1889–1976)– великий немецкий философ, создатель «новой онтологии». Утверждал, что современная европейская цивилизация упустила из внимания главный вопрос – «вопрос о бытии», подменив глубокое и драматичное изучение этой проблемы системой концептуальных натяжек и искусственных рационалистических моделей («картиной мира»). Западно-европейской схоластической и современной постхристианской философии Хайдеггер противопоставлял греческую мысль (особенно досократиков), где бытие стояло в центре всей философии. Большое значение уделял языку (и в частности, поэзии), считая, что контуры мысли сопряжены с самой стихией языка и, следовательно, содержание понятий и определений претерпевают существенные изменения в процессе перевода. Особенно ярко, по Хайдеггеру, это заметно при переводе древнегреческих философов и поэтов на латынь.
Хайдеггер Мартин
Хайдеггер Мартин
Источник: Философия политики: словарь персоналий
ХАЙДЕГГЕР МАРТИН
(Heidegger, Martin) (1889–1976) Немецкий философ, чьи социально-политические воззрения сделались предметом множества споров из-за его поддержки Гитлера (Hitler) и национал-социализма (National Socialism) в начале 1930-х гг. Сильно выраженный экзистенциалистский (existentialism) и антирационалистический подход к постижению природы человеческого существования ("Бытия") заставил Хайдеггера поставить под сомнение целиком цель Просвещения (Enlightenment) – построение более передового общества, опирающегося на науку, промышленность и технику. Все представления о всеобщей, объективной рациональности, проявляющие себя в растущем господстве человечества над природой и управлении ею, в увлеченности технократическим планированием и социальной организацией, были отвергнуты Хайдеггером как неспособные применить сущностные человеческие качества подлинного, творческого и исполненного поэзии существования в целеустремленном полисе или политической общности. Хайдеггер, подобно Ницше (Nietzsche), стремился возвысить эстетическое и мифологическое значение философии и поэзии, отведя им главнейшую роль в формировании человеческих отношений. Оба мыслителя делали упор на необходимости вдохновенного политического руководства во имя возвышенных и благородных идеалов, выраженных посредством опоэтизированного использования мифологических символов и языка, что предполагает связь с правыми, националистическими и иррациональными направлениями европейского фашизма после 1-й мировой войны. Обращение Хайдеггера к делам политическим является по меньшей мере двусмысленным и может найти самые разные объяснения.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
ХАЙДЕГГЕР Мартин
(1889–1976) – великий немецкий философ, пророк восточной мысли на Западе. Получил высшее образование в Фрейбурге, в одном из старейших европейских университетов. Полное собрание сочинений философа приближается к ста томам. В 1927 г. опубликовал, ставшую знаменитой, книгу «Бытие и время», в которой попытался ответить на вечный вопрос «что делать?», когда мир переполнен преобразователями общества и природы. А попытка его изменить закончилась пожаром мировой войны, вспыхнувшей в недрах европейской цивилизации. Ничего не надо делать, – говорит философ, – пока нет ответа на вопрос «как начать думать?». «Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Эта мысль оказалась недоступна для Восточной Европы, покрывшейся плотным туманом зловещей «бездумности». Философия Хайдеггера питается корнями национальной культуры, родного «проселка». В современном мире этим путем идут многие новые независимые государства, образовавшиеся после распада Советского Союза». Но здесь кроется и трагическая опасность пограничного состояния голоса «почвы, земли и крови». Как-то неожиданно для самого философа на германских проселках появились крестьяне, переобутые в ботинки штурмовых отрядов, чей «голос крови» требовал «жизненного пространства» других народов. И для идущего дорогой истины философа наступает ответственный момент. Хайдеггер поддался хмели «пивного» национализма. Сотрудничал с нацистами и боролся за расовую чистоту во вверенном ему университете. Нацизм Хайдеггера не вытекал прямо из его философии, однако отвращение к современной жизни и плюрализму привело к сотрудничеству с политическим движением, в основе которого триада мифического единства Народа, Рейха и Фюрера. В интервью, опубликованном в «Шпигеле» после смерти Хайдеггера, философ признался, что не способен судить «как вообще и какая политическая система может соответствовать техническому веку. Я не уверен, что такой системой является демократия».
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.