от лат. intelligentia - понимание, intelligens - мыслящий, разумный) занимает место, которое определяется фактическим разделением труда и общественной организацией в целом. Это место зависит от содержания деятельности интеллигенции, которая может быть либо творчески - пассионарной либо институционализированно - репродукционной, а также от свойств среды, в которой статуирована эта часть населения.
Развитие промышленных отношений приводит к возрастанию роли интеллигенции. Она превращается в мощный фактор политической жизни. Интеллигенцию в отношении политики следует разделить на две категории: наемную рабочую силу высокой степени дифференциации, развития и сложности выполняемых функций, а также мыслителей. Как наемная рабочая сила интеллигенция пронизывает всю политическую структуру - это значительная часть служащих, бюрократии, номенклатуры, членов партий, идеологов, представителей элиты; публицисты и субъекты сферы общественного сознания и общественной психологии, искусства и т. д. Первый отряд интеллигенции противоречив: он имеет свободу сознания и, одновременно, включен в политические институты (ангажирован), что ограничивает его свободу законами корпорации. Вторая, немногочисленная, часть интеллигенции в максимальной мере свободна от идеологических обязанностей, частичности сознания. Это социальный слой, "парящий" вне определенных социально-политических отношений (К. Мангейм). Его представители в состоянии наиболее полно осознавать политический и социальный опыт. Подобное осознание позволяет обществу ориентироваться в своей организации, минимизировать социальные потрясения. Без свободы такой интеллигенции общество крайне идеологизируется, частичные интересы господствующих слоев и элиты превращаются в цель общественного движения.
При современной развитой демократии набор свобод и плюрализм в политике формируют условия для деидеологизированного сознания, несмотря на то, что политика без идеологии существовать не может. В условиях господства тоталитаризма все члены общества, включая и интеллигентов, лишаются права на свободное сознание. Сознание становится функцией политики, критичность утрачивается. В конечном итоге общество теряет "иммунитет" ориентации и приходит к стагнации, как это произошло с социализмом. Открытость современного общества не может существовать без адекватного понимания происходящего. Поэтому политика не может не востребовать деятельность "независимой" интеллигенции.
272.19 кб
Интеллигенция как предмет социологии политики
Статья посвящена актуальной проблеме участия интеллигенции в политической жизни, ее роли в управлении общественными процессами и месте в системе социальной стратификации.