ГРЕЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Найдено 1 определение
ГРЕЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
(Greek political thought) Политические проблемы обсуждаются во многих произведениях поэтов и мыслителей доклассической Греции – от размышлений Гомера о царском сане (ок. середины или конца VII в. до н.э.) до трудов афинского поэта и законодателя Солона (ок. 600 г. до н.э.). Тем не менее лишь в середине V в. до н.э. такие софисты (sophists), как Протагор и Антифон, ввели в оборот систематическую политическую теорию, основанную на разумном доказательстве. При этом их главными заботами были исследование связи между "природой" (nature) и "обычаем" и вопрос: идет ли на пользу индивиду подчинение законам государства и обычаям? Живой интерес к этим и другим политическим проблемам можно обнаружить в работах афинских драматургов и историков Геродота и Фукидида (Thucydides). Большой вклад в разработку методов политического анализа внес Сократ (Socrates), а греческое политическое мышление в целом достигло кульминации в IV в. до н.э. в работах радикального идеалиста Платона (Plato) и более консервативного и прагматичного Аристотеля (Aristotle). Несколько конкретных исторических предпосылок помогают понять причину сравнительно короткого периода процветания систематической и практической политической мысли в Греции. К середине V в. независимый город-государство, иначе называемый "полис" (откуда происходит наше слово "политика"), упрочил свое положение как базовой единицы политической организации Греции, а те многочисленные формы, которые он принял – от олигархического военного режима Спарты до радикальной представительной демократии Афин, – позволяли сравнивать, какая из них лучше. Ставшие более частыми путешествия и зарождающиеся история и антропология давали дополнительные данные для сопоставлений, а продолжавшаяся колонизация земель Средиземноморья делала поистине насущными поиски оптимальной организации полиса, предоставляя при этом полную возможность для политического эксперимента и теоретизирования. И не случайно, что тенденция к теоретизированию исходила в основном из Афин. Их представительная демократия (хотя и распространявшаяся только на рожденных свободными взрослых мужчин) не только стимулировала политические дискуссии, но и обеспечивала эти дискуссии экспериментальной базой. Более того, хотя демократия в Афинах была в целом на подъеме, олигархические фракции оставались мощными, а трения между двумя группировками требовали от каждой из них теоретических аргументов в свою пользу. Молодые люди, желавшие обрести политический вес, должны были учиться политической риторике и аргументации, так что софисты появились отчасти именно для удовлетворения этой потребности. Греческая политическая мысль была тесно связана с полисом как самоуправляющейся единицей, и после того, как Филипп Македонский и его сын Александр Великий ликвидировали автономию городов-государств (а это случилось в последние сорок лет IV в. до н.э.), развития греческой политической мысли, основанного на практическом опыте, больше уже почти не было. Философия стала склоняться в сторону отдельного индивида (как, например, в философии Эпикура), чем к взаимоотношениям индивида и государства. Крайне интересная идея стоиков о "космополисе" (возникшая, возможно, под влиянием амбициозных замыслов Александра создать мировое государство) не осуществлялась как практический манифест реформы. Она скорее была утопическим представлением об едином конгломерате государств, политических и экономических институтов, тогда как индивиды соединялись только узами дружбы. Также историческими условиями объясняются многие проблемы греческой политической теории. Разнообразие доступных данных порождает стремление к оценке конституций и теоретическому осмыслению создания идеальных государств (в противовес мировому сообществу стоиков). "Республика" и "Законы" Платона и две последние книги аристотелевой "Политики" являются хорошим тому примером. Весьма различные критерии гражданства в различных государствах также привели к постановке вопроса о сути гражданства вообще и о том, кто может быть гражданином. Постоянные трения между олигархической и демократической фракциями заставили Платона и Аристотеля серьезно задуматься над вопросом стабильности. И наоборот, упор, который в афинской демократии делался на участие в управлении индивидов, привел к постановке вопроса о роли индивида и особому вниманию к проблеме отношений личности с государством. Главное значение в формировании греческой политической теории имела природа самого города-государства. В самом деле, утверждение Аристотеля о том, что "человек – это политическое животное", означающее, что естественным местом обитания человека является полис, наводит нас на мысль о том, что политическая теория может оказывать влияние только в этом контексте; возможно, он и вообще хотел сказать, что политическая теория является сугубо греческим феноменом. Наиболее ярко выраженная особенность полиса состоит в том, что он воспринимался как ассоциация людей, связанных между собой общим образом жизни и общей моралью. Целое всегда было более важным, чем любая из его частей, и оно оставалось целым благодаря связующей роли системы образования, стремившегося воспитать молодых людей хорошими гражданами, разделяющими положения морального кодекса государства. Позитивная роль государства давала много пищи для размышлений таким софистам, как Антифон, считавшим, что государство сковывает истинную природу и свободу индивида. Что касается мыслителей, подобных Платону и Аристотелю, воспринимавших полис как естественную и лучшую среду обитания человека (хотя ни тот, ни другой не были вполне довольны ни одной из существовавших тогда моделей, особенно, демократическими Афинами), то для них это означало, что у политической теории имеется важный этический аспект и что роль образования является первостепенной, в то время как на такие архиважные, с точки зрения нашего времени, понятия как "представительность" и "защита прав", они почти не обращали внимания. То особое значение, которое мыслители уделяли подготовке индивида к правильному поведению, выводит напрямую к авторитарным тенденциям с их столь различными представлениями о том, каким это целое должно быть.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь