ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Интеграция политическая
слияние политических структур в более широкую политическую общность, качественное обогащение межструктурных связей.

Источник: Политико-терминологический словарь

Интеграция (политическая)
(лат. - целостный) - сплочение, слияние общественных, государственных структур для совместной деятельности в политике. Политическая интеграция может привести к ограничению суверенитета, установлению политического и военного контроля над странами, входящими в интеграцию.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
сплочение, слияние общественных, государственных структур в рамках государства или в более широкую межгосударственную общность. Межгосударственная И.п. происходит путем создания новых институтов власти с передачей им части суверенных прав национальных политических органов.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
политический процесс, ведущий к объединению различных государств и др. политических сил, к координации и сближению их деятельности. Межгосударственная интеграция связана с формированием межгосударственных, надтранснациональных форм власти, передачей им части суверенитета. Существует И.п. между партиями, движениями и др. политическими организациями (см. Социалистически Интернационал). Противоположностью И.п. является политика изоляционизма.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
POLITICAL INTEGRATION) - процесс, посредством которого две или более политические единицы усиливают между собой контакты по взаимному сотрудничеству. В качестве желательного или логического конечного результата интегративного процесса часто рассматривается политическое -объединение. Политическая интеграция требует формальных или неформальных институтов для принятия совместных решений. Кроме того, интеграция предполагает высокий или повышающийся уровень ведения дел (transactions) между [политическими ] единицами, а также возрастающее сознание общности интересов и ценностей. Интеграцию иногда рассматривают и как состояние, и как процесс. Карл Дойч в своем часто цитируемом определении усматривает признак интеграции в наличии у государств устойчивых взаимных ожиданий, что конфликты между ними будут получать мирное разрешение. В таком понимании интеграция представляет собой как состояние, так и процесс его достижения. Состояние [интеграции] может быть также названо политическим сообществом (.см.).
Реальное значение. Исследования политической интеграции получили стимул благодаря такому развитию событий на местном, национальном и международном уровнях, которое заставляло обращать внимание на необходимость единения и сотрудничества. Очевидными примерами служат национальное строительство в новых государствах и создание международных общих рынков. Некоторые работы о политической интеграции отмечены сильным нормативным уклоном, особенно работы "федералистов", настойчиво рекомендующих предпринимать немедленные шаги к международному союзу, а также некоторых функционалистов, сторонников постепенности - подхода, согласно которому политические узы должны становиться естественным порождением экономического и социального сотрудничества. К числу главных ориентации среди эмпирических теоретиков относятся коммуникативный подход, акцентирующий важность совместного ведения дел, и неофункционалистский подход, концентрирующий внимание скорее на процессе принятия решений и на непредусмотренных интегративных последствиях предшествующих актов сотрудничества. В данной области создан ряд конкретных исследований и теоретических разработок.

Источник: 26 основных понятий политического анализа

ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
от лат. integratio - восстановление, восполнение целого) - объединение, слияние политических сил в рамках государственных или межгосударственных структур, политических институтов с целью достижения определенной политической общности, стабильности развития государств и обществ.
Политическая интеграция - это объективный процесс, позволяющий достичь взаимовыгодных результатов с меньшими издержками для всех субъектов, участвующих в нем. Но интегративные процессы требуют основательной подготовки субъектов, желания и умения управлять ими. При возникновении и становлении новых интегративных политических качеств, институтов и т.п. следует преодолеть старое, прежнее состояние, тормозящее объединительный процесс. Поэтому политическая интеграция в качестве своей предпосылки предполагает дезинтеграцию, в результате которой субъекты освобождаются от груза прежних стереотипов, механизмов деятельности и т.п. Дезинтеграционные процессы могут быть негативного свойства, затяжные и очень острые по форме. Их смягчение во многом определяется культурой политических элит и социальных отношений людей.
Выделяют две основные формы (вида) политической интеграции: внутригосударственная и межгосударственная, внутри каждой из которых могут происходить интегративные процессы иных уровней, способов и механизмов их проведения. Например, следует выделить межпартийную интеграцию, которая может привести к созданию одной более мощной, организованной, сплоченной и действенной партии.
Межгосударственная интеграция отражает процесс интернационализации, происходящий в современном мире. В связи с распадом социалистического блока в мире происходит смена парадигмы развития. От двух враждебных союзов мир движется в сторону полицентричности, то есть существования нескольких центров. В настоящее время наблюдается перегруппировка политических сил, государств, нахождения ими своих ниш в мировом сообществе людей. Поэтому можно отметить, что сейчас идет процесс смены парадигмы мирового развития, в том числе и политической, а посему интеграционные процессы нового качества только зарождаются, становятся.
Аналогичные по форме, но не по содержанию, процессы происходят и внутри государств в постсоциалистических странах. В них идет дезинтеграция прежнего единства, позволяющая создать принципиально новые политические субъекты, которые на новых основаниях осознанно смогут поставить и решать объективно необходимые задачи интегративного развития своих регионов, субъектов и т.п.

