ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Найдено 1 определение
ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
(от греч. ιδεολογία, ιδεα – «прообраз», «идея» и λογος – «слово», «разум», «учение») – система правовых, нравственных, религиозных, эстетических, философских взглядов и идей, политических программ и лозунгов, в которых осознаётся и оценивается отношение людей к действительности в целом и друг к другу, формируются мировоззрение и политическое сознание, устанавливается психологическая, поведенческая основа системы политического управления, формулируются моральные и нравственные нормы, определяются смысл жизни человека и политической нации. Другими словами, И. отражает нравственно‑духовное устремление общества, а в идеале раскрывает ответы на вопросы: «Ради чего мы живём?», «Какое общество мы строим?», «Каков наш нравственный идеал?» И. распространяет в обществе свои оценки прошлого и настоящего, а также своё представление о будущем. И. не является наукой (хотя она может включать научные знания) и потому, будучи всегда субъективной, устанавливает и регулирует отношения внутри сферы общественного производства и потребления, тем самым выражая интересы тех или иных социальных групп (например, И. марксизма формально выражает интересы рабочих). И. легитимирует власть (включая её преемственность), а также формулирует национальную идею как стратегическую цель развития общества. Сам термин И. был введён в научный обиход в конце XVIII в. французским мыслителем А. Дестютом де Траси для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Но, несмотря на отсутствие в прежние времена собственно термина И., можно утверждать, что И. (понимаемая как определено выше) имела место быть со времён образования первых государств. И. в государствах была всегда, поскольку осуществлялись все её функции (задачи), хотя и делалось это разными органами (советом старейшин, вождём, монархом, сенатом, судом, жрецами, церковью и т. п.). И. в государстве является социально, интеллектуально и нравственно организующей системой. Устоявшейся классификации политических И. к настоящему времени не существует ввиду сложности рассматриваемого явления. Возможно, например, подразделение И. на «правые» (те, что против перемен, например консерватизм, традиционализм) и «левые» (те, что за перемены, реформизм). В свою очередь, реформизм можно разделить на течения радикального и умеренного толка. К радикальным «левым» политическим И. можно отнести анархизм (ратующий за немедленное уничтожение государства как органа управления обществом) и марксизм (выступающий за постепенное полное отмирание государства) и др. К умеренным «левым» политическим И. можно отнести либерализм, социал‑демократизм и их модификации. В свою очередь, «правые» И. (консерватизм) можно подразделить на монархизм, империализм, клерикализм, национализм и др. Возможна также классификация И. по критерию истинности, принятому конкретной И. Так, например, И. православного империализма таковым критерием считает учение Иисуса Христа («Новый Завет») как основу нравственного суждения по любым вопросам, включая идеологические или политические. Марксизм, национал‑социализм и фашизм (идеологические масонские эксперименты первой половины XX в.) навязывают мнения (учения) соответствующих основоположников или диктаторов как истину в последней инстанции. Либерализм критерии истинности формально отрицает вообще, но практически критериями истины для него являются мнения (часто изменчивые) масонских иерархов и агентов их влияния (раскрученных в СМИ философов, публицистов, политиков, общественников, учёных, работников искусства и т. п.). Близким вариантом подхода является классификация И. по метафизическому критерию «добра и зла» в зависимости от того, какая глубинная идея заложена в основе И. В последнем случае можно представить две такие базовые идеи:
• цивилизационная (объединяющая) идея милосердной любви, распространяемая на всех людей без какого бы то ни было исключения;
• варварская (разъединяющая) идея ненависти, обусловленная представлением о том или ином превосходстве (исключительности) одних перед другими.
К первой группе относится И. любви (например, И. православного империализма), а ко второй группе – И. ненависти (например, марксизм как классовая ненависть; фашизм как ненависть к марксизму; нацизм как национальная ненависть, либерализм как ненависть к традиционным ценностям и укладу жизни народов; русофобия как ненависть ко всему русскому). В основании И. любви стоит религиозно‑нравственная идея милосердной любви Христа, рождающая Человека в человеке. За остальными европейскими идеологиями – эксперименты англосаксов вкупе с масонами по пробуждению в человеке зверя. Практически реализованные И., существенно повлиявшие на европейское сознание в XX и XXI вв., следующие: И. православной империи (православный империализм), марксизм (пролетарский империализм), социал‑демократизм (позднее переросший в либерализм), фашизм (итало‑олигархический тоталитаризм), национал‑социализм (германо‑нацистский империализм), либерализм (англосакский империализм) и исламский империализм (ИГИЛ). Причём православный империализм является единственной И., возникшей на естественной эволюции идей Римской империи IV в.; все остальные – рождены масонством на пару с империей англосаксов в XIX–XX вв. Этот факт может служить основанием классификации И. по происхождению: на православную как естественную эволюцию идей и искусственные масонские технологии.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

|