принцип, утверждающий примат интересов индивида над любой социальной группой или коллективом.
ИНДИВИДУАЛИЗМ
Индивидуализм
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Индивидуализм
буржуазное мировоззрение, противопоставляющее интересы отдельной личности интересам всего общества. Индивидуалист-намеренно обособляющийся, антиобщественный человек.
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
ИНДИВИДУАЛИЗМ
тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуализм включает широкий диапазон ориентаций - от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма.
Источник: Словарь по политологии
ИНДИВИДУАЛИЗМ
направление мыслей, чувств и желаний, расценивающее жизнь отдельного человека (в широком смысле - также и жизнь отдельной особо ценной группы, напр., семьи) как более важную, чем жизнь больших ассоциаций и общества в целом. Разновидностью И. является этико-политический И. (см. Анархизм, Либерализм), рассматривающий индивида как самоцель, а в счастье и всестороннем развитии личности видящий конечную цель; при этом общество и государство характеризуются как вспомогательные средства для достижения индивидом цели.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Индивидуализм
Идеология и культурная тенденция, которая утверждает приоритет личности и её интересов перед интересами группы, к которой она принадлежит. Это двусмысленное понятие, потому что существует положительный индивидуализм, как в эллинской, кельтской и германской традициях, и отрицательный индивидуализм (трагическая деформация первого), индивидуализм буржуазного менталитета, отрицающего солидарность с обществом, со своим народом. Частично он порождён сотериологическими религиями личного спасения, в которых человек, превращенный в атом, оказывается один на один с Богом, без посредников. Положительный, типично европейский индивидуализм связан с понятиями свободы и ответственности и не ставит под сомнение патриотизм и дух самопожертвования. Это индивидуализм творческих личностей, художников и аристократов. Отрицательный и пассивный индивидуализм торгашеского и потребительского общества, наоборот, связан с растворением в массе и одомашниванием изолированной личности. Это индивидуализм управляемых масс или людей, которые являются лишь потребляющими атомами, оторванными от народного сообщества. Так что необходимо различать аристократический и буржуазный индивидуализм. Последний характеризуют самовлюбленность и нигилизм, это дверь, открытая для любого рабства, любой роботизации под маской равноправия. Несмотря на все свои внешние отличия, левый социализм, как и торгашеское общество, всегда восхвалял индивидуализм безответственности и иждивенчества, отрицающий солидарность и сводящийся к корпоративным и эгоистическим рефлексам. Современный индивидуализм парадоксален: он превозносит индивидуальную самовлюблённость, но в дальней перспективе подавляет личность, изолируя её от её естественной солидарности. Индивидуализм положителен, если, оставаясь в рамках народного сообщества, он умеет заставить ценить творческие личности. (См. «Сообщество», «Творческая личность»).
Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.
ИНДИВИДУАЛИЗМ
Индивидуализм утверждает приоритет интересов отдельных граждан и рассматривается как противоположность коллективизму. Индивидуализм как политическая доктрина исходит из того, что полномочия власти должны быть ограничены таким образом, чтобы она не имела возможности необоснованно посягать на право человека действовать в соответствии с собственным выбором и добиваться таким образом полной реализации своих способностей. Как экономический принцип индивидуализм выступает против вмешательства государства в экономику, в пользу развития свободного рынка и либерального капитализма (в котором нет места государственным ограничениям в таких сферах, как оплата и условия труда).
Индивидуализм исторически связан с либерализмом, классическая идея которого об ограничении власти (основанная на естественных правах человека) состоит в том, что индивиды должны быть максимально защищены от вмешательства государства в их дела, поскольку в противном случае люди не будут ощущать ответственности за собственную судьбу. Между тем действия государства будут оправданы в случаях, когда чьи-либо действия лишают других людей возможности реализовать свои желания и устремления. Подобными соображениями оправдывается, в частности, существование антимонопольного законодательства, поскольку действия монополий подрывают позиции индивидуальных предпринимателей. Вмешательство государства в социальную политику (особенно его попытки позаботиться о бедных и обездоленных) отвергалось либералами в продолжение практически всего XIX века, исходя все из тех же соображений, что человек, дескать, должен чувствовать ответственность за собственное благополучие.
Индивидуализм, таким образом, традиционно воспринимается как противоположность коллективизму. Впрочем, некоторые приверженцы либеральных принципов признают наличие точек соприкосновения этих противоположных концепций, указывая, в частности, на то, что индивидуальная инициатива может подрываться обстоятельствами, сформировавшимися в результате экономических процессов, которые возникают помимо воли человека, не являются следствием его собственных действий. Вмешательство государства, направленное на содействие тем, кто оказался в подобной ситуации, действительно может быть оправдано при условии, что в итоге будут лишь устранены факторы, мешающие людям самостоятельно решать свою судьбу.
См. также статьи «Коллективизм», «Консерватизм», «Либерализм», «Новые правые», «Права человека», «Свобода».
