военнополитический союз арабских племен, живших в Мекке и Ясрибе (позднее — Медине) захватил власть в Хиджазе, а потом, еще при жизни Мохаммада, — во всей Аравии и на Ближнем Востоке.
Последующие завоевания арабов привели к созданию исламской цивилизации, пределы влияния которой распространялись на огромные территории — от Испании и севера Африки до Индии. Но просуществовало это государство — халифат — по историческим меркам недолго. Распри начались уже при правлении первых «праведных» (как они именуются в мусульманской традиции) халифах — «наследниках» пророка Мохаммада. Последний из них — Али и его сыновья — Хасан и Хусейн пали жертвами дворцовых интриг. Именно они и стали главными персонажами пантеона шиитов — второго по численности направления в исламе.
В отличие от суннитов, которые составляют подавляющее число мусульман (в т. ч. и в России) и чтят наряду с Кораном и Сунну — сборник хадисов (высказываний пророка Мохаммада, не вошедших в Коран), шииты провозгласили принцип наследственной духовной власти, в соответствии с которым законными духовными преемниками Мохаммада являются потомки 4-го «праведного» халифа Али — зятя пророка. Согласно шиитской версии истории именно его потомок Мохаммад, погибший в конце XI в., на самом деле не был убит, а взят на небо живым. И в день Страшного Суда он — спаситель («махди»), «скрытый имам» — явится на землю для того, чтобы восстановить социальную справедливость, равенство и божественную благодать.
Во многом именно воззрения шиитов и определяют облик того, что современным Западом воспринимается как «исламский экстремизм», хотя на самом деле нынешний мир ислама (в мусульманских странах, а также в государствах Европы, в США приверженцев этой религии насчитывается свыше 1 млрд чел.) многолик и разнообразен. Только 18% мусульман живет в арабских странах. Почти 50% всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30% — в Пакистане и Бангладеш, большое количество мусульман являются гражданами Индонезии, США, Китая, стран Европы, России, Индии и Южной Америки.
Ислам в его суннитском варианте легко распространился практически по всей планете. В большинстве мусульманских государств ныне господствует именно суннизм. Он распространен и в России — в Татарстане, Башкортостане, республиках Северного Кавказа (за исключением Северной Осетии), странах СНГ — Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении.
Ислам в шиитской версии является религией Ирана, большей части Ирака, Йемена и Азербайджана. Значительные группы шиитов есть в Афганистане, Пакистане, Сирии, Ливане, Египте, Палестине. Но кроме двух основных течений в исламе существуют и другие.
Суфизм — мистико-аскетическое направление в исламе — возник еще в конце VIII в. как еретическое течение. Преследовалось ортодоксальными мусульманскими теологами. Так, был казнен знаменитый мудрец Халадж, заявивший, что «Я есть Бог». Суфии проповедовали аскетизм, отказывались от выполнения религиозных обрядов, иносказательно толковали Коран. В их теологию вошли элементы неоплатонизма и буддизма, сформировав пантеистический характер их воззрений. Суфиями были великие поэты и философы Средневековья — Омар Хайям, Аттар, Руми, Рудаки, Навои. Ныне суфизм во многом перерос границы ислама и представляет собой транснациональное сообщество «посвященных», исповедующих эзотерические религиозные воззрения, радикально отличающиеся от основных догматов ислама. В сущности, его можно считать вариантом «исламского протестантизма», хотя ересей в исламе предостаточно.
Друзы и алавиты (нусайриты) в Сирии и Ливане (а также в Израиле) при некоторых формальных признаках близости их к мусульманской обрядности представляют собой достаточно замкнутые сообщества, напоминающие средневековые ордена крестоносцев.
В еще большей степени это относится к исмаилитам — радикальному направлению шиизма. Именно в их среде и возник «орден» ассасинов» (гашишинов). Предводимый Великим Старцем, резиденция которого находилась на горе в местечке Аламут, он являлся настоящей террористической организацией с разветвленной международной сетью. Ассасины организовывали покушения на ханов, эмиров и королей. Беспрекословное подчинение Старцу у ассасинов было законом. В XIII в. Аламут был взят монголами во время их похода на Ближний Восток и разгромлен.
