Ислам и политика
Ислам и политика
взаимовлияние религиозной и политической сферы, характеризующееся активным использованием религии в политике, с одной стороны, и проникновением в религиозное сознание политических, идеологических установок, с другой. Усиление роли ислама в международном политическом процессе второй половины XX в. связано с освобождением целого ряда стран от колониальной зависимости. Ислам воспринимался в данном случае как модель национальной аутентичности и замещал предыдущие идеологические установки. Вторым этапом на этом пути стал кризис СССР и крушение мировой социалистической системы, когда на смену социалистическим установкам пришли лозунги ислама, и идеологический вакуум быстро заполнили радикально настроенные исламские движения. В ряде случаев такое влияние было импортировано извне (Южный Йемен, Афганистан, Одной из предпосылок успешного развития мусульманских организаций в политической сфере и влияния ислама на политическую сферу стало усложнение процессов общественного развития. Политизация ислама - явление, к-рое прочно вошло в словарь востоковедов, политологов и социологов, - представляет собой развитие ислама на новом историческом витке мировой цивилизации. Однако взаимоотношения ислама и политики значительно глубже, и для объяснения этого взаимовлияния нельзя ограничиться только упоминанием последних событий второй половины XX в. Во-первых, ислам традиционно выступал как один из факторов политической борьбы. Исторические обстоятельства развития этой религии, гражданский конфликт в арабском обществе и, позднее, арабские завоевания способствовали тому, что ислам сразу превратился в один из факторов политической жизни того времени. Во-вторых, стоит обратить внимание на особенности исламской догматики и внутреннего содержания религ. доктрины. Ещё М.Вебер отмечал, что ислам является религией, к-рая «совершенно в ином смысле «приспособлена к миру». Ислам сформировался как образ жизни, стиль поведения целого народа. Согласно исламским канонам, человек находится в необходимости активного поклонения Богу, и это может иметь политическую окраску. В-третьих, это особенности политической традиции и распределения власти гумме. Согласно традиции Аллах передаёт власть над общиной умме, и только она затем делегирует властные полномочия Пророку (а позднее заместителям Пророка - халифам). Иными словами, исламская доктрина является смыслом поведения человека в самых разнообразных сферах бытия, включая политику. С другой стороны, эта доктрина изначально связана с развитием араб, государственности и политич. традиции у арабов. Большое значение для развития различных спекуляций о политической составляющей «истинного» ислама имеет неразвитость реальных политич. конструкций в арабомусульманском мире, что связано с блокированием развития политич. доктрин изначальными установками ислама, которые формально соблюдаются и суннитами, и шиитами. Именно такая формальность исполнения уже на первых порах заветов Пророка, формальное приятие согласия уммы, иджмы способствовали тому, что у суннитов сформировалась концепция халифата, к-рая не имела ничего общего с первоначальными заветами Пророка, но формально исполняла правила ислама; у шиитов сформировалась концепция имамата, более близкая этим заветам (одобрению общины). У такого явления, как политизация ислама, есть и современные составляющие. Ислам используется как социальный язык, понятный миллионам простых людей, часто неискушённых в политике.
Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.