Источник: 101 ключевая идея политика
ИНДИВИДУАЛИЗМ
(individualism) Политический индивидуализм (в его наиболее распространенном, хотя и не единственном смысле) – основополагающая убежденность в защите прав личности от посягательств со стороны государства и политической власти. Вместе с тем индивидуализм многомерен и вполне может проявляться в различных областях. В расхожем употреблении термин применяется по отношению к человеку с явно выраженным или необычным характером и манерой поведения, которые выделяют его из общей массы. В метафизике или онтологии индивидуализм – это мировоззрение, согласно которому Вселенная состоит из индивидуальных частиц, отдельных единиц (общностей). Противников такого индивидуализма называют холистами или монистами. Типичное холистическое воззрение состоит в том, что отношения (обычно в некотором роде систематические) между общностями обладают более основательным существованием, чем сами общности. По определению норвежского философа-эколога Арне Наесса, холизм предписывает понимание мира как "соотносительного, охватывающего целиком все пространство отображения", в котором индивидуальные организмы суть всего лишь "узлы в биосферной сети либо в пространстве внутренне обусловленных отношений". В рамках христианской религии индивидуализм тесно связан с протестантизмом и верой в непосредственное общение человека с Богом. "Экономическим индивидуализмом" обычно называется вера в способность индивидуального действия или устремления через рынок создать благосостояние и обеспечить прогресс. Политический индивидуализм, судя по данному выше определению, понятие более неопределенное. Главный вопрос индивидуализма per ce (как такового) касается связи между этими измерениями. Как тесно они связаны и какова форма такой связи? Часто приводят слова Маргарет Тэтчер: "Никакого общества нет, есть только личности", – нарочито онтологический постулат, заставляющий задуматься и о политике, и об этике. На самом деле М. Тэтчер добавила еще: "И семьи" – и эти два слова можно воспринять как острие более коллективистского философского клина. Связи между многими из этих измерений не имеют логического воплощения: нет противоречия в том, что вы, будучи монистом в философии, все же считаете, что личная инициатива является основным двигателем экономического прогресса или что личности обладают правами, которые следует защищать от власти государства. Однако стремление к идеологической последовательности создает связь между различными измерениями индивидуализма. В сердцевине индивидуализма кроется еще один важный парадокс. Джон Стюарт Милль (Mill) предлагает одну из самых привлекательных, с точки зрения морали, картин индивидуалистического общества, в котором люди не связаны подчинением и способны совершенствовать цивилизацию в высшей степени свободным развитием собственных идей и форм выражения. Только как достичь такого индивидуалистического общества? Обществом, которое недвусмысленно утверждает в своих нормах и институтах веру в экономический индивидуализм, а в своей Конституции – защиту индивидуальных прав, являются США. Однако эту страну часто критикуют за склонность нивелировать людей, продукцию, места обитания и за требования подчинения личностей. Многократно замечалось, что отказ от авторитарных требований подчинения в школах подменяется более действенным побуждением к социальному подчинению, исходящим от самих учеников. Многие считают, что "тоталитарный" СССР дал миру более великих личностей и в искусстве, и в политике, чем множество более свободных стран. In extremis (в крайнем выражении) данный парадокс означает, что для расцвета личности необходим элемент деспотизма, что авторитарные политические структуры могут защищать личность от социального и экономического принуждения.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Индивидуализм
понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным или институциональным интересом, а также признание блага индивида, его политической свободы и развития его личности в качестве высшей цели, но отношению к которой социальные институты являются условием или средством ее достижения.
О характере и сущности индивидуализма высказывались многие мыслители начиная с Демокрита. (Демокрит: ок. 460-370 до н.э. - древнегреческий философ, ученик Левкиппа, первый энциклопедический ум среди греков, по К.Марксу. - представитель античной демократии). И. конечно. Сократ ок. 470-399 до н. э. В Сократовском тезисе о нравственном достоинстве разумной жизни предлагалась рациональная определенность индивида. Кто стремление к материальному благополучию выражали, как отмечал Макс Вебер (1864-1920), дух капитализма, они обусловили и расцвет капиталистических отношений, давших простор свободе частной собственности и предпринимательству, индивидуальной инициативе. Эти идеи получили обоснование еще в трудах Т.Гоббса, Дж.Локка, А.Смита, Ж.-Ж.Руссо, К.Гельвеция, затем и Б.Франклина. Противоречия между общественными и индивидуальными интересами снимаются в условиях такого социально-политическое порядка, при котором удовлетворение общих интересов осуществляется индивидами, сориентированными в своей деятельности на реализацию частных интересов (Дж.Бентам. Дж.С.Милль). В теории права и моральной философии личностная, индивидуалистическая определенность и адекватность, вменяемость индивида выводятся из cio автономии и способности к универсальным суждениям (Ф.Хатчесон. Р.Прайс. И.Кант).
В отличие от эгоизма (от лат. ego - я: жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение человеком личных интересов - экономических, политических, социальных - рассматривается в качестве высшего блага) смысл индивидуализма заключается в том, что человек в своих мотивах, решениях и действиях ориентируется на самого себя. В этом отношении индивидуализм противостоит коллективизму и конформизму (конформизм от позднелат. conformis - подобный, сообразный — приспособленчество, пассивное принятие существующего политического порядка, отсутствие собственного мнения, беспринципность). В нормативном и ценностном отношении индивидуализм амбивалентен (амбивалентность - от лат. ambo - оба и valentía - сила) - двойственность переживания, когда один и тот же объект или субъект отношений вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например, любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия: одно из этих чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин введен в научный оборот Э.Блендером) - эта двойственность может проявляться различным образом: в виде эгоизма, но и альтруизма, анархизма и т.д.