Причина того, что ислам легко завоевывал себе адептов даже в тех странах, где господствовали более древние и традиционные верования, заключалась в исключительной простоте исламского вероучения и обрядов. Для того, чтобы стать мусульманином, следует публично признать, что «нет Бога кроме Аллаха, и Мохаммед — пророк Его» (шахада, т. е. свидетельство), пятикратно молиться каждый день — совершать намаз, жертвовать часть своих доходов в пользу общины (закят), поститься в священный месяц Рамадан (саум) и совершить паломничество — хадж в священные города Мекку и Медину. Собственно, соблюдение этих ритуалов — «пяти столпов ислама», не требовавшее особых усилий от поклонников, и привлекло к мусульманству миллионы последователей.
Мусульманская вера (иман) включает в себя веру в единого Бога (таухид, или монотеизм); веру в Ангелов; веру в Книги; Веру в Пророков и Посланников; Веру в Судный день; Веру в Предопределение (кадар).
Ритуал молитвы (намаза) не является особенно сложным. Перед тем как войти в мечеть (масджид) для совершения молитвы нужно совершить омовение.
В исламе, в отличие от других религий, отсутствует институт священнослужителей как таковой. Мулла, или имам, является просто знающим Коран и хадисы Сунны человеком, выбранным членами прихода (махалли) для исполнения обрядов. Богословы (улемы) выносят суждение, оформленное письменно (фетва), по любому общественно значимому поводу, которое имеет значение юридически оформленной нормы.
В мечети полностью отсутствуют предметы сакрального предназначения. Ислам запрещает изображать людей и животных, и, тем более, поклоняться им. Мусульмане видят в этом идолопоклонство и объясняют тем, что они сторонники последовательного единобожия (Таухида) и исполняют заповедь пророка Моисея (Мусы) — «Не сотвори себе кумира».
Во время молитвы верующие обращаются к «стене киблы». «Кибла» и обозначает направление, указывающее мусульманам, в какой бы части света они ни жили, где находится Мекка — главная святыня мусульман. Михраб (убежище) в стене мечети является главным элементом «стены». Обращаясь во время молитвы к михрабу, верующие молятся, стараясь быть ближе к Мекке.
Справа от михраба располагается минбар — кафедра, состоящая из узких ступеней с перилами, ведущими к платформе. Именно оттуда произносится полуденная проповедь по пятницам, в день для всех мусульман святой — во время молитвы джуманамаз. Когда имам поднимается вверх для проповеди, он никогда не становится на верхнюю ступень минбара, признавая тем самым превосходство Пророка.
Мусульмане, захватывая страны, обеспечивали покоренному населению экономические преференции, если оно принимало ислам. Поэтому он распространился даже на территориях, где столетиями господствовали языческие культы — в субтропической и тропической Африке. Те же, кто оставались верными своим традиционным религиозным воззрениям в странах, попавших под власть исламских правителей, обязаны были платить специальный налог для неверных — джизью.
У мусульман принят лунный календарь. Он короче солнечного примерно на 11 дней. Поэтому порядок отсчета лет в исламских странах отличается от того, что принят в большинстве стран мира — от нашей эры, т. е. Рождества Христова. Летоисчисление мусульман основано на Хиджре, времени переселения Мохаммеда и его последователей из Мекки, где их преследовали, в Ясриб — будущую Медину. Это, по представлениям последователей ислама, произошло летом 622 г. — спустя 12 лет после чудесного ниспослания пророку Мохаммеду первой суры Корана. Поэтому месяцы мусульманского календаря отличаются от общепринятых в западном мире. Их названия: мухаррам, сафар, раби аль-авваль, раби тани, джамади аваль, джамади тани, раджаб, шаабан, рамадан (рамазан), шавваль, зуль-каада и зуль-хиджа.
Прибытие пророка в Медину относят к 12 раби аль-авваля (24 сентября 622 г.), а первый год мусульманского летоисчисления — хиджры — начинается 1 мухаррама (16 июля 622 г.).
Мусульмане убеждены, что полученный через божественное откровение в Коране шариат является сводом законов и принципов, которые определяют и юридические, и нравственные нормы, по которым должна жить умма — сообщество людей, которых, согласно исламу, связывает не кровное родство, а вера в Аллаха.
Социальные идеи ислама базируются на том, что духовная и социальная жизнь неразрывны, а регулятором всех процессов в обществе является шариат.