Источник: Словарь по политологии

Интеграция политическая
сплочение, слияние общественных, государственных структур в рамках политической системы или мирового сообщества. Последняя развивается на базе интернационализации всей общественной жизни, ускоряемой научно-техническим прогрессом, НТР, разработки и применения нанотехнологий, возрастания взаимосвязи государств и народов. В отдельных регионах мира, особенно в Западной Европе, интернационализация политической, экономической, социальной и др. общественной деятельности достигает уровня, когда становится необходимым ее регулирование транснациональными институтами государства; они, вовлеченные в интеграционный процесс, передают часть своих властных полномочий транснациональным институтам. Качественной особенностью возникновения интеграционного комплекса в системе межгосударственных отношений является выделение особых региональных интересов, обособляющих данную группу стран из всей совокупности международных отношений, осуществление в рамках комплекса управления внутренними связями и внешними отношениями его участников, возникновение масштабного целостного комплекса на уровне политических систем участников интеграции.
Еще в советской научной литературе, особенно в работах Шишкова Ю.В.. Барановского В.Г., отмечалась сложность создания и функционирования политической системы интеграционного комплекса. В него входят политико-правовая и институциональная часть надстройки. Участники политической организации - все организации, группы, которые обладают существенными политическими функциями, так или иначе связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К ним относятся как специально созданные транснациональные институты, так и национально-государственные институты (составные части политической системы соответствующих стран: политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей и т. п.). Помимо интеграции субъектов политической деятельности происходит слияние тех политических функций, которые они осуществляют в сферах хозяйственно-политической, социально-политической, административно-политической, военно-политической и внешнеполитической деятельности.
Процесс политической интеграции больше всего продвинулся в Западной Европе на базе созданных там в 50-е гг. европейских сообществ - ЕЭС. Евратома и др. Активная транснационализация экономики стран-участниц сообществ ведет к изменению механизма их управления, она влияет на характер и структуру политических отношений, на общественную жизнь и общественное сознание, стиль и образ жизни населения, что находит отражение в политических принципах и правовых актах. Неудачные попытки политической интеграции предпринимались неоднократно, но лишь к началу 80-х гг. XX века уровень сближения между государствами - участниками мирового сообщества позволил им предпринять практические действия для создания качественно нового политического образования - Европейского союза (ЕС). В декабре 1985г, высшая инстанция европейских сообществ - Европейский Совет глав государств и правительств одобрил Единый европейский Пакт, который после его ратификации парламентами государств - участников вступил в силу с 1 июля 1987г. Этот документ развивал и дополнял Парижские (1951г.) и Римские (1957г.) договоры о создании трех Европейских сообществ и юридически оформленных политических институтов, сложившихся на базе деятельности сообществ - Европейского политического сотрудничества и Европейского Совета. Речь шла о превращении в дальнейшем всей системы в структуру более тесной координации деятельности государств - членов Европейского Совета в областях экономики, социальной политики, финансов, научных исследований и технологического развития, охраны окружающей среды и внешней политики.
Опыт деятельности в области политической интеграции показывает, что она сталкивается с серьезным сопротивлением многих государств - участников в связи с ограничением их суверенитета в различных сферах. Между ними существуют противоречия и по вопросам компетенции «наднациональных» органов и географических границ интеграционного объединения. Преодоление этих противоречий даже между очень близкими в социально-экономическом отношении западноевропейскими государствами - медленный и трудный процесс, развитие которого зависит от многих экономических, социальных, внутри-и внешнеполитических факторов. В этой связи политическую интеграцию следует рассматривать в динамике как тенденцию общественного развития.
С политической интеграцией тесно связана интеграция военная, точнее - интеграция военно-политическая, под которой понимается процесс слияния военных структур государств - участников этих структур. Эго проявляется в координации политики государств в военной области, выработке ими общих военных доктрин, военной стратегии и принципов военного строительства, координации их внешнеполитической деятельности. Совместная военно-политическая деятельность осуществляется в рамках военных союзов государств и в главном из них - НАТО (создан в 1949г.). Были и попытки создания единой «европейской армии». Особую опасность представляет политика США по размещению элементов ПРО (первое десятилетие XXI века) на территории ряда европейских государств. Ясно, что эта акция направлена, прежде всего, против России. (См.: Российская газета. 1911, 15 мая, 22 мая и др.)

