ИЕРАРХИЯ
Иерархия
греческое "iero", "священный" и "arch", "начало", "власть") - дословно "священноначалие".
Источник: Политическая философия: глоссарий
ИЕРАРХИЯ
гр. hierarchia hieros священный + arche власть) - 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) расположение служебных званий, чинов в порядке их подчинения.
Источник: Политология: Словарь-справочник
ИЕРАРХИЯ
Система должностей, званий, чинов, расположенных в порядке подчинения - от низших к высшим. Строгое соблюдение И. получило особенное развитие в абсолютистских государствах и в церковных организациях.
Иерархия
(греч. - священный, власть) - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин используется для характеристики строения христианской церкви, а также, когда речь идет о порядке подчинения и соподчинения, субординации, расположении служебных должностей, званий и чинов, для характеристики структуры , в том числе и политической власти.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Иерархия
порядок подчинения низших (по должности, чину) высшим в строгой последовательности. Иерархия служебная-лестница соподчиненных должностей (чинов): низший не имеет права обратиться к высшему, минуя свое непосредственное начальство. Такой иерархический порядок строго соблюдается в бюрократическом государственном аппарате буржуазных стран. В СССР, стране подлинной демократии, любой работник государственного аппарата может обратиться с деловым предложением или критикой недостатков непосредственно к руководителю учреждения или к члену правительства.
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Иерархия
от греч. hieros священный и arche власть)
1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви; в политологии, социологии - для обозначения социальной, политической структуры общества, бюрократии; в общей теории систем - для описания любых системных объектов; в теории организации - принцип управления; в лингвистике различают иерархию уровней (ярусов) языка; в графов теории - иерархический граф (т. н. «дерево»);
2) система должностей, званий, чинов, расположенных в порядке подчинения - от низших к высшим. Строгое соблюдение иерархии получило особенное развитие в абсолютистских государствах и в церковных организациях.
1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви; в политологии, социологии - для обозначения социальной, политической структуры общества, бюрократии; в общей теории систем - для описания любых системных объектов; в теории организации - принцип управления; в лингвистике различают иерархию уровней (ярусов) языка; в графов теории - иерархический граф (т. н. «дерево»);
2) система должностей, званий, чинов, расположенных в порядке подчинения - от низших к высшим. Строгое соблюдение иерархии получило особенное развитие в абсолютистских государствах и в церковных организациях.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
ИЕРАРХИЯ
hierarchy, от гр. hierarchia от hieros - священный, arche - власть) -строго определенная система подчинения нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим, последовательное расположение чинов и званий в порядке следования от низших к высшим, так называемая иерархическая /служебная/ лестница. Термин "иерархия" употребляется, когда речь идет о порядке подчинения и соподчинения, субординации, расположения служебных должностей, научных званий, военных чинов, а также для характеристики структуры, например, государственной власти, рангов подчиненности и т д. Примером иерархической лестницы может служить "Табель о рангах" - законодательный акт в России 18 - начала 20 вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками, изданный Петром I в 1722 г. и устанавливавший 14 рангов /классов/. Аналогична и нынешняя классификация категорий государственных служащих.
Иерархия
Система управления по старшинству, в форме пирамиды, существующая в любом обществе и включающая в себя как людей, так и функции. Понятие иерархии проливает свет на самое невыносимое противоречие господствующей эгалитарной идеологи. Теоретически иерархия отвергается, но практически используется, потому что ни одно общество не может обойтись без неё и она записана в генетической памяти. Все общества высших позвоночных животных иерархизированы, а иерархии человеческих обществ ещё более сложны. Эгалитарная идеология, как и родившее её западное общество, страдают настоящей шизофренией: они постоянно нападают на иерархии, но не могут помешать их возникновению, как и любое общество. Патологические проявления антииерархизма — нападки на «отбор» в школьной системе, разрешительное воспитание без наказаний, догма равноценности отдельных людей, культур, народов и цивилизаций, учение об обществе информации и коммуникации, организованном в виде «горизонтальных сетей» и прочие иллюзии... Антииерархизм не соответствует действительности, потому что иерархии во всех областях не перестают стихийно возникать.