В общественно-политических движениях XIX-первой половины XX вв. индивидуализм нередко сочетался с идеями уравнительности. Вместе с тем индивидуализм получает новое дыхание с одной стороны, в различных гражданских движениях, а с другой, в либертарианстве (либертаризм, или либертарианство – экономо-центрическое и политико-социологическое направление в современном консерватизме - неоконсерватизме, основанное на идее максимизации индивидуальной в том числе политической свободы, прежде всего свободы личного выбора как главного жизненного принципа). Достижение данной цели предполагает, согласно идеологам либертаризма (Ф.Хайек, Л.фон Мизес, М.Фридман, Р.Нозик), сокращение масштабов государственного вмешательства в социально-экономическую сферу и почти полный отказ государства от участия в проблемах, связанных с социальной справедливостью и равенством (например, программа Либертаристской партии США, основана в 1971 году).
В социально-экономической и политологической теории XX века получил развитие «методологический индивидуализм»: все социальные изменения коренятся в деятельности индивидов. Методологическому индивидуализму противостоит методологический холизм, в соответствии с которым все социально-политические изменения есть результат действия общественных механизмов и государственных институтов. (Холизм: англ. holism, holos - целое: целостность чего-либо, напр., политики).
О характере и сущности индивидуализма высказывались многие мыслители начиная с Демокрита. (Демокрит: ок. 460-370 до н.э. - древнегреческий философ, ученик Левкиппа, первый энциклопедический ум среди греков, по К.Марксу. - представитель античной демократии). И. конечно. Сократ ок. 470-399 до н. э. В Сократовском тезисе о нравственном достоинстве разумной жизни предлагалась рациональная определенность индивида. Кто стремление к материальному благополучию выражали, как отмечал Макс Вебер (1864-1920), дух капитализма, они обусловили и расцвет капиталистических отношений, давших простор свободе частной собственности и предпринимательству, индивидуальной инициативе. Эти идеи получили обоснование еще в трудах Т.Гоббса, Дж.Локка, А.Смита, Ж.-Ж.Руссо, К.Гельвеция, затем и Б.Франклина. Противоречия между общественными и индивидуальными интересами снимаются в условиях такого социально-политическое порядка, при котором удовлетворение общих интересов осуществляется индивидами, сориентированными в своей деятельности на реализацию частных интересов (Дж.Бентам. Дж.С.Милль). В теории права и моральной философии личностная, индивидуалистическая определенность и адекватность, вменяемость индивида выводятся из cio автономии и способности к универсальным суждениям (Ф.Хатчесон. Р.Прайс. И.Кант).
В отличие от эгоизма (от лат. ego - я: жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение человеком личных интересов - экономических, политических, социальных - рассматривается в качестве высшего блага) смысл индивидуализма заключается в том, что человек в своих мотивах, решениях и действиях ориентируется на самого себя. В этом отношении индивидуализм противостоит коллективизму и конформизму (конформизм от позднелат. conformis - подобный, сообразный — приспособленчество, пассивное принятие существующего политического порядка, отсутствие собственного мнения, беспринципность). В нормативном и ценностном отношении индивидуализм амбивалентен (амбивалентность - от лат. ambo - оба и valentía - сила) - двойственность переживания, когда один и тот же объект или субъект отношений вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например, любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия: одно из этих чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин введен в научный оборот Э.Блендером) - эта двойственность может проявляться различным образом: в виде эгоизма, но и альтруизма, анархизма и т.д.
В общественно-политических движениях XIX-первой половины XX вв. индивидуализм нередко сочетался с идеями уравнительности. Вместе с тем индивидуализм получает новое дыхание с одной стороны, в различных гражданских движениях, а с другой, в либертарианстве (либертаризм, или либертарианство – экономо-центрическое и политико-социологическое направление в современном консерватизме - неоконсерватизме, основанное на идее максимизации индивидуальной в том числе политической свободы, прежде всего свободы личного выбора как главного жизненного принципа). Достижение данной цели предполагает, согласно идеологам либертаризма (Ф.Хайек, Л.фон Мизес, М.Фридман, Р.Нозик), сокращение масштабов государственного вмешательства в социально-экономическую сферу и почти полный отказ государства от участия в проблемах, связанных с социальной справедливостью и равенством (например, программа Либертаристской партии США, основана в 1971 году).
В социально-экономической и политологической теории XX века получил развитие «методологический индивидуализм»: все социальные изменения коренятся в деятельности индивидов. Методологическому индивидуализму противостоит методологический холизм, в соответствии с которым все социально-политические изменения есть результат действия общественных механизмов и государственных институтов. (Холизм: англ. holism, holos - целое: целостность чего-либо, напр., политики).
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013