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

|

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
103.55 кб

Понятие "интеграция" в политической науке

Абгарян Самвел Рубикович
Рассмотрен феномен интеграции и формирование соответствующего понятия в политико-правовой и экономической лексике. Даны различные трактовки интеграционных процессов в современном мире.
Читать PDF
555.43 кб

Военно-политические аспекты евразийской интеграции

Крутько Андрей Андреевич
Статья посвящена обоснованию тезиса о том, что военно-политическое сотрудничество является необходимым условием реализации евразийского интеграционного проекта.
Читать PDF
192.34 кб

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В условиях интеграции

Крестинина Екатерина Сергеевна
Современный мир находится в условиях достаточно динамичной трансформации.
Читать PDF
177.18 кб

Интеграционные возможности политических и властных элит ЦФО

Батанина И. А.
На основе сравнительного анализа результатов экспертного и массового опросов определен консолидационный потенциаларегионалъного сообщества ЦФО.
Читать PDF
198.80 кб

Политические и экономические аспекты региональной интеграции

Глазьев Сергей Юрьевич
Тесное переплетение экономической и политической региональной интеграции существенно влияет на экономическое положение стран, уча ствующих в этих процессах.
Читать PDF
337.34 кб

Европейская интеграция как новый источник политического риска

Бордовских Анастасия Николаевна, Буссье Рафаэль
Декларация Р. Шумана 1950 г. зафиксировала основные цели европейского строительства, среди которых было устранение военных и политических рисков на европейской территории. В 2012 г.
Читать PDF
134.36 кб

Военно-политические аспекты субрегиональной интеграции в Европе

Надточей Юрий Иванович
В европейской политике с каждым годом играют все более важную роль субрегиональные объединения.
Читать PDF
83.40 кб

Перспективы политической интеграции на постсоветском пространстве

Соколова Наталия Валентиновна
Статья посвящена одной из наиболее интересных и актуальных проблем развития постсоветского пространства - интеграции стран СНГ.
Читать PDF
630.63 кб

Политическая идентификация России в ракурсе европейской интеграции

Комаровский Владимир Савельевич
Как отмечают многие российские и зарубежные специалисты, в современном мире реальный прогресс невозможен без ясного видения перспектив общественного развития и прежде всего политической идентификации страны, понимания и единения в
Читать PDF
298.46 кб

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ И ВЫЗОВЫ ИНТЕГРАЦИИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Грибанова Г. И.
Читать PDF
300.46 кб

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ

Искаков И. Ж.
Читать PDF
426.72 кб

Социально-политическая интеграция: философия, культура, технологии

Стризое А. Л.
В статье обосновывается роль социокультурного подхода как опосредующего звена в процессе трансформации социально-философских концепций и социальных теорий в социальные проекты и технологии.
Читать PDF
107.70 кб

Евразийская интеграция в контексте формирования политических режимов

Баранов Николай Алексеевич
В статье анализируется трансформация политических режимов в постсоветских государствах и ее влияние на формирование Единого экономического пространства в контексте евразийского интеграционного процесса.
Читать PDF
168.61 кб

Военно-политическое сотрудничество в контексте евразийской интеграции

Сергей Саркисян
Читать PDF
113.63 кб

Логики интеграции сетевых идеологий в политическое пространство России

Яковлев Лев Сергеевич
Исследуются процессы формирования сетевых идеологий. Подвергаются критике упрощенные схемы политизации Интернета.