ИДЕОЛОГИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ИМПЕРИИ

Найдено 1 определение
ИДЕОЛОГИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ИМПЕРИИ
(византизм, православный империализм) идеология, своими корнями уходящая к византизму (см. Византийская империя) как системе государственно‑имперских, церковных, общественных и нравственных идей. Она включает величественную государствообразующую имперскую концепцию и Православие как религиозно‑нравственную концепцию. Византийский герб – двуглавый орёл символически отражает двуединство власти: светская у монарха, а духовная у Церкви. Основным в православной империи является принцип «Симфонии», при котором светская и церковная власти находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии) по аналогии с Божественной и одновременно человеческой природой Христа. Церковь и государство поддерживают друг друга, оставляя каждый за собой свои сферы деятельности. Церковь, занимаясь нравственным и духовным воспитанием и не вмешиваясь в дела управления государством, имеет право нравственного суждения по любым вопросам, включая политические, а государство, выполняя свои функции, не вмешивается в дела Церкви.
Кратко И. п. и. выражается так: любые государственные решения должны быть нравственны в православном понимании нравственности. Внутренняя идеологическая задача православной империи – обеспечение свободы как возможности развития личности в нравственной атмосфере для всех населяющих империю этносов, воспитание высоких моральных качеств, пробуждение и воспитание совести в человеке, почитание национальных традиций. Внешняя задача – это обеспечение международной справедливости, ибо предназначение (мессианское служение) православной империи – «удерживать мировое зло», прежде всего – мировое богоборчество (в настоящее время – это диктат империи англосаксов). Речь идёт не о притязаниях на главенство, а о «тяжкой ноше», благородной миссии во имя спасения не только своего народа, но и всего человечества от разрушающего глобального влияния власти международной олигархии. Эта идеология является не только полной антитезой идеям либерализма (всесвободы), культу греха и потребления (вседовольства), но и воинствующей с ними. И. п. и. не декларирует построение рая на земле, но заявляет о недопущении на земле ада. Идеологическим критерием истинности признаётся учение Иисуса Христа (см. «Новый Завет»). В нынешних условиях православный империализм предполагает, что первоочередной задачей для народов бывшего СССР должно быть восстановление их духа через обращение к своим духовным истокам. Народам должно хватить разума и воли, чтобы положить конец всем сомнительным экспериментам. Дух народа, который воспитывается идеологией на основе своей религиозной традиции, является надёжной защитой от богоборческих идеологий. Через осознание своей особой роли в мире, своей уникальной миссии понимается смысл жизни русского народа, заключающийся в сохранении идеалов христианства в его изначальном виде, в служении добру, справедливости и борьбе с силами мирового зла. Возвращение к Традиции, к ценностям отеческой веры, к христианской религиозно‑нравственной идее позволит восточно‑славянской цивилизации определённого культурно‑исторического типа занять надлежащее место в мире (Н. Я. Данилевский), вновь стать моральным лидером (К. Н. Леонтьев), объединив восточных славян и дружественные народы иной веры против натиска богоборческого замысла империи англосаксов, и осуществить жизнеутверждающий лозунг: «Традиция, Империя, Народность», за которым стоят «Вера, Надежда и Любовь». Под «Традицией» понимается возврат к культурно‑религиозным, этническим корням и ценностям. Для русского народа этот лозунг естественным образом уточняется как «Православие, Империя, Народность». Империя объединяет в себе не только представителей титульной культуры, но и тех, кто себя отождествляет с другой этнической традицией. Поэтому империя включает в себя провинции, а «провинция» – это вовсе не унижение, а обозначение некой самоуправляемой, сохраняющей свой неповторимый облик территории, свой национальный уклад жизни. Православная империя обязана предоставлять условия и добровольную возможность «подтянуться» народам провинций до уровня цивилизации стержневого этноса империи. При этом национальные уклады и элита провинций не только не угнетаются, но, наоборот, поддерживаются центральной имперской властью, а национальные элиты провинций полноценно вливаются в элиту империи. Добровольное объединение народов вновь в единую империю вполне возможно на основе понимания общего уникального проекта исторического развития, понимания того, что порознь никому не удастся отстоять не только свою политическую независимость, но даже национальный суверенитет и культурную идентичность. Реальный путь возрождения и существования национальных культур и духовности предопределяется концепцией межкультурного и межконфессионального диалога в имперской парадигме.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

|