Начавшиеся в мире еще в XIX в. процессы серьезных изменений привели к радикальным реформам традиционного ислама, который после двух поражений мусульман всемирно-исторического масштаба — крушения Арабского халифата и Османской империи — оказался перед угрозой полной утраты своей идеологической привлекательности для мыслящего человечества.
В России это в конце XIX в. вылилось в джаддидизм, ярчайшим представителем которого стал татарин Шахабуддин Марджани. На Кавказе в 1820–50-х гг. получил распространение т. н. мюридизм («послушничество»), имеющий основание в суфийском представлении о тарикате (буквально «путь», т. е. путь мистицизма, путь истины) как стадии совершенства, превосходящей мусульманский закон и благочестие, т. е. шариат, и позволяющей познать истину мистическим путем, воедино сливаясь с Богом. Подобной стадии совершенства достигают лишь единицы, и именно они могут быть имамами, народные же массы не восходят далее шариата.
Суфийское учение о тарикате принес на Кавказ в 1823 г. бухарец ХассМохаммед. Его последователи наследовали от него уверенность, что именно в мюридизме лежит залог нравственного и политического возрождения ислама. Обращенный в суфизм Мулла-Мохаммед воодушевил горцев на массовое усвоение нового учения.
Среди его последователей был Кази-Мулла, распространивший мюридизм к концу 1829 г. в значительной части Чечни и Дагестана. Мечтая об основании всемусульманского халифата, он провозгласил себя имамом и объявил против русских священную войну, газават. В 1832 г. Кази-Мулла был убит в штурме с. Гимры. После заговора аварцев против его преемника Гамзат-бека в 1834 г., имамство захватил Шамиль, стяжавший мюридизму и в целом Кавказу небывалую доселе степень могущества.
Долговременная «антиколониальная» кавказская война сопровождалась неслыханной жестокостью со стороны последователей Шамиля.
Получило распространение рабство, причем горные чеченцы торговали одинаково и русскими, и кавказскими невольниками. Шамиль жестоко вырезал целые аулы и кланы, насаждая теократические порядки имамата.
Используя ситуацию, османские, французские и английские политические круги поддерживали Шамиля, пытаясь расшатать ситуацию на Кавказе. Наиболее активные попытки к этому предпринимались во время Крымской войны 1853–56 гг. В 1859 г. Шамиль был пленен русской армией, Кавказская война закончилась поражением сторонников имамата.
Еще одной, более ранней реакцией на упадок ислама, стал возникший в конце XVIII в. в Хиджазе, на земле мусульманских святынь, т. н. ваххабизм — движение Абд-аль Ваххаба, чье имя ныне связывается с деятельностью экстремистских террористических организаций, спекулирующих мусульманскими лозунгами. Последние, отстаивая приоритет шариата перед нормами международного права, нередко прибегают к насильственным методам.
На территории Российской Федерации попытка воплотить модель «исламского государства» на практике была предпринята на Северном Кавказе, когда на территории одной из бывших автономий была создана т. н. Чеченская республика Ичкерия. В августе 1999 г. в соответствии с планами экстремистов создания «исламского халифата» на Северном Кавказе отряды бандитов, значительную часть которых составляли наемники, вторглись из Чечни в Дагестан. В Дагестане, как и в Чечне, было немало сторонников суфийских орденов накшбенди и кадирия. Во многом на их поддержку террористы и рассчитывали.
После разгрома этих незаконных военных формирований и восстановления конституционного порядка на территории Чеченской Республики материальная база террористов в основном была ликвидирована. И радикально сократились их возможности влиять на умонастроения значительной части россиян мусульманского вероисповедания — а их в РФ насчитывается 20 млн.
Современные воззрения сторонников ислама во многом основаны на теоретических изысканиях мусульманских теологов, многие из которых получили образование вне своих стран и преподавали в университетах Америки и Европы. Так, труды одного из идеологов исламского фундаментализма Маудуди послужили теоретической базой для идейного обоснования существования Исламской Республики Пакистан. Его книги повлияли и на формирование взглядов партий и организаций экстремистского толка, включая «Аль-Каиду».