Но это самая сердцевина эгалитарной утопии. Отказ от иерархии на современном Западе привел к возникновению диких и хаотических иерархий, не имеющих легитимности, и форм господства, тем более насильственных и несправедливых, что они маскируются под «горизонтальное» лжесотрудничество. Практика исключения и остракизма заменяет санкции. Это царство лицемерной иерархии. Она порождает застойное общество, в котором не происходит Циркуляция элит, возникают привилегированные касты, царит бесправие. Какая-то извращённая механика: на предприятиях, в армии, в школе, в правительстве отказываются от ясно выраженной власти в пользу «переговоров» и «согласований». В действительности этот процесс приводит к возникновению сетей влияния и коррупции или тайных иерархий. Тех, кого не могут заставить повиноваться, подкупают. Иерархическое общество, с европейской точки зрения, это не общество угнетения, подобно восточному или исламскому. Иерархия — это дисциплинированная организация свободных людей ради общего блага, где у иерархов столько же обязанностей, сколько и высших прав, и они должны постоянно доказывать свою компетентность. Иерархия невыносима, если она опирается на авторитет без высшего измерения, если её цель — лишь немедленное осуществление власти, а также, если она основана на простой силе денег (больше не приказывают, не командуют, а платят и покупают подчинение доверенных лиц) или на кумовстве. Легитимность иерархии даёт признание её превосходства, которое может быть основано только на меритократии и на таких качествах, как талант, характер и здравомыслие. Общество, которое отказывается от ясной меритократической иерархии, санкционированной легально, попадает в руки анархических иерархий тиранической природы: мафий, этнических банд, групп давления, финансовых сил и т.д. Следует также бороться с новейшей иллюзией, очень модной в касте социологов, современной версии утопического социализма XIX века: новое общество организуется в «сети» и «племена» и начнётся эра коммуникации и сотрудничества без иерархии, основанных только на индивидуальной воле участников. Иерархизированные общества с их разделением ролей, господством суверенной функции над прочими будут ликвидированы, и эту эволюцию следует считать столь же положительной, сколь и неизбежной. Всё это чисто умственные построения: отмена старшинства суверенной функции приведет лишь к грубому господству торгашеской функции, а не к созданию горизонтальной сети; «сетевые» общества, соединённые новой волшебной феей по имени «Коммуникация», воспроизведут формы дикой иерархии без правил, против которых индивидуум останется беззащитным. Ясно одно: отказ от естественных иерархий создаёт хаотическое общество, которое может вернуться только к грубым и жёстким формам иерархии, т.е. к авторитаризму.
Итак, вопрос не в том, быть за иерархию или против неё (или за отбор или против отбора), потому что это неизбежные социобиологические реалии, а в том, какой тип иерархии выбрать. Иерархия может быть только единым (органическим и гармоничным) целым с чёткими правилами игры, прогрессивным и неравным распределением обязанностей и прав и высшими эшелонами, обладающими компетентностью, авторитетом и безупречной честностью. (См. «Аристократия», «Эгалитаризм», «Элита», «Меритократия», «Отбор»).
Но это самая сердцевина эгалитарной утопии. Отказ от иерархии на современном Западе привел к возникновению диких и хаотических иерархий, не имеющих легитимности, и форм господства, тем более насильственных и несправедливых, что они маскируются под «горизонтальное» лжесотрудничество. Практика исключения и остракизма заменяет санкции. Это царство лицемерной иерархии. Она порождает застойное общество, в котором не происходит Циркуляция элит, возникают привилегированные касты, царит бесправие. Какая-то извращённая механика: на предприятиях, в армии, в школе, в правительстве отказываются от ясно выраженной власти в пользу «переговоров» и «согласований». В действительности этот процесс приводит к возникновению сетей влияния и коррупции или тайных иерархий. Тех, кого не могут заставить повиноваться, подкупают. Иерархическое общество, с европейской точки зрения, это не общество угнетения, подобно восточному или исламскому. Иерархия — это дисциплинированная организация свободных людей ради общего блага, где у иерархов столько же обязанностей, сколько и высших прав, и они должны постоянно доказывать свою компетентность. Иерархия невыносима, если она опирается на авторитет без высшего измерения, если её цель — лишь немедленное осуществление власти, а также, если она основана на простой силе денег (больше не приказывают, не командуют, а платят и покупают подчинение доверенных лиц) или на кумовстве. Легитимность иерархии даёт признание её превосходства, которое может быть основано только на меритократии и на таких качествах, как талант, характер и здравомыслие. Общество, которое отказывается от ясной меритократической иерархии, санкционированной легально, попадает в руки анархических иерархий тиранической природы: мафий, этнических банд, групп давления, финансовых сил и т.д. Следует также бороться с новейшей иллюзией, очень модной в касте социологов, современной версии утопического социализма XIX века: новое общество организуется в «сети» и «племена» и начнётся эра коммуникации и сотрудничества без иерархии, основанных только на индивидуальной воле участников. Иерархизированные общества с их разделением ролей, господством суверенной функции над прочими будут ликвидированы, и эту эволюцию следует считать столь же положительной, сколь и неизбежной. Всё это чисто умственные построения: отмена старшинства суверенной функции приведет лишь к грубому господству торгашеской функции, а не к созданию горизонтальной сети; «сетевые» общества, соединённые новой волшебной феей по имени «Коммуникация», воспроизведут формы дикой иерархии без правил, против которых индивидуум останется беззащитным. Ясно одно: отказ от естественных иерархий создаёт хаотическое общество, которое может вернуться только к грубым и жёстким формам иерархии, т.е. к авторитаризму.
Итак, вопрос не в том, быть за иерархию или против неё (или за отбор или против отбора), потому что это неизбежные социобиологические реалии, а в том, какой тип иерархии выбрать. Иерархия может быть только единым (органическим и гармоничным) целым с чёткими правилами игры, прогрессивным и неравным распределением обязанностей и прав и высшими эшелонами, обладающими компетентностью, авторитетом и безупречной честностью. (См. «Аристократия», «Эгалитаризм», «Элита», «Меритократия», «Отбор»).
Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.