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
265.82 кб

Ислам в России: религия и политика

Малашенко А. В.
В статье дается анализ истории и современногосостояния ислама в России. Она носит обзорно-ознакомительный характер и посвящена вопросам современного состояния религиозных отношений, их перспектив и развития.
Читать PDF
110.01 кб

Ислам и национальное татарское возрождение на рубеже тысячелетий

Семенов Владимир Васильевич
В статье рассматривается период развития ислама в контексте татарского национального возрождения в конце XX начале XXI вв.
Читать PDF
973.38 кб

Ислам в Израиле: статус и межрелигиозные противоречия

Носенко Т. В.
Читать PDF
99.28 кб

Русский национализм и ислам

Малашенко Алексей Всеволодович
По данным опроса, проведенного в 1993 году Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ), мусульманами считают себя лишь 2 процента населения России, что составляет около 3 млн. человек 1.
Читать PDF
73.18 кб

Ислам и политика в современном мире

Петрухина Анна Александровна
В работе особое внимание уделено политической роли ислама. Исламизм понимается как современный политический проект и как попытка поиска стратегии выживания исламского социума, альтернативной западному глобализму.
Читать PDF
465.38 кб

Политический ислам в Турции: поиски новой идентичности

Шлыков П. В.
Читать PDF
116.20 кб

Радикальный ислам в Узбекистане: этапы становления и перспективы развития

Тодуа Зураб
Читать PDF
222.54 кб

Политический ислам в Дагестане: роль внешнего влияния

Амирова З. , Магомеддадаев А.
Читать PDF
294.42 кб

Национализм и ислам на Кавказе: идеологическое измерение

Гаджиев Камалудин
Читать PDF
72.29 кб

Рецензия на книгу М. Ф. Видясовой и В. В. Орлова «Политический ислам в странах Северной Африки»

Подцероб Алексей Борисович
Рецензия посвящена выходу в свет монографического исследования М.Ф. Видясовой и В.В. Орлова «Политический ислам в странах Северной Африки».
Читать PDF
187.29 кб

Ислам Хадхари в современной Малайзии

Ефимова Лариса Михайловна
L.M. Efimova in her article «Modern Islam in Malaysia» is analyzing the concept of Islam Hadhari introduced by the present prime minister Of Malaysia Datuk Seri Abdullah Ahmad Badawi.
Читать PDF
157.34 кб

Демократия и ислам в общественной мысли современной Индонезии

Ефимова Лариса Михайловна
Dr. Larisa Efimova focuses her attention on discussions in Indonesia's Islamic community around the problem of compatibility between Islam and democracy. Opinions are quite diverse.
Читать PDF
326.94 кб

Каспийско-предкавказский пограничный ислам: социально-религиозное "обновление" на периферии мусульма

Магомедов Арбахан , Викторин Виктор
Исламское сообщество сложное явление со множеством феноменологических характеристик в самых разных областях: экономическом укладе и социально-территориальной организации, линиях коммуникации и каналах воспроизводства.
Читать PDF
310.01 кб

Ислам и глобальные проблемы современности

Капитон Владимир , Капитон Ольга
Читать PDF
0.00 байт

2004. 02. 031-032. Радикальный ислам

Комар Ю. И.

Похожие термины:

  • Пагава, Ислам-Александр Леванович

    грузин, сын дворянина, чернорабочий; род. 15 июля 1886 г. в Бандзе, Кутаисской губ.; образ. домашнее. В 1903 г. вступил в орг. РСДРП; работ. в Батуме и Сенакск. уезде, будучи чл. к-та и участв. в подгот. вооруж. в
  • Шейх-уль-Ислам

    араб., букв. старейшина ислама) почетный титул мусульманских теологов и законоведов.
  • Ислам и его течения: сунниты шииты

    Ислам – одна из великих мировых религий. На земном шаре насчитывается, по разным оценкам, от 1,3 до 1,5 млрд мусульман. Наиболее многочисленное мусульманское население имеют Индонезия, Пакистан, Инд
  • Ислам и политика

    взаимовлияние религиозной и политической сферы, характеризующееся активным использованием религии в политике, с одной стороны, и проникновением в религиозное сознание политических, идеологичес
  • Ислам на Юге России

    активно развивающаяся религиозная система, которую исповедуют большинство народов Сев. Кавказа. И. возник в VII в. в Аравии и в результате арабских завоеваний был разнесен далеко за ее пределы, в том
  • ИСЛАМ А. К. М. Назрул

    (ISLAM, А. К. М. Nazrul). Чрезвычайный и Полномочный Посол Народной Республики Бангладеш в СССР (верительные грамоты вручил 22 марта 1989 г.). Род. в 1932 г. Окончил Даккский университет и Флетчерскую школу права
  • МАХМУД Анисул Ислам

    (MAHMUD, Anisul Islam). Министр иностранных дел Народной Республики Бангладеш. Род. в 1947 г. в Читтагонге. Окончил Даккский (Бангладеш), Исламабадский (Пакистан) и Эссекский (Великобритания) университеты. В 1969 -
  • НУРУЛ ИСЛАМ А. К. М

    (NURUL ISLAM, А. К. М.). Политический деятель Народной Республики Бангладеш. Род. в 1925 г. в Хаджилпуре, близ Дакки. Учился в Калькутте (Индия), юрист. С 1951 г. служил в Высшем суде Дакки, с 1956 г. - в Верховном суде
  • КАРИМОВ Ислам Абдуганиевич

    (30.01.1938). Член Политбюро ЦК КПСС с 13.07.1990 по 23.08.1991 г. Член ЦК КПСС с 1990 г. Член КПСС в 1964 — 1991 гг. Родился в г. Самарканде в семье служащего. Узбек. Окончил русскую школу в Ташкенте. Получил типично русско